|
Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенцаАвтор статьи: Наговец Людмила Юрьевна
В младенчестве (от рождения до 1 года) качество отношений мамы и ребенка имеет большое значение, как для текущего, так и для всего последующего психического развития ребенка. Поэтому уровень психологической культуры матери в этот период развития играет важную роль. Психологическая культура матери это одна из граней психологической культуры личности женщины, включающая в себя те компетенции, умения, свойства личности, ценностные ориентации, которые позволяют матери эффективно взаимодействовать со своим ребенком. Психологическая культура мамы обеспечивает оптимальные условия для психического развития ребенка, помогает осознанно и осмысленно подходить к своему материнству, позволяет испытывать чувство удовлетворенности от собственного материнства и способствует саморазвитию и самосовершенствованию матери. Диагностика психического развития детей и уровня психологической культуры их матерей выявляет следующие интересные особенности. Дети матерей с низким уровнем психологической культуры чаще всего обнаруживают средний или низкий уровень показателей психического развития. Это говорит о том, что ребенок испытывает дефицит общения со взрослым. Мама неправильно или неумело организует процесс взаимодействия с ребенком, в результате чего тормозится психическое развитие младенца. Дети матерей с высоким уровнем психологической культуры чаще всего имеют высокий уровень психического развития. У них богатый опыт эмоционального общения со взрослым. Мама грамотно выстраивает процесс психического развития ребенка, создает адекватную возрасту ребенка стимульную среду, эффективно организует совместную деятельность и общение. Уровень саморегуляции определяет умение матери контролировать свое поведение, регулировать свои эмоциональные состояния. Дети матерей с хорошими навыками саморегуляции свободно проявляют инициативу, без опасения общаются со взрослым, обнаруживают адекватную своему возрасту реакцию на похвалу и порицание. Основной интерес они сосредотачивают на действиях с предметами, активно привлекая к сотрудничеству взрослого. Такое поведение ребенка свидетельствует о его эмоциональном благополучии и психологической безопасности, которые обеспечивает ему мама. Если умения саморегуляции недостаточно развиты, и мама плохо контролирует свои эмоции и поведение, это, безусловно, отражается на ее психологическом состоянии, а соответственно и на психологическом благополучии младенца. Эмоционально-положительный фон общения – главное условие для нормального протекания всех психических процессов ребенка. Если мать, в силу отсутствия навыков саморегуляции не может обеспечить ребенку стабильное эмоционально-положительное общение, это тормозит развитие познавательных процессов, может формировать небезопасную привязанность, и, в конечном счете, отражается на уровне развития психики в целом. Умение конструктивно организовать деятельность и общение позволяет матери эффективно, с учетом своих личностных особенностей, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка организовать процесс взаимодействия с ним. Деятельность детей, чьи матери обнаруживают высокий уровень данного умения, характеризуется разнообразием действий. Дети уверенно действуют с игрушками, поглощены деятельностью, проявляют настойчивость, сосредоточены на предмете, оживленно манипулируют, сопровождают действия радостным лепетом. Они охотно откликаются на любые обращения взрослого, пытаются подражать его действиям, проявляют интерес, радость и удовольствие от общения, используют различные средства общения. У детей, матери которых имеют низкий уровень вышеуказанного умения, развитие манипуляции с предметами однообразны, малочисленны, редко сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом невысока. Дети часто отвлекаются или игнорируют обращения взрослого. Их коммуникативные средства бедны, однообразны. Дети предпочитают одиночную деятельность с предметами. Это говорит о том, что мама либо неумело, либо недостаточно общается с ребенком, вследствие чего задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Повышая уровень своей психологической культуры, читая литературу, посещая семинары для родителей, консультируясь с психологом, мама анализирует свой стиль общения с ребенком, изучает свое поведение и эмоциональные переживания, а затем на основе этого делает выводы о том, что необходимо изменить, улучшить, дополнить, для того чтобы взаимодействие с ребенком было более эффективным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|