|
Развитие человека и развитие человечестваАвтор статьи: Екатерина Петровна Преображенская
Развитие человека и развитие человечества Почему нам так важно быть успешными? Почему в современном мире успех воспринимается как одна из самых привлекательных сторон жизни? Это связано с направлением развития человечества. В любой живой системе заложена способность к развитию. Ученые рассматривают несколько концепций развития человечества. В целом, определяют, что человечество имеет спиралевидный характер развития, изменяясь качественно, сохраняя прежние свойства, когда в новых качествах присутствуют черты старого. Во все времена были люди стремившиеся к раскрытию своего потенциала, к духовному развитию и просветлению, были достигшие просветления. Ученые, пророки и философы, ищущие истину, имеющие материалистическое мировоззрение или идеалистическое, продуцировали гениальные идеи. Чтобы понять как развивается человечество в целом, направление его развития, необходимо понять развитие отдельного человека. Рассмотреть этот вопрос можно опираясь на некоторые исторические факты, открытия и идеи, ставшие революционными в сознании людей, и поворотными в развитии определенного общества и возможно радикальными в дальнейшем движении всего человечества. Периодизация З. Фрейда Психическое развитие человека рассмотрим с позиции психоаналитической теории личности З. Фрейда. В его периодизации психического развития личности акцент ставился на телесном удовольствии, в отличие от других систем отражающих процессы развития личности, в которых подчеркивалось влияние на развитие человека социальных, поведенческих факторов, проблем мышления и процесса усвоения информации. Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому человеческий организм является сложной эмоционально-энергетической системой. Структура личности, по З. Фрейду состоит из трех основных компонентов: Оно (Ид) – бессознательное, Я (Эго) – сознание и Сверх-Я (Супер-Эго) – социальные запреты и нормы. Главным образом, динамику личности определяет сфера бессознательного, проявляющаяся в биологических влечениях, подчиненного принципу удовольствия в отличие от сознания, взаимодействующего с внешним миром, обусловленного принципом реальности и контролем со стороны Супер-Эго, являющегося хранилищем моральных норм и стандартов поведения усвоенных в детском возрасте под влиянием условий воспитания в семье. Сознание можно представить как луч света в глубинах человеческой психики или как маленькую часть суши окруженную водами бессознательного и происходящее с нами есть результат деятельности подсознания или бессознательного, содержимое которого заполняется в течение всей жизни тем, что не нравится, и оно оказывает решающее воздействие на человеческое поведение, во многом обусловливает его. Термин «либидо» использовался З. Фрейдом для описания хода психического развития нормального человека, а также при объяснении причин возникновения неврозов, психических расстройств. Либидо — это желание, страсть, влечение, которое имеет целью достижение удовольствия; жизненная энергия человека, имеющая сексуальные корни. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что в процессе взросления смещение области концентрации энергии либидо, ощущение удовольствия, то телу, обусловливает развитие человека. Ощущение удовольствия есть основной человеческий мотив. Для маленького ребенка – это проявление к нему любви, выражающееся в заботе, в качественном внимании со стороны взрослых, главным образом от матери — ласки, прикосновения, поцелуи; удовольствие получаемое ребенком от внутренних процессов — от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое. Стремления к удовольствиям, по З. Фрейду, носят дуальный характер. Он считал, что существуют инстинкты жизни и смерти, которые стараются реализовать себя невзирая на внешние обстоятельства, следовательно, по мнению З. Фрейда, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции. Но тему об инстинкте смерти З. Фрейд не раскрыл до конца. Э. Фромм в своей книге «Величие и ограниченность теории Фрейда» пишет:
Мне видится, что инстинкт смерти есть результат работы деструктивных программ, что находятся и действуют в сфере бессознательного и будут действовать до тех пор, пока не будут осознанны или мы не получим новые вливания, новые условия, новый интерес. Инстинкт жизни, связанный с получением удовольствия является единственным инстинктом, заложенным в нас природой, а либидо есть стремление к удовольствию, основная энергия, мотивирующая поведение человека и обусловливающая его развитие, в процессе взросления смещаясь по телу человека. Нарушения развития либидо, при возникновении стрессовых травмирующих ситуаций в определенном возрасте, по З. Фрейду, приводит к психическим расстройствам. Как сказано выше это формирует инстинкт смерти, который содержится в бессознательном, в сфере неосознаваемых влечений, проявляющийся в навязчивых повторениях. З. Фрейд определил пять стадий психического, точнее, психосексуального развития, которые проходит человек в процессе взросления. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, на которых сконцентрирована энергия либидо. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, определенных черт личности и ценностей, приобретенных на соответствующей стадии развития, и влияет не только на состояние психического здоровья, но и на общее состояние организма и развитие физического тела. Более подробную информацию о прохождении стадий и формировании характеров можно узнать из литературы по психологии развития и возрастной психологии. В следующей статье опишу общие моменты психоаналитической теории и теории дальнейшего развития человечества. Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|