Быть услышанным в группе …

Автор статьи: Павел Купоров

Быть услышанным в группе … 

Приходя в группу и участвуя в её работе, все мы хотим и надеемся быть замеченными, услышанными, понятыми, по достоинству оцененными, принятыми, поддержанными и т.д. Это нормально, это наши естественные человеческие потребности и желания.

Но иногда этого не происходит, или не происходит быстро, сразу. Такое может случиться по разным причинам. Перечислю некоторые из них. 
Например, мы можем идеализировать группу или ведущих, или отдельных её участников, бессознательно переживать их как родительские фигуры, с вытекающей отсюда пассивной установкой – они должны заметить, догадаться, позаботиться обо мне, сделать что-то вместо меня; и тогда мы можем стать заложниками собственных завышенных нереалистичных ожиданий. Выход – брать на себя ответственность, предъявлять свои переживания группе. 

Каждая наша встреча уникальна, в том смысле, что складывается неповторимый «групповой узор» как в калейдоскопе – мы собираемся разным составом, приходим в каком-нибудь настроении, с определённым набором актуальных тем для группового обсуждения, которые отражают нашу жизненную ситуацию, которая тоже находится в динамике.

Каждый раз необходимо делать усилие - всматриваться и вслушиваться в этот «групповой узор», улавливать общее движение группы в диалогах и дискуссии, отыскивать смыслы, которые являются трендами в этот день. Не забывая при этом сверяться с собой, замечать свой отклик на процессы в группе. Всё это не просто. Довольно сложный, но тренируемый навык.

Основная форма работы в нашей группе – групповая дискуссия, диалоги. И поэтому чтобы быть услышанным можно иметь в фокусе своего внимания работу над следующими собственными личностными качествами:

1. Способность при необходимости выдерживать конкуренцию с участниками, с ведущими, с группой в целом. Людям бывает трудно конкурировать в следующих ситуациях: с человеком, более агрессивным по темпераменту; с представителем другого пола; с представителем другого поколения. Особенно трудно соревноваться с идеализируемым по какому-либо параметру человеком (интеллекту, уровеню культуры, полу, возрасту, характеру, внешности, здоровью, статусу, семейному положению, таланту и пр.). 

2. Умение при необходимости конструктивно (уважительно) конфронтировать (спорить, отстаивать свою точку зрения) с участниками, с ведущими, с группой в целом.

3. Умение договариваться: быть на равных, слышать другого, признавать другого в его инаковости, находить общие точки, убеждать другого, просить другого, вносить конструктивные предложения в конфликте, уступать, достигать консенсуса и прочее.

4. Коммуникативные навыки: смелость в открытости, искренности; умение делиться переживаниями, осознавать и предъявлять свои чувства; умение чётко и понятно выражать свои мысли; уверенность, упорство, гибкость.

Что же делать, если пока тебя не услышали, не заметили? 
В такой ситуации может возникать много негативных чувств: неудовлетворённость, обида, скука, разочарование, возмущение и т.д. Некоторые участники могут почувствовать себя обманутыми в своих ожиданиях. В связи с этим может рождаться протест, желание как-то отреагировать, пропустить очередную встречу, например. 
В одиночку пережить это состояние фрустрации довольно трудно. И что же делать в таком случае? 

Самое полезное (но и наиболее рискованное), что можно пробовать делать, со вниманием отнестись к своим переживаниям, подробнее их исследовать, запомнить (записать), и попробовать их предъявить на следующей встрече тем людям, которым они адресованы: группе в целом, или кому-либо из ведущих, или конкретному участнику группы.

Другой способ (более бережный, но более длительный) – обсудить свои переживания по поводу группы со своим терапевтом в рамках личной терапии.

В крайнем случае, можно тренироваться в виртуальном общении, инициировать какое-либо обсуждение в нашей группе в ВК.

На этапе становления группы происходит много важных и закономерных процессов: мы знакомимся, конфликтуем, конкурируем, рассаживаемся по «своим местам», примеряем роли, которые предлагает нам группа, и к которым, возможно, мы склонны в обычной жизни. На этом этапе быть замеченным и услышанным – это всегда усилие, борьба, требующая много ресурсов.

В дальнейшем, после того как мы перезнакомимся и рассядемся по «своим местам», выработаем привычные алгоритмы групповой работы, будет складываться круг доверия. Конкуренция начнёт уступать место другим механизмам работы – договорённостям, привычным ритуалам. 

Павел Купоров



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Слышать другого. Навык, которому учатся в терапевтической группе
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 55 ЛЕТ ТРЕЗВОСТИ - Возможно ли это? Да, возможно! А как - прочтите ниже; в группе Начало такое бывает
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что происходит на группе?
  • Психотерапия в группе - что это
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Некоторые терапевтические приемы повышения мотивации аддиктов при работе в группе.
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Умение признавать свои ошибки. (много букв)
  • Умение замечать и видеть другого
  • О динамической группе, часть 10. А если мне там что-нибудь неприятное скажут?
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • О динамической группе, часть 8. Как это выглядит?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Такие простые непростые картинки .Или как за час,наконец-то, быть услышанным
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • Эмоциональная зависимость или почему бывает трудно отпускать другого.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Зачем идти на терапевтическую группу? Кто будет на группе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь