Группа как Объект Желания. Изучение сексуальности в групповой терапии. Глава 9. Тема инцеста

Феномен инцеста - сексуальные отношения между членами семьи - находился в тени психотерапии начиная с истоков психоанализа. Призрак инцеста оказывает большое влияние на психотерапевтическое сознание отчасти благодаря историческим данным, касающихся детского сексуального опыта пациентов в семье, а также отчасти в силу переноса и контрпереноса и частично в качестве необходимого предупреждения для психотерапевтов, чтобы избежать соблазна сексуальных отношений со своими пациентами. В то время как эта тема служит предостережением и ограничением случаев фактического сексуального использования внутри и за пределами кабинета (это хорошая тема для любых общественных и профессиональных стандартов), одновременно сохраняется беспокойство о таком принятии сексуальности, которое по существу способствует десексуализации большинства современных психоанализов. Сэмюэлс (1999) упоминает о появлении так называемого «безопасного анализа», формализующего проявления сексуальности в кабинете аналитика. Это создает скрытые зоны сексуальности в психотерапии, своего рода вид парализованности (?) по отношению к тому, что очевидно присутствует в кабинете, но к чему следует относиться с предельной осторожностью.

Эти темы имеют особое значение для групповой психотерапии, не отличающейся от семейной ситуации со своими родительскими и сиблинговыми идентификациями и, следовательно, открытыми для пробуждения "инцестуозных" чувств. Кроме того, в группе ощущается сильное физическое присутствие: группа представляет собой совокупность людей в непосредственной близости друг к другу. Как правило, участники группы могут видеть и практически прикоснуться к другому, почувствовать дыхание и запах друг друга. Будучи обязанными соблюдать границы времени и пространства, участники группы не ограничены теми видами формальностей, которые существуют в индивидуальной психотерапии с ее большим иерархическим подчеркиванием. Здесь приветствуется спонтанность. Конечно, существует запрет на сексуальные действия среди участников группы внутри и  вне группы, но никакой запрет не может остановить возбуждение желания, которое возникает в группе. Это включает в себя и желание терапевта, который  является более видимым и доступным в группе, чем в индивидуальной терапии. То, что групповая терапия является таким потенциальным очагом желания, с его многочисленными соблазнами, может быть одной из причин, почему сексуальность в групповой психотерапии настолько маргинальна. Это вызывает беспокойство инцеста, вину от запретных желаний. Игнорируя или скрывая сексуальность, может сложиться иллюзия, что ее не существует, что не существует желания, а существует опасность принятия. Но, конечно, маскировка, как правило, усиливает, а не стирает то, что желается.

В таком отрицании теряется возможность для развития. В этой книге я полагаю, что в групповой терапии возможно привести в творческое равновесие возникновение сексуального желания и признание того, что желание должно возникать без прямого исполнения его: это часть терапевтической работы группы. Прикоснувшись к этому вопросу в предыдущей главе, я хочу более внимательно посмотреть на тему инцеста в групповой психотерапии с двух точек зрения: 1) представление в группе инцестуозных чувств и переживаний в детстве; 2) исследование инцестуозных импульсов здесь и сейчас в группе. Чтобы рассмотреть оба эти вопроса я рассмотрю их через единственный пример группы, в которой тема инцеста является основной темой.

Этот пример вытекает из предыдущей публикации (Nitsun 1990) о группе лечения пациентов, пострадавших  от сексуального насилия в детском возрасте. В этой статье я выделил значение смешанной психотерапевтической группы для данной проблемы, в отличие от широко распространенного мнения, что однородные группы являются для этого более подходящими (Ryan et al. 2005). Здесь я высказываю мнение, что гетерогенные группы являются ценными для этой группы пациентов и, кроме того, тема инцеста является очень актуальной для групповой психотерапии в более общем плане и отражает скрытые потенциалы, а также подводные камни, когда открыто обращаются к теме сексуальности в группе.

Пример

Это была "зрелая" группа, в том групп-аналитическом смысле, что она приблизительно была равна тому, что Фулкс (1948) называл идеальной “терапией группы группой”. Группа приобрела способность к “свободной групповой дискуссии”, описанного Фулксом разговорного процесса, который развивает и обогащает групповой материал. Это стимулирует скорее горизонтальный, а не вертикальный взгляд на проблему таким образом, что общение является полезным не только для одного или двух отдельных участников, но и для группы в целом.

Тема инцеста была инициирована Бриджит (35), которая подвергалась в детстве сексуальному насилию со стороны дяди на протяжении нескольких лет. Она была в индивидуальной терапии с групповым терапевтом в течение двух лет, прежде чем присоединилась к группе. В процессе терапии у нее возник сильный положительный перенос к нему, но она очень беспокоилась о возникновении сексуальных чувств в их отношениях. Она видела их как сильно испорченные и разрушительные. Она также утверждала, что у нее не было никаких сексуальных чувств вне ее отношений с мужем, - которые были в ее случае заторможены, - как будто ее сексуальность принадлежала ему, а не ей. Я поднимаю проблемы Бриджит спустя несколько лет в групповой терапии, концентрируясь на событиях одной сессии группы, в которой были задействованы все участники.

Бриджит начала с того, что она встревожилась, увидев в словах терапевта на предыдущей сессии намек на то, что у нее сексуальные чувства по отношению к нему. Тем не менее ее недавние сны о нем, по ее мнению, могут подтвердить, что у нее действительно есть такие желания. Если это оказалось так, она предупредила, что у нее не остается другого выбора, кроме как покинуть группу.

Остальные участники группы выступили против этого, заявив, что ее уход будет излишне радикальным шагом. Участники призвали ее  рассмотреть свои сексуальные чувства как часть крепких отношений с терапевтом и видят их скорее естественными, а не извращенными или загрязняющими. Тема стимулировала дальнейшие откровения относительно инцестуозных чувств. Ричард (47), который ранее намекнул, что у него появились сексуальные проблемы в его отношениях с дочерью Мирандой, заявил, “'Я переспал с Мирандой, три дня назад во сне”. Он продолжал говорить о периоде в его отношениях с Мирандой, до наступления ее 15-летия, когда она стала крайне неловко чувствовать себя во время любого физического контакта с ним. Раньше они тепло обнимались и целовались, но теперь она отшатнулась от него. Однажды она обвинила его в том, что он «грязный старик». Тогда он, беспокоясь, не совершает ли он преступление, прекратил все физические контакты с ней. Он помнил, что чувствовал себя одиноким и переживал об этой проблеме. В то время он не был в состоянии говорить с кем-либо о ней, в том числе и со своей женой. На его глазах были слезы, когда он вспоминал эти события.

Мартин (42), неженатый человек, который до сих пор жил со своими родителями, присоединился к дискуссии. Он рассказал, что в детстве он привык злиться на свою мать, а затем шел извиняться и обнимал ее для успокоения. В это время у него случалась эрекция. Он всегда беспокоился об этом и считал себя ненормальным. В зрелом возрасте он имел большие трудности в формировании сексуальных отношений с женщинами и считал, что с его чувствами к своей матери надо что-то делать. В настоящее время у него была женщина-компаньон, и он заметил, что, когда они о чем-то спорили, то он хотел причинить ей боль, и в то же время у него случалась эрекция. Было обсуждение в группе о месте агрессии в сексуальности с тенденцией к тому, что такое проявление нормально. Обсуждение изначально отклоняется от темы инцеста, но участники вскоре вернулись к нему.

Ричард спросил терапевта, имеют ли матери ту же проблему (инцестуозные импульсы) со своими сыновьями, что и отцы со своими дочерьми. Терапевт ответил, что пример Мартина подтверждает, что это вполне может быть так: вполне вероятно, что, когда Мартин сексуально ответил своей матери, она также была участником этих чувств. Группа дополнительно изучала вопрос об агрессии и сексуальности, говоря, что они часто связаны между собой и что Мартин чувствовал себя излишне виноватым по этому поводу.

Другой участник мужского пола Пол (24) затем вспомнил, что у него были сексуальные фантазии по поводу своей матери и двух его сестер, в частности, более молодых и очень привлекательных. Он считал, что он никогда бы не раскрыл этого никому и был удивлен, каким неожиданным образом этот разговор возник в группе. Затем Джун (43) вступила в дискуссию. Она вдруг вспомнила о сне прошлой ночью, в котором она переживала себя как человек, имеющий половые сношения с женщиной. Это был яркий, захватывающий сон. Ричард заметил, что Джун покраснела, когда рассказывала этот сон. Джун засмеялась смущенно и сказала, что она была шокирована тем сном. Участники говорили о том, какими запутанными могут быть сексуальные чувства и  нормально ли, что человеку может быть привлекателен тот же пол, даже если он гетеросексуален. Джун продолжала говорить, что она, возможно, нимфоманка, но никак не лесбиянка, а также женщина, которая жаждет половых контактов с мужчинами. Она поделилась тем, что для нее притягателен каждый мужчина в группе в какой-то момент. Была волна смеха, а затем сказал Пол, “Забавно, и мне привлекательны большинство женщин в группе. Здесь есть некоторые очень хорошенькие женщины!”

По мере того, как сессия подходила к концу, терапевт прокомментировал открытость, которая сложилась в группе. Он отметил, что большая часть дискуссии касалась собственных сексуальных чувств. У некоторых участников, таких, как Бриджит, прошлый опыт привел  к тому, чтобы рассматривать свою сексуальность как нечто выходящее за пределы нормы: люди часто чувствуют себя перегруженными интенсивными сексуальными чувствами так, как если эти желания исходят из какого-то инопланетного источника, но их обсуждение в группе производит впечатление на участников, находящих сексуальный импульс внутри себя менее захватывающим или отталкивающим. В последние несколько минут группы фокус вернулся к Бриджит и ее отречению от сексуальности. Частью этого оказалась вина: она втайне боялась, что она несет ответственность за близость ее дяди с ней. Это напугало ее и смутило в уверенности о своей сексуальности, необходимости отрицать это даже в тех ситуациях, когда это было вполне естественно. Это привело группу обратно к  сексуальным чувствам Бриджит по отношению к терапевту, которые она смогла бы теперь признать, но с меньшим количеством тревоги и стыда. Обсуждение помогло Бриджит, которая в последующих сессиях вникала все глубже в вопрос о ее чувстве ответственности и вины, и в конечном счете, получая более четкое понимание того, какие сексуальные желания были у нее и какие принадлежали другому человеку.

Обсуждение

Какова функция инцестуозной фантазии? Сэмюэлс (1999: 155), пытаясь выйти за рамки обычных предположений о кровосмешении - универсальном табу, которое отражает актуальность желания, стремление к принятию и страх его последствий - поднимает такой вопрос: «Что представляет собой телос, каковы цели, задачи, притяжение, стремление, перспектива, сны о человеческой инцестуозной сексуальной фантазии? Признавая опасность вступления ее в силу, он тем не менее приводит доводы в пользу положительной психологической функции кровосмесительной фантазии. Он предполагает, что это функция роста. Он ссылается здесь на психологический рост и то, как это происходит через отношения, через обогащение личности, которая поставляется с интимной близостью к другому и интернализации этой близости. Это особенно актуально в детском возрасте, когда ребенок смотрит на своих родителей для интимной связи - и родитель, чей собственный рост и поиск продолжается, хотя и в иные сроки, находит что-то в ребенке, который отражает их собственное желание и поиски для генеративности (Nitsun 1994). Подытоживая свои взгляды на эту тему, Сэмюэлс приходит к выводу, “Психологическая функция фантазии инцестуозной сексуальности в том, чтобы вдохновить и облегчить эту многоуровневую близость, которую мы называем любовью. Это означает, что кровосмесительные сексуальность и социальная связь взаимосвязаны также, как взаимосвязаны удовольствие и власть” (стр. 156).

Эти точки имеют немаловажное значение для группового материала, который я предоставил выше. Главная движущая сила этого материала и организующей темы - это инцестуозное желание. Существующая изначально в теме тревога - страх кровосмесительного желания, стыда и страха, связанного с признанием этого желания, - отражено в признании Бриджит того, что если она узнает, что у нее есть сексуальные чувства к дирижеру, она должна будет покинуть группу. Тем не менее за счет содействия других участников тема инцеста расширяется и углубляет коммуникацию группы в целом. Бриджит освобождается от бремени быть один на один с этой проблемой. Проблема становится всеобщей, поскольку каждый участник группы разделяет определенную версию кровосмесительного желания. Чувства стыда, вины и тревоги, связанные с этим желанием, совместны, и в этом процессе группа собирается вместе в духе интимности и доверия. В свою очередь, это позволяет участникам говорить о своих желаниях друг к другу, воплощающих инцестуозный импульс в здесь-и-теперь группы. Терапевт отмечает, что это помогает с локализацией и принятием желания. В конце сессии фокус возвращается к Бриджит, которая приобретает нечто особенное, которое в дальнейшем поможет ей разобраться со своими чувствами в отношении своего детского опыта абьюза.

Не совсем случайно, что эта сессия, в которой преобладает тема инцестуозной фантазии, является ярким примером аналитического процесса групповой работы. Тема породила богатый ассоциативный процесс, где каждый участник может внести свой вклад: есть яркие воспоминания прошлого опыта; сновидения; поток резонанса от участника к участнику; открытая дискуссия о проблемах переноса; способность полностью присутствовать в группе в текущий момент; и, по крайней мере, намек на то, что позволяет группе двигаться - способность к игре. В этом одновременном появлении тематического содержания и группового процесса мы имеем яркий пример того, как работает аналитическая групповая терапия.

Важно отметить, что это происходит в контексте изучения инцестуозного желания. Вместо ожидаемого препятствия терапевтическому процессу эта тема высвобождает связи и формирует тесно сплоченную группу. Это подтверждает точку зрения о взаимосвязи инцестуозной фантазии и социальных связей и является еще одной иллюстрацией интегрирующей силы эротической связи.

Успех группы в рассмотрении этой очень напряженной темы во многом определен тем, что это происходило в “зрелой” групп-аналитической группе. Группа встречалась в течение нескольких лет, и в ней был определенный уровень доверия, который сделал возможным риск самораскрытия, в отличии от ранних, менее зрелых групп, в которых участники будут стесняться говорить об этом. Это, однако, является точкой долгосрочной аналитической работы в группе, она укрепляет способность группы противостоять наиболее сложным областям эмоционального развития. В то же время, материал показывает, как тема инцеста придает большую глубину процессу, увеличивая близость и доверие в группе. То, что пациентка с идентифицированной проблемой сексуального насилия в детстве была в индивидуальной терапии с дирижером до присоединения к группе, также внесло свой вклад в этот процесс. В некоторых случаях дополнительная связь с терапевтом может создать напряженность в группе через соперничество других участников - и там были аспекты этого в ранних стадиях группы, - но здесь контекстуализация индивидуального переноса в группе делает перенос более прозрачным и открытым для обсуждения, и, как представляется, поддерживает развертывание темы инцестуозного желания как для затронувшего эту тему участника, так и для группы в целом.

Хотя настоящая глава посвящена инцестуозной сексуальности как таковой, предполагается, что переплетение темы и описанного процесса имеет отношение к представлению всей сексуальности в группе. Сокрытие, стыд и недоверие в сексуальных отношениях - ключевые особенности в клинической литературе о детском сексуальном насилии (Ryan et al. 2005) - формируют основание тревоги, которая кроется в будущей сексуальности, что создает защитные нарративы, необходимые для защиты своей сексуальности. Именно эта совокупность признаков делает обсуждение сексуальности такой трудной в психотерапии вообще и групповой терапии, в частности. Тем не менее важно различать инцестуозные желания от не инцестуозных, а также желание исполнить это желание в действии. В групповой терапии участники не являются биологически связанными между собой, и можно использовать эту разницу в качестве отправной точки, а не повод для тупиковой ситуации.

В равной степени может быть верным то, что инцестуозные желания можно рассматривать как образующие социальные связи, но  также  и вредящие им. Как правило, инцестуозные фантазии вызывают беспокойство по поводу социальной приемлемости, а также возможность совершения сексуального преступления, а также последующее чувство вины создает разделение между чувством собственной сексуальной личности и социального представления об этом. Таким образом, социальная группа имеет силу порицать и наказывать - и это еще одна причина, почему так боятся групповой психотерапии, и почему возможность раскрытия своей сексуальности в группе может выглядеть настолько пугающей. Чувство вины в проявлении сексуальности часто скрывает инцестуозное желание. Но в этом заключается важная возможность для группы - предложить новый вид морали, власти, который прощает и делает позволительным иметь такие желания, как я и проиллюстрировал в этой главе.

Резюме

Тема инцеста иллюстрируется в зрелой психотерапевтической группе, которая позволила конструктивное исследование инцестуозного желания как в детстве участников, так  и, по аналогии, в самой группе. В то время как инцестуозные импульсы связаны с сексуальным преступлением, что приводит к большой осторожности по поводу их подтверждения или выражения, пример указывает на потенциально скрепляющую и связывающую функцию таких желаний и ценность обмена инцестуозными чувствами и страхами в групповой терапии.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Психотерапия в группе - что это
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь