Развитие человека и развитие человечества (продолжение)

 

Психоаналитическая периодизация развития личности представленная на основе взаимоотношений человека с другими людьми.

 

В чем может состоять наше развитие, какое направление оно имеет? С точки зрения нашей социальности, а людьми нас делает социум, развитие человека рассматривается только в контексте взаимоотношений с другими. Сложно определить человека развитым, пусть он гений в сфере наук, но если он не может полноценно взаимодействовать с другими, то его гениальность является чаще всего компенсацией того, что в социуме определяется как неполноценность. Пример, люди с расстройством аутистического спектра, у них часто отмечается выдающиеся способности.

Уровень развития человека определяется его способностью взаимодействовать с другими людьми на основе доверия и признания достоинства каждого человека.

 

В теории психосексуального развития З. Фрейдом определены следующие стадии:

Оральная стадия (от рождения и до полутора — двух лет).

Выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится. Эти люди, в данный период жизни малыша, являются для него всем миром, т. к. он еще не отделяет себя от внешнего мира. От их отношения зависит, как в последующем взрослея, ребенок будет воспринимать себя, каким для него будет внешний мир, угрожающим или дружественным. В возрастной психологии есть понятие, как «базовое доверие» к миру, которое формируется до одного года. Оптимистический или пессимистический взгляд на мир закладывается в этот период.

Неудовлетворенность, неприятные ощущения, условия эмоциональной и сенсорной депривации в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого, иногда приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения в биологическом плане.

 

Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди», постулирует, что

недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти.

 

Не смотря на то, что все физические потребности ребенка в этот период удовлетворены, но не ощущая эмоциональности, малыш обычно умирает, что описано и названо таким явлением как госпитализм.

На оральной стадии фиксации либидо, которая происходит в результате неудовлетворенности, формируются типы личности: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-пассивный — человек с открытым ртом, пассивный, зависимый, покорный, доверчивый, ждущий от окружающего мира благ, одобрения, поддержки и принятия. Фиксация приводящая к орально-агрессивному типу выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно подавлять, эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Установки сформированные в этот период, при неблагоприятном его прохождении, препятствуют полноценному взаимодействию с другими, выражаются в том, что человек видит проявление враждебности по отношению к себе, и по принципу детерминизма, получает то, что ожидает.

Его желания связаны, в большей степени, только с удовлетворением физических потребностей.

Анальная стадия (от полутора — двух лет до трех с половиной лет). В этот период ребенок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, его осознанность связана с умением сдерживать позывы к испражнениям, внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, – аккуратность, опрятность, пунктуальность, желание заниматься творчеством; дисциплинированность, упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества – следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на данном этапе развития, в ответ на реакцию родителей.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста. Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению и садистской жестокости).

Э. Фромм в своей книге «Величие и ограниченность теории Фрейда» описывает одну из невротических ориентаций характера соответствующей анальной стадии.

Замкнутый, со сжатыми губами человек, озабоченный, чтобы все было в порядке и как положено, проявляющий мало непосредственности, с болезненным цветом лица легко классифицируется как анальный характер; если добавляются такие характеристики, как скупость, отстраненность, — вы получаете этому подтверждение.

 

 

Его желания связаны с накопительством, стремлением к богатству.

Установки сформированные в этот период, при неблагоприятном его прохождении, препятствующие полноценному взаимодействию с другими людьми, выражаются в том, что человек ощущает себя неполноценным в физическом плане, что может компенсироваться садистскими наклонностями. Из-за ощущения своей ущербности будет компенсировать ее стремлением к власти, к доминированию. Имеет комплексы по поводу внешности, со стороны других видит проявление жадности по отношению к себе. По принципу детерминизма, притягивает или впутывается именно в те ситуации, в которых его пытаются обмануть, физически или морально унизить.

Фаллическая стадия (от трех с половиной лет до пяти — шести лет). На третьем этапе детской сексуальности у ребенка возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определенной половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образцу правильного поведения. Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством идентификации себя с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, жесты и т.п.

 

Мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, в зависимости от полученной напряженности, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами, либо ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха во взаимоотношениях с представителями противоположного пола и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины», но по сути, не способны проявлять должную заботу и ответственность по отношению к другим, т. к. сами не дополучили ее в важный период формирования личности. Их поведение может быть по типу Дон Жуана или альфа-самца, они имеют набор психологических особенностей, свойственных людям с комплексом Наполеона

У девочек комплекс Электры, в каждый возрастной период проявляется по-разному.

Чаще всего фаллическая фиксация у женщин, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса и комплекса Электры расценивались З. Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

По З. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет. Именно в это время формируются главные структуры личности.

Фаллической стадии, при успешном ее прохождении, соответствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Установки сформированные в этот период, при неблагоприятном его прохождении, препятствующие полноценному взаимодействию с другими людьми, выражаются в том, что человек стремиться к превосходству не только на физическом плане. Ему важно превосходить других во всех сферах. Успешность подменяется желанием доминировать, оно проявляется и в отношении того, кто должен его окружать, все самое лучшее только у фаллического типа — у альфа-самца должна быть альфа-самка, дети тоже должны соответствовать и превосходить других детей не только в физическом, но и в умственном плане, что вносит напряженность в психику ребенка, поэтому у такого типа личности, редко бывают дети полноценно развитого характера, генитального, т. к. он не способен проявляться любящим и заботливым. Желания связаны со стремлением к власти и почестям. Если им не удается достичь превосходства в бизнесе или во власти, возможно проявление превосходства в псевдодуховности.

Из-за напряженности полученной на фаллической стадии развития личности, ощущение своей неполноценности компенсируется стремлением к власти, демонстрацией своего величия, чем вносит напряженность в любые отношения. По принципу детерминизма, будет подсознательно притягивать или впутывается в те ситуации, что требуют борьбы.

Латентная стадия (от пяти — шести лет до двенадцати лет). В этом возрасте энергия либидо не концентрируется в какой-то определенной части тела, а переносится на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

Генитальная стадия (от двенадцати лет). Пятый, заключительный этап психосексуальной концепции З. Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием, наступление половой зрелости и завершением психосексуального развития. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор партнера, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.

 

Последним двум стадиям — латентной и генитальной, З. Фрейд уделил мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти — шести лет.

Обобщая информацию по рассмотренным стадиям психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, не получает полное удовлетворение естественных потребностей или испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются во внутреннем мире человека, в подсознании, и сопровождают его на протяжении всей жизни. Фиксация энергии либидо на определенной стадии формирует мышечные зажимы, которые отражаются на физическом теле в виде органических изменений, и в последствии, приводят к заболеваниям органов связанных с этой областью.

Из опыта работы с клиентами поясню, что травмирующим психику событием может быть, неожиданный для ребенка всплеск эмоций со стороны родителей. Как им может показаться, вполне безобидный, но для ребенка не осознающего всей информации, он может стать причиной неврозов в будущем, т. к. запечатлевается непосредственно в подсознании как напряженное и угрожающее ощущение не вписывающееся в привычный ход событий.

Семьи обычно формируются партнерами с близкими типами характеров. У ребенка — родители которого имели типы характеров ниже генитального и не имеющих направленности на развитие, на осознание и проработку напряженности, — мало шансов, что в семье у него сформируется характер выше родительского типа, т. к. психоэмоциональное состояние ребенка формируется отражая неполноценные взаимоотношения между родителями, имеющими свои деструкции и установки.

Люди генитального характера в состоянии определить и классифицировать фиксированность других на предыдущих стадиях, т. к. их особенностью является способность взаимодействовать с другими не ощущая напряжения в психике. Людям невротических ориентаций характера, сложно осознать свою фиксированность, но возможно, проанализировав свои отношения с социумом, насколько часто их раздражают окружающие.

Самостоятельно проработать ограничивающие установки, практически не возможно, т. к. и фиксация на определенной стадии, и переход на следующую, происходят во взаимодействии с другими, поэтому необходимо работать со специалистом или в груповой терапии, в противном случае, стремление развивася с одиночку приведет к ощущению еще большего превосходства, что лишь увеличит напряжение во взаимодействии с окружением. Развитие человека состоит в осознании ограничивающих установок, создающих напряжение во взаимоотношения с другими.

Успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически и физически здоровой личности, имеющей полноценные взаимоотношения с другими людьми на основе доверия и признания достоинства каждого человека.

Продолжение следует...

Развитие человека и развитие человечества продолжение



Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Развитие ребенка от полутора до трех лет
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь