|
Развитие восприятия у дошкольников с ОНРАвтор статьи: Колосова Татьяна Александровна
Развитие восприятия дошкольника с речевыми нарушениями У ребенка с нарушениями речи есть слабые и сильные стороны. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи присутствуют определенные трудности в развитии познавательной сферы. Не отчаивайтесь! При систематической и целенаправленной работе Ваш ребенок преодолеет эти трудности. И помочь ему в этом сможете Вы! Проявления трудностей в развитии познавательной сферы не одинаковы у разных детей: одному ребенку сложно запомнить тот или иной материал, другому – сосредоточиться на выполнении задания, третий с трудом ориентируется в правом и левом. Развитие представляет собой комплексный процесс – одновременно происходит взаимосвязанное развитие и восприятия, и внимания, и памяти, и мышления, и воображения, и речи. Этой статье приводятся игры для развития восприятия у дошкольника с ОНР. Игры подобраны таким образом, что Вам не придется выкраивать из своего дня какое-то очень специальное время. В них можно играть по дороге в детски сад и обратно, в машине, в поезде, в самолете, по дороге куда угодно. Пять правил успеха:
Восприятие цвета Игры на улице
Оборудование: не требуется Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира. Не стоит торопить ребенка, или делать акцент на его «недосмотрах». Гораздо полезнее в завуалированной форме обращать внимание ребенка на объекты окружающего мир. Оборудование: не требуется Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Например, родители говорят «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т.д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) Оборудование: не требуется Содержание: Вы предлагаете ребенку назвать, что в природе бывает определенного цвета. Важно объяснить ребенку, что имеются ввиду объекты природы, а не то, что сделано руками человека. Например, платье не подходит, а яблоко подходит. На первом этапе можно просить ребенка назвать как можно больше предметов; на втором – задавать количество предметов: «Назови, что в природе бывает зеленого цвета. Ты должен назвать 5 предметов». Если ребенок не может назвать заданное количество предметов, то желательно, чтобы Вы стимулировали поисковую активность ребенка наводящими вопросами. Например, «это животное, оно живет в лесу, любит орешки, у него пушистый хвост» и т.д. Можно устроить соревнования между членами семьи, кто назовет больше предметов заданного цвета, или кто назовет быстрее заданное количество предметов. Оборудование: не требуется Содержание: Вы называете ребенка разные объекты окружающего мира и просят назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета?, а медведь?, а ромашка? и т.д. Обратите внимание ,что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы), то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов. Оборудование: осенние листья Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев. Правило игры: все листья должны быть только одного цвета Игры дома
Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета. Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: предложите ребенку найти в квартире и принести 5 предметов заданного цвета. Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т.д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги. Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных. Оборудование: набор карандашей или фломастеров от 6 до 12 цветов в зависимости от подготовленности детей по количеству играющих. Содержание: попросите ребенка поднять карандаш цвета предмета, который называется. Например, «Подними карандаш цвета травы. Подними карандаш цвета помидора. Подними карандаш цвета лимона». Восприятие формы и размера Игры на улице
Оборудование: не требуется Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Оборудование: не требуется Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Примеры заданий:
Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) Игры с природным материалом
Оборудование: подойдет любой природный материал, в зависимости от того, где Вы находитесь. В лесу (парке) – шишки, желуди, листья, плоды шиповника. На даче (в деревне) – листья, цветы, палочки, грибы, шишки. На море – ракушки. Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот. Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь. Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире. Игры дома
Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире. Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т.д. Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней). Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: предложите ребенку нарисовать по инструкции. Примеры инструкций: Нарисуй
Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных.
Восприятие пространства
Оборудование: не требуется. Содержание: предложите ребенку по инструкции показать различные правые и левые части тела. Например: «Покажи правую щеку. Покажи левое колено и т.д.». Поскольку основным ориентиром для выделения сторонности является ведущая рука, целесообразно начинать игру с инструкций, включающих показ правой и левой руки. Сначала инструкции даются ребенку в умеренном темпе, затем, по мере освоения ориентировки, скорость Оборудование: не требуется. Содержание: взрослый предлагает ребенку назвать ту часть тела, к которой он прикоснулся. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка, ребенок говорит: «это мое левое ухо». Первоначально можно показать ребенку алгоритм выделения правой и левой сторон тела с опорой на ведущую руку. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка, для определения стороны тела просит поднять и назвать ведущую руку и от нее определить, к правому или левому уху прикоснулся взрослый. В дальнейшем опора на движения ведущей руки убирается (то есть ребенок на совершает видимых движений рукой), а сама игра может проводится с закрытыми глазами. Оборудование: не требуется. Содержание: взрослый описывает позу или действие, которые необходимо выполнить ребенку. В инструкции обязательно должны содержаться указания на правые и левые части тела. Например: «Подними правую руку вверх, а левую ногу поставь на пятку» или «Сними тапок с правой ноги и возьми его в левую руку». Оборудование: 12 листов бумаги, игрушки или картинки. Подготовка к игре: на полу разложите 12 листов бумаги, расположив их в 4 ряда по 3 листа в каждом. Эти листы изображают острова. Под листы бумаги спрячьте игрушки или картинки – клад, который должен найти капитан корабля. Содержание: ребенок становится капитаном корабля, которому нужно найти клад на одном из островов архипелага. Для того, чтобы найти клад, корабль должен двигаться по инструкции, которую Вы даете. Например: «Плыви вперед мимо 2 островов, поверни налево и проплыви мимо одного острова, теперь направо и т.д.». Сначала инструкция дается дробно, следующая ее часть предлагается ребенку после правильного выполнения предыдущей. Затем инструкция может предлагаться целиком. Игры на улице
Оборудование: не требуется Подготовка к игре: нарисуйте на земле 10 линий одна за другой на расстоянии примерно в один шаг ребенка или положите камешки – это игровое поле, по которому ребенок будет перемещаться. Содержание: ребенок становится у самой дальней от Вас линии, ему нужно дойти до Вас, на каждой линии выполняя инструкцию. Например: «Робот, подними правую руку вверх!» или «Робот, почеши левое ухо!» и т.д. Если задание сделано правильно, ребенок переходит на следующую линию, если нет, остается на месте. Оборудование: нарисованное на земле игровое поле, расчерченное на несколько квадратов (рис). Размеры квадратов должны позволять ребенку стоять на них.
Рисунок. Игровое поле для игры «Классики» Содержание: ребенок стоит на одном из квадратов, взрослый дает ребенку инструкции: «Сделай шаг вперед (ребенок делает шаг). Теперь два шага влево (ребенок перемещается). А сейчас шаг назад (ребенок делает шаг). И шаг вправо и т.д.». Во время перемещений по квадрату не нужно поворачиваться, то есть шаги в стороны делаются приставным шагом. Сначала инструкции даются по одной, а затем их можно объединять по две или по три для тренировки не только ориентировки в пространстве, но и памяти ребенка. В этой игре ребенку можно предложить и роль ведущего. Однако очень важно, чтобы на данном этапе взрослый, перемещающийся по игровому полю, стоял спиной к ребенку. В противном случае ребенок не сможет контролировать правильность перемещений взрослого в пространстве. Кстати, взрослый может намеренно делать ошибки (особенно перемещаясь вправо и влево), чтобы ребенок внимательно следил за выполнением своих инструкций. Оборудование: не требуется Содержание: по Вашей команде ребенок свободно перемещается по площадке. По команде «Замри» ребенок останавливается и называет предметы, которые находятся справа или слева от него, за ним или перед ним. Например: «Замри! Назови, что находится слева от тебя» Оборудование: не требуется Содержание: по дороге в детский сад или магазин и т.п. взрослый просит ребенка называть объекты, находящиеся справа или слева, или называть расположение объектов по отношению к ребенку. Например: «Что находится справа от тебя? – Аптека» или «С какой стороны от тебя находится почта? – Слева». Усложненный вариант игры осуществляется по памяти. Взрослый предлагает назвать объекты или предметы, находящиеся справа/слева от ребенка, когда он идет в детский сад. Поскольку описание расположения предметов по отношению к собственному телу зависит от расположения самого ребенка в пространстве, необходимо указывать и эти ориентиры. Например: «Когда мы идем из детского сада домой, справа мы видим аптеку, детскую площадку, Петин дом, а слева – магазин, почту, клумбу» или «Представь, что мы идем из дома в детский сад. С какой стороны будет находиться клумба?». Восприятие времени Игры на улице
Оборудование: не требуется Содержание Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток. Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное. Аналогичным образом эту игру можно проводить применительно к временам года. Например, когда мы катаемся на санках? Когда мы собираем грибы и ягоды и т.д. Оборудование: не требуется Содержание: объясните ребенку значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие. Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк». Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение: Ночью девочка идет в детский сад. Утром девочка обедала. Днем на уроке девочка получила хорошую отметку. На уроке девочка проснулась, потянулась и снова улеглась в постель. Ночью девочка выполняла домашнее задание. Вечером девочка каталась на коньках. Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку закончить предложения:
Игры дома
Оборудование: карандаши, бумага, скрепки. Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини‑книжечку, автором которой будет ваш ребенок. Оборудование: цветной картон, цветная бумага Содержание: изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток. Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на ярко‑синем фоне в верхней части листа – ярко‑желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды. Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности. Оборудование: двусторонние цветные полоски с запечатанными на обратной стороне словами: голубая — утро, желтая — день, фиолетовая — вечер, синяя — ночь Содржание: предложите ребенку выложить полоски в правильной последовательности, вспоминая порядок смены частей суток. Затем с помощью получившейся цепочки из полосок — частей суток — отрабатывается понимание, что за чем следует в сутках. Ребенок при этом одновременно усваивает понимание слов после, за, перед. Образец: После утра наступает день. За днем следует вечер. После вечера наступает ночь. Перед утром бывает ночь. Ход игры. Взрослый называет часть суток, например вечер, дети должны поднять синюю полоску, при слове утро — желтую и т.д., и задает на каждое названное слово вопросы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|