|
Источник проблем в ваших взаимоотношениях с другими людьми. Часть 3Автор статьи: Развина Элеонора Михайловна
Я предлагаю вашему вниманию отрывок из книги: Генри Клауд "Изменения, которые исцеляют" БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ДОБРА И ЗЛА Когда мы пытаемся решить проблему соотношения добра и зла, возникают определенные препятствия. Чаще всего это искаженные представления о себе, о других людях и о Боге. Искаженное мышление 1. Наше представление о самих себе "Я не могу жить в несовершенном мире". Это заблуждение делает многих людей рабами совершенства. Они думают, что не могут быть счастливы в "менее чем идеальном" мире. Они настолько разочаровываются в жизни, что отвергают все, что немного ниже, чем идеальное, лишая себя радости жизни в реальном мире. "Я действительно недостоин любви". Люди, которые не могут рискнуть и показать свое реальное "я" другим, могут думать, что их невозможно полюбить. Это убеждение идет из раннего детства. Они не понимают, что наша "любимость" основывается на способности другого человека к любви, а не на наших достоинствах. "Я должен быть лучше, чем есть на самом деле". Люди, придерживающиеся этого убеждения, недооценивают последствия грехопадения. Они не понимают, как глубоко повлиял на нас грех. Они думают, что каким-то образом могут избежать греха. "У меня нет талантов и внутренней силы". Некоторые люди уверены, что были рождены без какого бы то ни было хорошего внутреннего содержания. У нас есть грехи, но у нас также есть внутренние силы, чтобы бороться с грехом. Некоторые страхи и заблуждения убеждают людей, что у них нет этого, поэтому они просто сдаются и перестают сражаться со злом. "Я испытываю неприемлемые чувства". Некоторые люди осуждают себя за свои "ниже чем идеальные" чувства, например, нужду в чем-либо, печаль, сексуальное влечение и слабость. Эти человеческие чувства не греховны сами по себе, но они осуждаются как плохие идеальным "я". "Мои недостатки много хуже, чем у остальных". Большинство людей, которые не могут открыться близким, рассказать о своих грехах, верят, что их греховность хуже, чем у остальных. По каким-то причинам эти люди думают, что они согрешили гораздо больше других. 2. Наше представление о других "Люди отвернутся от меня, если узнают..." Страх, что тебя бросят, является основой для стремления к совершенству у многих людей. Эти люди уверены, что взаимосвязь с другими людьми настолько непрочна, что любая ошибка или промах могут разрушить ее. В действительности, открытое признание своих слабостей обычно служит скрепляющим материалом для взаимоотношений и взаимосвязи. Попытка скрыть свои слабости ослабляет эту взаимосвязь. Часто это встречается в браке. "Люди будут осуждать меня за мои слабости". Некоторые думают, что небо обрушится на них в наказание за их слабости. Очевидно, так бывало с ними в детстве. "У других нет таких же переживаний, как у меня". Часто мы идеализируем других, думая, что человек, с которым мы общаемся, является совершенным. Мы боимся, что сами менее совершенны. Понимание того, что другие являются такими же, может значительно облегчить жизнь и борьбу со злом. "Люди не будут любить меня, если я не буду полностью плохим". Некоторые люди создают образ полностью плохого человека, что служит им своего рода защитой от внешнего мира. Они пытаются спрятать свои сильные стороны от других людей, полагая, что могут понравиться, только если будут беспомощными, без каких-либо талантов. Они боятся, что люди не примут их достижений, и поэтому скрывают их. "Люди будут ненавидеть меня за мои недостатки". Люди, которые борются с добром и злом, иногда привыкают к мысли, что их недастатки вызовеут ненависть и неприятие других. Именно детский страх быть отверженными удерживает их от открытости, без чего невозможно получить новые переживания принятия и любви. Поэтому исповедание перед другими так важно. 3. Наше представление о Боге "Бог ожидает, что я буду полностью хорошим". Нет более далекого от истины и в то же время такого распространенного заблуждения, как это. Бог говорит неоднократно, что все мы грешники, и Он ожидает, что мы будем снова и снова грешить. Мы должны смотреть на себя так же, как на нас смотрит Бог, чтобы понимать ничтожность нашего "совершенства" и с трепетом принимать Его благодать. "Бог принимает меня, когда я поступаю хорошо, и отвергает меня, если я поступаю плохо. Если я снова сделают что-либо хорошее, Он снова примет меня". Это представление о Боге не признает основного принципа спасения, данного нам Богом однажды и навсегда. Мы истинно находимся в безопасности с Ним; поэтому мы можем открывать перед Ним свои слабости. "Иногда Бог шокирован моими грехами". Некоторые люди сжимаются от страха по поводу своих мыслей или действий. Истина заключается в том, что Бог знал все это еще до нашего рождения. Он знал каждый грех и каждую нашу слабость, и по-прежнему любил нас, и даровал нам спасение. Нет ничего такого в наших делах, что повергло бы Его в шок. "Бог отвернется от меня, если я..." Библия учит нас, что христианин никогда не может быть отвергнут Богом. Некоторых людей любили только за что-то, с условием "если ты...", поэтому они не могут себе представить, чтобы существовал Кто-то, Кто приходящего к Нему не изгонит вон. Они живут в постоянном страхе, что могут потерять общение с Богом. "Бог думает, что несовершенство - это плохо". Некоторые из нас верят в это. Но Бог понимает, что движение к совершенству - это процесс, и на это нужно время. Незрелость - это не вопрос нравственности. Быть молодым не означает быть безнравственным, это означает просто быть молодым.
Описанные заблуждения и искажения истины создают внутреннюю тюрьму для реального "я". Все эти искажения мы получаем в процессе общения с другими людьми, и именно поэтому они должны быть изменены во взаимоотношениях, основанных на истине. Это не происходит без риска и без боли. Однако настоящее исцеление и духовная сила приходят тогда, когда у нас появляются искренние и прочные взаимоотношения, в которых тьма может быть прорезана светом и где "темные стороны" могут получить прощение и принятие.
Глава 13 КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ Положение, в котором мы все должны находиться для разрешения вопроса добра и зла, определяется установкой "нет никакого осуждения". Но как можно внедрить это в свои эмоции? Ведь разумом это понять гораздо проще. Первый шаг заключается в том, чтобы посмотреть на эмоциональную сторону взаимоотношений нашего идеального "я" и реального "я". Если эти взаимоотношения наполнены любовью, принятием и "стороны" направляют друг друга к достижению общей цели, тогда мы сможем рассматривать свои падения как уроки. Если же взаимоотношения основаны на разделении хорошего и плохого, злости, осуждении и наказании, мы будем воспринимать свои ошибки как нечто такое, что нужно прятать от других. ПОЧЕМУ МЫ РАЗДЕЛЯЕМ ДОБРО И ЗЛО Неправильные отношения между реальным "я" и идеальным "я" рождаются из двух источников: природы и воспитания. Кроме того, мы воспитываемся несовершенными родителями, которые относятся к нам также несовершенно, они часто "гневаются", когда мы допускаем ошибки, тем самым только усиливая осуждение нашей собственной совести. Мы переносим во внутренний мир критичное отношение родителей и превращаем его в систему самооценки, которую позже называем совестью. Совесть часто говорит нам то же самое, что сказали бы нам родители. Если родители были любящими и принимали нас независимо от наших ошибок, наша совесть также станет снисходительной. Если родители были строгими и критичными, наша совесть также станет строгой и критичной.
КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ Мы должны принимать и любить друг друга, несмотря на ошибки, и мягко направлять друг друга к достижению любви. Отношения доверия и прощения внутри церкви могут разрешить проблему разделения добра и зла. Два важнейших лекарства для разрешения этой проблемы - покаяние и прощение. Третье лекарство - принятие отрицательных эмоций. 1. Покаяние Когда мы исповедуем свои грехи перед Богом, наша темная часть вступает в общение с Ним, и Он очищает и исцеляет ее. Когда мы исповедуем свои грехи перед другими людьми, мы получаем принятие и избавляемся от одиночества. Мы получаем любовь, в которой так нуждаемся. Это не означает, что мы должны открывать свои грехи перед любым человеком. Такое понимание ошибочно и достаточно опасно. Мы должны исповедоваться перед теми людьми, которые любят. Покаяние перед такими людьми преобразит раскол между добром и злом, живущий в нас, потому что тот, кому много прощено, много любит. Принятие собственного прощения через исповедание своего реального "я" перед другими людьми, в благодати и истине, является ключом к изменениям, которые могут исцелить. Мы совмещаем то, что находилось во тьме, с тем, что было наяву; таким образом, мы изменяем отношения между идеальным "я" и реальным "я". Как только осуждение исчезает из взаимоотношений идеального и реального "я", наступает великий покой, и разделение между ними становится все меньше и меньше. Эл - хороший пример этого. Эл пришел в клинику, потому что стал испытывать приступы чрезмерной ярости. В самые неподходящие моменты он срывался на ком-либо, кто допускал ошибку. Злость, которая при этом из него изливалась, могла испугать кого угодно, особенно детей. В процессе терапии он признался, что страшно ненавидел своего отца. Он испытывал ненависть, будучи христианином. Как христианин, он понимал, что "не должен" ненавидеть своего отца, и отрицал наличие этого чувства в себе. Так он стал совмещать в себе две личности. С одной стороны, он был "прекрасным" христианином; с другой стороны, он прятал подальше свою ненависть. Когда он понял, что Библия не осуждает его за ненависть, он смог покаяться перед другими людьми и перед Богом и найти настоящую причину этой ненависти. В маленькой группе поддержки он смог обнаружить в себе травмы, нанесенные отцом, которые и вызывали чрезмерную ярость, и простить себя за то, что ненавидел отца. Когда он почувствовал себя достаточно свободно для того, чтобы признаться в своем грехе в атмосфере, где нет осуждения, его "темные стороны" стали получать прощение и исцеление. Этот процесс очень отличается от простого очищения или осознания проблемы и точного ее определения. Покаяние - это позволение Свету проникнуть в глубинные тайники души, прикоснуться к глубоким незажившим ранам, чтобы излечить их; это позволение Свету избавить нас от законов нашей совести, загнавших наши "неприемлемые" стороны так глубоко. В этом процессе Эл начал также проявлять прощение и принятие других людей, когда они признавались в своих грехах. Таким образом, грехи отца, от которых страдал Эл, были преобразованы в свете покаяния. 2. Прощение Второй важный компонент решения проблемы раскола между добром и злом - это прощение других. Мы должны прощать несовершенства людей, чтобы исцелиться. Если мы не делаем этого, мы связываем себя с тем, кто обидел нас. Прощение - это нож, который может разрезать эти связи. Если мы полностью простим в своем сердце человека, который обидел нас, мы тем самым высвободимся из оскорбительных взаимоотношений. Горечь и обида навсегда связывают нас с обидчиком. Когда мы через прощение можем развязать связывающие нас путы обиды и затем принять обидчика, тогда мы получаем свободу, чтобы воссоединиться с нашими "плохими" и греховными сторонами личности. Часть нас, которая связана с другими людьми узами мести, не может любить и быть любима. 3. Принятие отрицательных эмоций Большинство людей скрывают отрицательные эмоции, такие, как гнев, печаль и страх. Они не могут совместить плохое и хорошее, потому что никогда не позволяли своим отрицательным эмоциям проявляться. В результате - депрессия, страх взаимоотношений, тревожность. Отрицательные эмоции так же ценны, как и положительные, их тоже нужно переживать, иначе они принесут много проблем. Гнев Гнев - одна из основных отрицательных эмоций, она указывает на то, что что-то нарушено в нашем внутреннем мире. Мы склонны защищать то хорошее, что у нас есть и что мы не хотим терять. Гнев - это, по сути, сигнал, что появилась опасность потерять что-либо очень значимое для нас. Когда люди научаются подавлять свой гнев, они вместе с этим учатся не замечать потери того, что имеет для них большое значение. Гнев является полезным чувством, потому что он предупреждает нас об опасности и показывает, какие наши потребности нуждаются в защите. Но это только в случае, если путь решения проблемы, который мы выбираем, не нацелен на то, чтобы принести страдание другим людям и, в конечном итоге, нам самим. Громадное количество различного рода последствий поджидает человека, отрицающего свой гнев, - от психофизиологических расстройств, таких, как головная боль и язва, до серьезных нарушений психики, таких, как пассивная агрессия, неспособность работать, серьезные депрессии и паника. Помимо вышеперечисленных проблем, отрицание гнева не помогает в решении личностных проблем. Вместо того чтобы отрицать гнев, мы должны признать его и найти источник. Когда мы найдем причину нашего гнева, мы поймем также, что именно гнев пытался защитить. Гнев может защищать травмированную уязвимость или волю, подавленную кем-либо. Возможно, кто-то пытается осудить нас или нам нужно выбраться из чьих-либо тисков совершенства. Каков бы ни был источник, гнев говорит вам, что есть проблема, и поэтому его наличие никогда нельзя отрицать. Мы можем также обнаружить, что гнев защищает что-либо плохое, например, гордость, манию величия, стремление контролировать других или страсть к совершенству. Может быть, мы испытываем злость, потому что теряем контроль над другим человеком. В любом случае, если мы отрицаем наш гнев, мы никогда не доберемся до его источника. Поэтому гнев помогает нам увидеть то, что он защищает, плохое или хорошее. Печаль Печаль является сигналом боли или потери. Мы живем в мире, где постоянно несем потери; мы испытываем боль, теряя дорогих нам людей или что-то для нас очень важное. Печаль помогает нам пережить горе. Если мы подавляем и отрицаем печаль, она перейдет в свое постоянное состояние - депрессию. Неизжитое чувство печали неизбежно приводит к депрессии и часто к целому ряду психических заболеваний. Печаль всегда предшествует радости, потому, что говорит нам о боли, которую необходимо испытать. Когда люди отвергают свою печаль, они "ожесточают" сердце, теряют мягкость и те стороны своей личности, благодаря которым мы прощаем. Эти люди потеряли способность любить и проявлять нежность и это может привести их, в конце концов, к состоянию полной бесчувственности. Важная сторона печали - это мягкость. Это одна из важнейших наших сторон; наша печаль должна оставаться в нас, чего бы это нам ни стоило. Если мы не можем испытать чувство печали, мы ожесточим свое сердце. Кроме того, подавление печали приводит к различным нарушениям - таким, как депрессия, психологические проблемы, злоупотребление наркотиками, алкоголем или едой. Страх Страх - одна из самых отрицательных эмоций, которая сообщает организму об опасности. Опасность может быть реальной или воображаемой, но мы всегда должны прислушиваться к собственному страху и работать с ним. Если люди не осознают и не признают своего страха, например, страха того, что их бросит любимый человек, они не будут осознавать своей потребности в общении и будут очень нечувствительны к людям. Это часто происходит в браке, когда один из супругов не осознает своего страха быть брошенным. Этот супруг не способен "оценить по достоинству" своего партнера. Признание страха приводит нас к осознанию собственной уязвимости, что, в свою очередь, ведет к осознанию потребности во взаимосвязи с Богом и другими людьми. Огромное количество случаев обнаруживают такое положение, когда человек проявляет бесчувственность по отношению к другим, потому что не принимает во внимание свою боязнь быть уязвимым.
ДРУГИЕ НАВЫКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА Рост не может происходить сам без приложения усилий. Нужно приобрести много навыков и использовать их на практике, чтобы разрешить проблему добра и зла. Ниже приведены некоторые из этих навыков. Будьте готовы принять несовершенство этого мира Так как мир является реальным местом, а не идеальным, все, что в нем находится, в конечном итоге может сломаться. Каждый праздник, который вы планируете, может не состояться. Каждое растение, которое вы пытаетесь вырастить, может засохнуть. Будьте готовы к тому, что все может пойти неправильно, и не удивляйтесь этому. Тогда вы сможете наслаждаться и "менее чем идеальной" машиной, домом, которые у вас есть, и городом, в котором вы живете. Может быть, все это не является идеальным, но, наверное, все это является достаточно хорошим для вас. Работайте над своими отрицательными эмоциями Когда вы окажетесь ближе к реальности, принимая одновременно и хорошее и плохое, вы начнете считать отрицательные чувства неотъемлемой частью вашей жизни. Если вы будете меньше бояться их, то, когда они вновь появятся, вы не станете прятаться от них, а переживете их и избежите всех проблем, описанных в последней главе. Отрицательные эмоции не настолько ужасны, как вы думаете. Они не убьют вас, а вот попытка избежать их может дорого стоить. Пересмотрите свои заблуждения Начните бороться с искаженными представлениями о Боге, самих себе и других. Эти представления так прочно сидят в нас, что их не так легко изменить. Но в новых взаимоотношениях мы должны просто заменить их на новые. Будьте готовы увидеть несовершенство и слабость в любом человеке Я не предлагаю, чтобы вы впали в пессимизм. Но я хочу сказать вам: "Будьте реалистом". У каждого человека, которого вы знаете, включая вас, есть и хорошее и плохое, и сильные и слабые стороны. Поэтому будьте готовы увидеть этот принцип в действии. Когда вы увидите грехи и ошибки, примите их с любовью, и таким образом вы сможете избежать разделения добра и зла и почувствуете себя ближе к другим людям. Не отворачивайтесь от других, когда они оказываются несовершенными Если у вас есть привычка постоянно менять друзей, супругов, церкви, потому что у них есть недостатки, и вы, поэтому считаете их полностью плохими, поработайте над тем, чтобы остановиться и решить проблему. Старайтесь видеть хорошее так же, как вы видите плохое, и полюбите человека полностью. Пусть реальность станет вашим спутником, а не врагом. Научитесь любить в людях то, что ниже идеала Умение принимать греховность и слабость в других приносит исцеление и соединяет хорошее и плохое. Сохраняйте взаимоотношения с людьми, даже когда они не столь совершенны, как бы вам хотелось, и вы начнете ценить реальные взаимоотношения и перестанете требовать идеальности. Таким образом, возрастет ваша способность завязывать доверительные отношения и любить других людей и себя. "Не совсем идеальное" начнет иметь для вас большее значение, чем идеал, потому, что вы будете находиться в реальных взаимоотношениях. Проведите ревизию своего идеала Большая часть содержания нашего идеального "я" - ложная; на самом деле не таким должен быть идеальный человек. Проверьте составляющие того образа, который является вашим идеалом. Может быть, кое-что из него надо удалить. Это может относиться к тому, что не является лично вашим, а всего лишь результатом церковного или семейного влияния. Наладьте взаимоотношения идеального "я" и реального "я" Понаблюдайте, как вы реагируете на что-то в себе, что является чуть ниже идеального "я". Отрицаете ли вы это? Отрицаете ли вы хорошее? Нападаете ли вы на свои плохие стороны и осуждаете ли их? Принимаете ли вы и прощаете ли свои грехи и ошибки? Многим людям очень трудно понять, насколько серьезно осуждают они самих себя и других за малейшие промахи. Молитва Помимо исповедания ваших грехов, попросите Бога открыть вам то, что вы, возможно, игнорируете. Попросите Бога просветить Своим светом ваши души и открыть все, что осталось незамеченным вами. Потом попросите прощения за это.
ТЭД Помните Тэда? Он завел себя на постоянное достижение успеха, чтобы заглушить боль, которая осталась и увеличивалась в нем с раннего детства. В жизни родителей Тэда было много трудностей, и они также пытались затушевать их достижением успеха в профессиональной сфере. Не переносившие несовершенства, они критиковали любую сторону личности Тэда и других детей, не вписывающихся в их идеальный образ. Дети должны были быть совершенными в школе, в спорте, в поведении и вообще во всем. "Мой отец был очень доминирующей личностью, - сказал мне Тэд, - он осуждал любую слабость во мне. Я никогда не мог показать ему, что чувствую себя плохо, и я никогда не мог заплакать перед ним!" Тэд вскоре научился не показывать свои плохие стороны и слабости. Так как он не мог показывать свои негативные стороны перед другими, он начал прятать их даже от себя. Когда его родители развелись, он был просто в шоке. "Даже тогда мой отец проявил себя как очень холодный человек, но я все равно любил его, - сказал Тэд. - Но я также любил свою мать". Развод оставил в Тэде огромное количество неразрешенной, не выраженной боли и гнева. Годами он прятал свои чувства. Используя опыт выхода из тяжелых ситуаций, приобретенный в родительском доме, он добивался успеха за успехом. Но ни одно из его достижений не смогло избавить его от боли. Когда неудачи в делах и проблемы в семье свели на нет все его достижения, ему не к кому было обратиться со своей болью. Он никогда не принимал свое реальное "я". Его никто никогда не принимал таким, каким он был в реальности. Его никто никогда не принимал, даже если он совершал ошибки. Он не мог отделить любовь от деятельности или дружбу от восхищения. К счастью для Тэда, другие люди умели отделять одно от другого. Его друзья пришли к нему на помощь, показывая ему, что любят его просто таким, какой он есть, а не за его достижения. Они рассказывали ему о своих собственных падениях, и он понял, что падение - это еще не конец света, и успех - это не основание для любви. Он начал открывать свои душевные раны и делиться своими страхами. Получив любовь друзей, Тэд начал постепенно отказываться от стремления к своему идеальному "я". Вместо этого он начал показывать людям свое реальное "я" со всеми его проблемами, греховностью, слабостью и несовершенством. Отказавшись от преклонения перед своим идеальным "я", Тэд позже стал создавать группы поддержки для людей, оказавшихся в подобной ситуации. Тэд не отказался от желания совершенства; он оставил это в реальной перспективе. Вместо того чтобы работать ради восхищения, он стал создавать нормальную основу для любви. Падения не сбивали его с ног, а успехи не определяли его существование. Он по-прежнему любил свою работу, но стал больше любить людей. Обретя любовь и принятие, он больше не нуждался в создании идеального "я".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|