|
Психологическая периодизация развития человекаАвтор статьи: Алексей Васёнкин
Определение специфики «психологического возраста», которая начинается с работ Л.С. Выготского, во многом созвучна со взглядами других психологов, например Б.Г. Ананьева, указывающего, что психологический возраст и стадия зрелости выступают как детерминанты особого исторического этапа, в котором осуществляется фиксация жизненного пути человека. Особенности психологического возраста таковы, что он обладает многомерностью и обратимостью. Обратимость говорит, что личность в процессе жизнедеятельности может испытать такие события, которые могут вернуть ей возраст, то есть омолодить уже пожилого человека. Многомерность показывает разную степень взросления личности в разных сферах деятельности. Важную роль в анализе психологического возраста и жизни личности играет представление о так называемой «временной перспективе». Так, психологический возраст личности может иметь характер ретроспективной направленности мотивации, то есть на прошлое, либо проспективной направленности мотивации, то есть на будущее. «Так, ребенок в двенадцать лет может быть маленьким стариком. И в то же время человек семидесяти или восьмидесяти лет овладевает своим возрастом, если он полон помыслов о завтрашнем дне, если его мотивация устремлена в будущее». Теперь рассмотрим те аспекты, которые непосредственно относятся к возрастной периодизации развития человека. В истории психологии на данный момент накоплено достаточное количество вариантов периодизации психического развития. Причем, обстоятельная систематизация этих теорий была организована Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Существующие на тот момент теории периодизации развития человека Л.С. Выготский разделил на три группы. Рассмотрим их. В первую группу вошли периодизации, основу которых составили аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Например, периодизация С. Холла, созданная по аналогии с другими системами, описывающими этапы развития общества. С. Холл выделил пять стадий развития ребенка: а) стадия рытья и копания (от момента рождения до пяти лет) – на этой стадии ребенок преимущественно играет в песке; б) стадия охоты и захвата (от пяти до одиннадцати лет) – дети начинают избегать чужих, появляется агрессивность, жестокость; в) пастушеская стадия (8–12 лет) – дети организуют свой собственный мир, в котором они могут строить укрытия, шалаши, формировать имитацию своего пространства; г) земледельческая стадия (11–15 лет) – в это время у детей может возникать наблюдательность и осмотрительность, они интересуются погодой, окружающей природой; д) стадия промышленности и торговли (15–20 лет) – это стадия характеризует современного человека. В это время дети начинают понимать функцию денежного обращения, роль науки в процессе развития общества. Во вторую группу Л.С. Выготский включил те теории периодизации, которые основаны на определенных признаках развития. Например, к этой группе можно отнести периодизацию психосексуального развития, разработанную 3. Фрейдом. В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждой фазе может оставлять свой отпечаток в психике человека в виде определенных установок, ценностей, идеалов. Фазы – это этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений на какой-либо фазе, могут возникать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, где концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте. Эти фазы таковы: 1) Оральная фаза (от момента рождения до 1,5 лет) – первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта; 2) Анальная фаза (1,5-3,5 года) – на этой фазе ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется «Эго» как инструмент реализации потребностей «Оно». Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка; 3) Фаллическая фаза (3,5-6 лет) – третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к межполовым отношениям, к родителям противоположного пола. Начинается идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется «Супер-Эго» как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения. Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода – мужской половой орган, фаллос, основная задача – половая самоидентификация; 4) латентная фаза (6-12 лет) – четвёртый этап детской сексуальности, который характеризуется снижением полового интереса. На этой фазе уровен психики «Я» полностью контролирует потребности уровня «Оно». Энергия переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, установление дружеских отношений с окружением за пределами семьи; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости) – заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от родительского авторитета и от привязанности к родительской семье. Существенное место во второй группе периодизаций занимает теория Ж. Пиаже, в основе которой лежит периодизация развития когнитивных процессов. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональная стадия мышления (рефлексы и приспособительные реакции); 2) стадия предпонятийного и интуитивного мышления (внутренние действия с образами); 3) стадия конкретных операций; 4) стадия формальных операций. По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, основу периодизации Л. Колберга составляют стадии развития морального сознания. Исходя из этих оснований, Л. Колберг в своей системе периодизации выделил: 1) доморальный уровень (предконвенциональный) – на этой стадии ребенок начинает слушаться взрослых чтобы избежать наказания, руководствуясь при этом эгоистическими мотивами (быть послушным в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения); 2) уровень конвенциональной морали – ребенком движет желание найти одобрение со стороны взрослых и избежать чувства стыда перед их осуждением; 3) уровень автономной морали – человек начинает понимать относительность и условность моральных норм общества, и стремится найти их логическое обоснование, после чего происходит формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается совестью независимо от внешних обстоятельств. В третью группу Л.С. Выготским были включены периодизации, связанные с выделением существенных особенностей психического развития. К этой группе относится периодизацию Э. Эриксона, в которой существенной особенностью является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил восемь фаз развития человека: 1) первая фаза – младенчество (первый год жизни) – характеризуется первичным доверием/недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза – раннее детство (2–3-й годы жизни) – характеризуется автономией; 3) третья фаза – дошкольный возраст – (4–5-й годы жизни) – характеризуется возникновением инициативы и чувства вины; 4) четвертая фаза – школьный возраст (с 6-ти до 12 лет) – характеризуется возникновением первой системы ценностей, трудолюбия; 5) пятая фаза – юношество – характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью; 6) шестая фаза – молодость (20–25 лет) – характеризуется близостью, интимностью, солидарностью и изоляцией; 7) седьмая фаза – зрелость (25–64 года) – характеризуется творческим началом, интегративностью либо застоем; 8) восьмая фаза – старость (64 года и старше) – характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием. Л.С. Выготский разработал и собственную периодизацию. Он выделил в процессе развития человека стабильные и критические периоды. В стабильные периоды у человека происходит медленное накопление минимальных изменений развития, а в критические периоды эти изменения возникают в виде скачков в развитии, иногда приводящих к определенным отклонениям. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии человека сменяют друг друга: кризис новорожденности сменяется стабильным периодом младенчества; кризис первых лет жизни сменяется стабильным периодом раннего детства; кризис трехлетнего возраста сменяется стабильным периодом дошкольного возраста; кризис семи лет сменяет более стабильный младший школьный период; кризис периода полового созревания сменяется стабильным подростковым возрастом. Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития человека является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой для становления нового типа деятельности, обозначающего начало нового этапа в развитии человека. Тип деятельности, который является основой целостного психического развития человека в том или ином возрасте, называется ведущим. Ведущая деятельность может быть определена, во-первых, как деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; во-вторых, как деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); в-третьих, как деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. То есть, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития. Основу периодизации А.Н. Леонтьева составляет классификация типов ведущей деятельности: 1) младенчество (непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого); 2) раннее детство, которое характеризуется предметной деятельностью; 3) дошкольное детство, характеризуемое игровой деятельностью; 4) школьный возраст, где ведущей деятельностью является учебная; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия. Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину: – этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера); – этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера); – этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей. Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека. Не умаляя достоинств каждой теории периодизации развития, рассмотренной нами выше, для данного исследования наиболее подходящей является периодизация Эрика Эриксона. Именно в ней можно найти условное разделение всего жизненного пути человека на этапы, где представляющим научный интерес для нас является седьмой этап. В разной литературе возраст, соответствующий этой стадии показан по-разному. Мы же здесь примем ту классификацию, которая является оригинальной по системе психосоциального развития. Эта стадия называется зрелость и ей соответствует шкала от 30 до 40 лет. Исходя из объекта и предмета данного исследования мы будем рассматривать возраст от 25 до 40 лет. Это объясняется тем фактом, что именно данный период в психологии называется первым периодом зрелого возраста, и именно на этом этапе наблюдаются активные процессы творчества человека, проявление себя. Человек проявляет свою самость, больше отдавая, нежели забирая. Есть профессиональная деятельность, люди заводят семью, воспитывают детей, но еще не переходят в полную стадию взросления. В некоторых случаях этот этап зрелости принято называть «тихим» кризисом. В это время окончательно формируется личность. Иллюзии отступают, реальность будущей жизни ярко встает перед глазами. Заканчиваются попытки доказать свою зрелость, но появляются вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы восстановить уверенность в себе и своей жизни. В первую очередь возникают мысли о верности выбранного пути: «Нравится ли выбранная профессия?», «Люблю ли своего партнера?», «Какие мечты хочется осуществить?», «Насколько я успешен по сравнению со знакомыми?». Некоторые в этот период увольняются с прежней должности, отправляются в путешествия, разрывают отношения. И что немаловажно отметить, именно в этот период начинают проявляться существенные особенности течения экзистенциального кризиса. Человек вступает в стадию полного осмысления своей жизни и переоценки ценностей. Об особенностях проявления кризисных явлений у людей данной возрастной группы мы будем говорить в следующем параграфе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|