|
Проверьте развитие своего малыша в соответствии с возрастомАвтор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
Проверьте развитие вашего малыша в соответствии с возрастом
В данной статье хочу поделиться с родителями информацией о том, что ребенок должен уметь делать в 2-3 года, по мнению психологов и педагогов. При помощи простых тестов вы сами сможете проверить уровень речевого, умственного развития вашего малыша. В период с 2 до 3 лет у ребенка наблюдается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой функций. Самым главным достижением 2-3 летнего малыша является развитие речи. В этот период речь развивается особенно интенсивно. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем годам в его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. Развитие речи напрямую связано с психическим развитием ребенка, так как речь необходима для передачи опыта. При общении с ребенком не только называйте окружающие предметы, игрушки, но старайтесь кратко описать предмет, его свойства, комментируйте свои действия: «Эта машинка синяя маленькая, а вот большая красная. Машинка едет вперед, а теперь назад и т.д.». Ближе к трем годам речь усложняется, и ребенок может рассказать о себе несколькими простыми предложениями. Он уже называет и знает восемь цветов, величину (что больше, что меньше) и количество предметов (пытается считать). Произношение в основном правильное, за исключением шипящих звуков. Важно говорить с ребенком чистым языком, не используя «сюсюканье» и детские «ломаные» слова типа : «би-би» вместо «машинка», «ляля» вместо «кукла», «ав-ав» вместо «собачка». Возникновение речи тесно связано с навыками общения. Потребность в общении формируется при активном взаимодействии взрослого и ребенка. С ребенком следует говорить о прошедших, будущих событиях. Малыш уже понимает причинно-следственную связь явлений, участником которых являлся он сам или же наблюдает на картинке или по телевизору: «Вот зайчик бежит по тропинке, а охотник едет за ним на велосипеде. Кто быстрее? Охотник догонит зайчика? Почему?». Ребенок уже способен обобщать предметы по назначению: одежда (носки, майки, брючки), посуда (чашка, тарелка, кастрюля). Учите его отбирать предметы по группам: «Вот сюда положим игрушки, вот сюда положим одежду и т.п. Ребенок уже повторяет знакомые короткие стихи и песни. Словарь пополняется вопросами: где? что? куда? Малыш уже различает взрослых животных и их детенышей. Появляются сложные предложения, состоящие из 4-6 слов. Ребенок начинает общаться с помощью речи не только со взрослыми, но и с детьми. В интонации различаются эмоции. Начиная с возраста двух с половиной лет, ребенок понимает рассказы, отвечает на вопросы: «Про кого мы читали сказку? Что снесла курочка? Почему плакали дед с бабой?». В возрасте 3-х лет начинайте сознательно развивать внимание. Поиграйте с ребенком в игру «Чего не стало?» В этой игре в ряд выстраиваете 5-6 игрушек, сначала пусть ребенок их назовет, потом предложите малышу отвернуться и закрыть глазки. Незаметно уберите одну игрушку и попросите ребенка угадать, какой игрушки не стало. Со временем можно усложнить задание и убирать по 2-3 игрушки, подставлять новые. Эту игру, как впрочем и все остальные, очень любят дети. Обращайте внимание, принимает ли ребенок вашу помощь при обучении, как быстро научается. Проверьте возможности вашего ребенка и выявите возможные отклонения в развитии. Предлагаемые задания даются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Возьмите двухсоставную матрешку, затем тоже самое проделайте с трехсоставной матрешкой. Попросите ребенка раскрыть ее, если ребенок не начал действовать, раскройте сами и предложите малышу ее собрать. Если ребенок не справился с заданием – покажите как надо. Раскройте матрешку – обратите внимание ребенка на то, что внутри есть маленькая матрешка, дайте маленькую матрешку ребенку и попросите вставить ее в большую. Повторно предложите ребенку еще раз раскрыть и собирать матрешку. Оцените наличие интереса к вашим действиям, научаемость ребенка, умением повторить ваши действия.
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Возьмите пирамидку из трех (четырех) колечек. Предложите ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то разберите ее сами, попросите повторить. Если ребенок не начинает действовать, то сами давайте ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предложите ребенку выполнить задание самостоятельно. Оцените принятие ребенком задания, учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.
НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ
Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жесткой инструкции. Понадобятся две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка). Положите перед ребенком две предметные картинки, идентичная пара находится у вас в руках. Сделайте акцент внимания для ребенка на том, что у вас с ним одинаковые пары картинок. Затем закройте свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же. Если ребенок не выполняет задание, покажите, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используйте указательный жест. Оцените принятие задания, осуществление выбора; понимание инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.
ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ
Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета. Отберите цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих. Поставьте перед ребенком два (четыре) цветных кубика и попросите показать такой, какой находится у вас в руке: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем попросите показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предложите ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик». Если ребенок не различает цвета, то научите его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Ребенок может знать цвета, но не уметь соотносить цвет со словом (названием). Существует много способов научить ребенка различать цвета и знать их названия. Об этом мы опубликуем отдельную статью.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Понадобятся две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник). Наборы таких картинок продаются в книжных магазинах. Покажите ребенку части разрезанной картинки и попросите: «Сложи картинку». В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, покажите целую и попросите сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, сами наложите часть разрезной картинки на целую и предложите ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Этими несложными тестовыми заданиями вы сможете проверить уровень развития вашего малыша и одновременно учить его. Не стоит пугаться если что-то ребенок не сможет выполнить – попробуйте провести тест через некоторое время, если опять заметите несоответствие – обратитесь к специалистам (логопеду и психологу).
статью подготовила семейный психолог, арт терапевт Щербакова Наталья Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|