|
Развитие групповой психотерапии с точки зрения сексуальностиАвтор статьи: Юшин Вячеслав Анатольевич
Опираясь на идеи, изложенные в моей книге, «Группа как объект желания" (Nitsun 2006), я рассматриваю групповую терапию с трех основных точек зрения - воплощение группы, как контейнера для эротического воображения, и в качестве группы, представляющей собой нравственные позиции. Я также хотел бы рассмотреть понятие группы в качестве свидетеля.
Воплощенная группа Вопреки впечатлению, что сексуальность может быть снята с повестки дня в группах, учитывая ее маргинализацию в литературе, большинство групповых терапевтов, вероятно, согласятся, что сексуальность, как правило, очень присутствует в группах, независимо от того, есть ли ее открытое обсуждение или нет. Среди немногих писателей, которые непосредственно рассматривали этот вопрос, Мёллер (2002) описал группу как “наэлектризованную либидинальную сеть”, а Тулим (2003) описал её как “театр желания”. В своих собственных сообщениях, я обращаю внимание на телесные, невербальные аспекты группы, где участники сидят в непосредственной близости друг от друга, достаточно близко, чтобы видеть, осязать и обонять. Сексуальное влечение, желание и фантазии входят в здесь-и-сейчас группы, в дополнение к осведомленности участников о своей сексуальности и отношениях за пределами терапевтического кабинета. Таким образом, групповая терапия, это не только взаимодействие между умами, как это часто описывается (Behr and Hearst 2005), но и между телами людей, каждое из которых имело свой путь развития и половые различия. Очевидно, что данное наблюдение до сих пор еще не получило развития в нашей сфере. Почти все акценты ранее делались на вербальной коммуникации и ментальном взаимодействии. Возможно, настало время обратить внимание на телесное взаимодействие и коммуникацию тел.Эротическое воображение Я использую термин "эротическое воображение", чтобы описать не только эротические фантазии одного человека и его мысли, но и более широкое эротическое воображение, контейнер из разнообразных желаний и фантазий. Я полагаю, что групповая терапия создает эротическое воображение, включающее индивидуальное желание участников группы "в матрице, которая больше, чем сумма его частей”. Сюда включаются как сознательные, так и бессознательные фантазии. Чем больше свободного эротического воображения, тем больший объем оно дает для исследования в группе и тем большей вероятностью будет то, что участники будут делиться скрытыми аспектами своей сексуальности. С другой стороны, ограничения на эротические фантазии будут отражены в торможении и их маскировке в группе. Хотя это, возможно, не имеет значения для некоторых членов, но это может иметь решающее значение для других, особенно тех, кто озабочен "трансгрессивными" мыслями и побуждениями, и для тех, кто скрывает болезненные аспекты своей сексуальности и тех, кто особенно склонен к стыду.Групповая мораль Кроме того, в группе присутствует моральная позиция, будь то в явной или скрытой форме. Поскольку сексуальность настолько ограничена социальными нормами, то, как групповая терапия представляет традиционную мораль оказывает сильное оценочное влияние на свободу, с которой сексуальность рассматривается в группе. Я хочу обратиться к благотворной морали. Элиас (1978), социолог, кто повлиял на мышление Фоулкса о группах, много писал о силе социальных ограничений. Он проводит различие между "необходимыми ограничениями" и "ненужными ограничениями." Первое относится к ограничениям, которые являются необходимой частью упорядоченного, здравомыслящего общества, а последние относятся к ограничениям, которые отражают манипуляции заинтересованных и контролирующих лиц. В то время как первые необходимы в интересах хорошо функционирующего общества, последние открыты, чтобы бросить им вызов и пересмотреть. Я полагаю, что это верно в отношении ограничений, окружающих сексуальное разнообразие. Сдерживающие факторы являются вполне уместными в тех ситуациях, когда вред может причиняться отдельному/ым участнику/ам - есть формы сексуального разнообразия, которые имеют разрушительный потенциал и которые действительно извращенны и им нет места для большинства. Но понятие извращения слишком легко спутать с разнообразием. Групповая терапия, а не просто зеркальное отображение обычных ограничений, в принципе, позволяет свободно задавать об этом вопросы. В этом смысле, она имеет потенциал, чтобы стать доброкачественным авторитетом, быть более справедливой, иметь мораль великодушнее, чем нравственность супер-эго, этой суровой, критической функции личности и культуры, которая является интернализацией репрессивного социального контроля (Elias, 1978).Пересмотренная мораль группы может пройти определенный путь к смягчению стыда, который так часто сопровождает сексуальность. Раскрывать сексуальность в группе, как правило, трудно. Это один из самых частных и личных аспектов себя, редко обсуждаемых с другими участниками с любой степенью детальности или глубины. К этой чувствительности также добавляется телесный аспект сексуальности. Тело в своей наготе, может быть окутано стыдом. Это, вероятно, справедливо для всей сексуальности, но в большей степени связано с сексуальным разнообразием, так как стыд имеющихся различий может быть еще больше. Группа отражающая доброкачественную мораль может иметь реальную ценность. Появление такой морали в группе и как она формируется, возможно, через отношение и вмешательство терапевта с привлечением участников к открытости и любопытству в данном вопросе и имеет решающее значение в обеспечении более широкого сексуального дискурса. Группа в качестве свидетеля В отличие от индивидуальной терапии, где есть только два участника в кабинете, и каждый играет совершенно разные роли, группа имеет преимущество в том, что имеется еще несколько участников в дополнение к терапевту. Возможность наблюдения и и выражения мнений большим числом участников является неотъемлемой частью лечебного процесса группы, добавляя силу разнообразия в зависимости от того, какой дискурс сейчас присутствует в группе. Я полагаю, что это еще одно преимущество для исследования сексуальности. Выявление в группе сексуальности может быть затруднено по причинам, изложенным выше, но все же участники могут получить выгоду от различных взглядов, которые, как правило, возможны в группе. Одной из трудностей обсуждения близости в обычной жизни является относительная изоляция, в которой это может произойти. Интимные отношения, сексуальные или иные, как правило, происходят между двумя людьми. В то время как это является подходящим условием для выражения близости, оно также может быть поводом для беспокойства вторжения и злоупотребления. Поднимаемые вопросы интимности в группе открывают опыт новых форм взаимодействия и понимания. Я описал это в своей книге как "пере- контекстуализация интимности" (Nitsun 2006). Эти комментарии свидетельствуют о том, что групповая терапия может быть ценным контекстом для исследования сексуальности в целом и сексуального разнообразия в частности. Группа, не сдерживающая принятие сексуального разнообразия, может помочь преодолеть разногласия, которые так часто возникают при принятии сексуальности. Мне осталось рассмотреть роль терапевта в этом процессе и взглянуть на этические последствия поведения группового терапевта. Групповой терапевт Я полагаю, что терапевт играет решающую роль в оказании влияния на сексуальный дискурс в групповой психотерапии. Мораль терапевта должна влиять на дискурс. Когда речь идет о сложных вопросах, где может возникнуть предубеждение, члены группы могут быть чувствительны к мнению терапевта, независимо от того выражает он его или нет. В свою очередь, это очень сильно зависит от того, каков собственный ее или его сексуальный опыт и какое отношение он или она испытывают к теме сексуального разнообразия. Я признаюсь в этом для того, что немногие из нас свободны от наших собственных предпочтений, а также запретов и предрассудков. Митчелл (1996) указывает на то, что требований слишком много, чтобы мы полностью были свободны от наших предрассудков, и это невозможно, но мы можем размышлять над нашими предрассудками и осознавать, как они влияют на нашу работу, когда мы размышляем над ними. Я полагаю, что есть этические аспекты сексуального дискурса в групповой терапии. В общем, как Дебиак (2007) указывал, существует перекрытие этических и других разнообразных вопросов в групповой психотерапевтической практике. Но это имеет особое значение для сексуального разнообразия. Мы знакомы с этикой, связанной с вопросами сексуального действия в психотерапии и признаем, что существуют фундаментальные ограничивающие требования, которые защищают участников группы от сексуальной эксплуатации и трансгрессии. Это этические соображения. Но этика также обращается к руководству терапевта над сексуальным разнообразием. Как принимается решение о том, какие сексуальные различия включаются в группу, понимание опасности сближения и как осуществлять вмешательства в исследовании сексуального разнообразия - все это является этическими проблемами. В прошлом, обсуждение сексуального разнообразия поднимало лишь вопросы о приемлемости различий в конформистском обществе. Я полагаю, что это во многом изменилось: этическое беспокойство теперь о том, насколько ответственно мы подходим к сексуальному разнообразию. Дело не в том, существует разнообразие или нет, является ли оно приемлемым или нет, дело в том, как по-человечески и изобретательно мы имеем дело с разнообразием как данностью в обществе.Клиническая иллюстрация Мариан, успешная деловая женщина около 30 лет, проходила групповую психотерапию в группе идущей раз в неделю. Несколько лет назад она проходила индивидуальную психотерапию в попытке справиться с сомнениями и трудностями, связанными с ее гомосексуальностью. Индивидуальная терапия принесла ей разочарование и она сочла ее ограничивающей. Терапевт A., женщина, имеющая психоаналитическую подготовку, считала гомосексуализм Мариан как защитную реакцию на ее тревогу по поводу своей женственности и конкуренции с другими женщинами за партнеров мужчин. Мариан была несогласна с такой интерпретацией, так как она чувствовала себя внутренне гомосексуалистом и интерпретация делала недействительной ее собственное понимание себя. Она чувствовала, что пришла за помощью, чтобы приспособиться к собственной сексуальности, а не деконструировать или изменить ее. Тем не менее, ее отрицание интерпретации было интерпретировано терапевтом как психотерапевтическое сопротивление. Она также не смогла поделиться ласковыми и любящими чувствами, которые она периодически испытывала к терапевту, опасаясь порицания или дальнейшей интерпретации. Все больше и больше расстраиваясь, она оставила индивидуальную терапию после трех лет прохождения. К тому времени как она пошла на групповую терапию прошло приблизительно восемь лет, и Мариан вела активную жизнь как лесбиянка. Она завела лесбийских друзей и встретила женщину, с которой она установила тесные эмоциональные отношения и с кем она сейчас живет. Их отношения были стабильны, пока ее партнер не выразила сильное желание иметь ребенка, который будет воспитываться ими как парой. Перспектива стать родителем ребенка ей не приходила в голову, а также возможное скорое появление ребенка в семье лишь ускорило кризис Мариан.Возвращаясь к психотерапии, Мариан вступила в аналитическую группу идущую дважды в неделю, и которая в дополнение к нескольким гетеросексуальным участникам включала гея, женщину с гомосексуальным сыном и мужчину находящегося в гетеросексуальном браке, но старающегося изо всех сил справляться со своими гомосексуальными желаниями. Группу вела женщина-терапевт, которая прошла несколько лет назад через активную бисексуальную фазу, но остановилась на гетеросексуальном партнерстве. Хотя и беспокоясь о вступлении в постоянную группу, Мариан довольно скоро почувствовала, что она сделала правильный выбор в психотерапии. Она чувствовала в себе гораздо больше возможностей открыто говорить на группе о своей сексуальности, чем она была в состоянии делать в индивидуальной терапии - и без страха порицания или "исправляющих" интерпретаций. Ее проблемы резонировали с несколькими другими участниками и их проблемами, и они в свою очередь соприкасались с ее проблемами. Она также обнаружила, что женщина-терапевт была благожелательно настроена к ней. В группе был очень высокий уровень обратной связи, с моментами выраженной близости, и терапевтом, предлагающим подход здесь-и-сейчас. Это позволило участникам говорить о чувствах притяжения и желания в группе, которая пересекла традиционные роли гендера и сексуальной ориентации. Принадлежность к этой группе людей, задающихся вопросами сексуального разнообразия стало очень значимым опытом для Мариан. Она была в состоянии справиться с некоторыми из своих болезненных чувств о том, что она лесбиянка, с ее трудностями принятия амбивалентности в своей семье, и ее горем по поводу того, что она никогда не сможет зачать собственного ребенка. Благодаря этому, она была в состоянии понять свои страдания о партнере, имеющего ребенка и те элементы зависти, ревности и боязни, что всколыхнулись в ней. Она постепенно приспособилась к тому что произойдет, и когда ее партнер в конечном итоге родила, она неплохо с этим справилась. Сначала перегруженная двойственными чувствами с появлением шумного младенца со всеми его требованиями, она освоилась в ее собственной роли в качестве родителя и привязалась к ребенку. Стоит отметить разрыв по времени в восемь лет между индивидуальной терапией Мариан и ее групповой терапией. В течение этих восьми лет без сомнения был культурный сдвиг в отношении к гомосексуализму: стало больше терпимости и открытого обсуждения такого выражения сексуальности. И групповая терапия отразила эти изменения на примере некоторых из особенностей группового подхода к современной сексуальности, которые я изложил в этой статье. Эти функции можно суммировать следующим образом: 1. Сексуальное разнообразие больше не является скрытым предметом, а становится доступным для открытого обсуждения и исследования. 2. Наличие целого ряда сексуальных предпочтений требует толерантной среды, в которой можно справляться с трудностями сексуальной адаптации. 3. Группа подходит к этому не как к интеллектуальном упражнению, а как воплощение данных лиц, с которыми можно разделить чувства притяжения и близости. Группа способна к эротической фантазии. 4. Группа принимает доброкачественную (?) мораль, в которой могут быть развеяны опасения по поводу осуждений и порицания. 5. Группа вновь пере- контекстуализирует интимность, предоставляя средства для выражения ее и содержащие функцию исследования сексуальности. 6. Обратная связь и интерпретативная система включает в себя всех членов группы, в том числе терапевта, а не исключительно терапевта представляющего социальные отношения. Это обеспечивает защиту от предубеждений и предрассудков в терапии. 7. Процесс терапии выигрывает от присутствия терапевта, который, благодаря собственному опыту и личной морали открыт для сексуального разнообразия. 8. Группа представляет собой место, которое противодействует чувству обособленности и отчужденности, которое может возникнуть при рассмотрении различий между полами. 9. Эти характеристики группы вносят вклад в группу как объект желания, в отличие от анти-группы, в которой присутствует отчуждение желания. Выводы В психотерапевтической группе, которая иногда рассматривается как среда, в которой трудно открыто говорить о своей сексуальности и половых различиях, становятся очень актуальными рамки рассмотрения сексуального многообразия в современном обществе. Через свой потенциал для воплощения открытости к эротическому воображению, принятию доброкачественной морали в соответствии с современными социальными отношениями и неся функции в качестве свидетеля выражения и обсуждения проблем интимности, группа предлагает потенциально полезный опыт для тех, кто имеет дело с сексуальным разнообразием. Но это должно быть сбалансировано с учетом конфиденциальности и управления границами, чтобы предотвратить ненадлежащее поведение. Это будет зависеть от собственной морали терапевта, справедливости и открытости, которые являются выражением этического императива, который и направляет нашу работу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|