|
Раннее развитие: моя точка зренияАвтор статьи: Чернобай Елена Станиславовна
Как и обещала – хочу поделиться своей точкой зрения на раннее развитие, как таковое, и подходы к нему. Ибо в настоящее время по этому вопросу в онлайн и оффлайн пространстве ведутся широкие дискуссии. Одни придерживаются знаменитого мнения, что «после трех уже поздно» и начинают с рождения демонстрировать разного рода карточки, называя то, что на них написано или изображено. Другие настаивают, что вообще не стоит трогать ребенка с любыми видами занятий, кроме свободных игр, вплоть до школы, мотивируя это тем, что не нужно лишать детей их детства. Помимо данных крайних полюсов существует великое разнообразие «срединных» точек зрения. Где каждый выбирает для себя то, что ему ближе и что он считает более правильным для своего малыша... Недавно я услышала фразу одной из мам, что с 8-месячным малышом уже нет смысла идти в бассейн, т.к.плавать он теперь все равно не научится. И меня здесь удивило не мнение, что в 8 месяцев уже поздно учить плавать, а совсем другое. Как будто бы единственным смыслом занятий в воде с грудничком является обучение, т.е.формирование навыка. А если навык сформировать уже нельзя – как будто бы и смысла в занятиях уже тоже нет. Этот и другие подобные разговоры подтолкнули меня на то, чтобы поделиться своим взглядом на вопросы раннего развития. Признаюсь, первые месяцы жизни первого ребенка я старалась полностью придерживаться стратегии «после трех уже поздно», без устали готовила по ночам комплекты карточек и, также почти без устали, демонстрировала их сыну днем. Однако, даже тогда я пропускала занятия-«проверялочки» и делала все это абсолютно без упора на результат. Моим главным стремлением было создать для малыша максимально богатую и интересную для него развивающую среду, и я считала, что карточки со словами, картинками и «книжки-листалочки» - это то, что должно в нее входить. При этом само по себе раннее умение читать, называть планеты и пр.лично для меня никогда не было большой мотивацией всего этого процесса. Примерно после года в таком режиме, набравшись опыта, я поняла, что есть гораздо более интересная для ребенка развивающая среда. И что существует огромное количество более веселых занятий, чем данное рассматривание и называние карточек, фактов о предметах и пр. С тех пор карточки я не доставала, ни тогда, со старшим сыном, ни сейчас, со младшим. Однако, я продолжаю считать, что раннее развитие важно и нужно. Даже если оно заключается в показе карточек. Ибо богатая развивающая среда и совместные занятия с родителем стимулируют развитие мозга и формирование нейронных связей; дарят разнообразный сенсорный опыт и просто помогают малышу получить много новых радостных впечатлений. Однако, как мне кажется, важно, чтобы в раннем развитии (речь о малышах с рождения и до 3 лет) соблюдались некие принципы: - ориентация на процесс, а не результат – желание достижений малыша этого возраста гораздо больше про амбиции родителей, чем про потребности малыша; - удовольствие ребенка – что бы Вы ни делали сейчас – вместе собирали пирамидку, делали движения под песенки, рисовали или перекладывали горошинки – делать только до тех пор, пока малыша это радует; - отсутствие принуждения – на мой взгляд, к примеру, ныряние с новорожденными и младенцами по методике Чарковского и пр., когда малыша просто бросают в воду и заставляют плыть рефлекторно, для «выживания», через слезы и нежелание – абсолютно неприемлемы и наносят глубокую психологическую травму; - и, наконец, удовольствие самого родителя. Ибо у малыша до 3 лет, а до 1 года – в особенности, существует очень тесная эмоциональная связь с родителем. И делание чего-то развивающего с ребенком через силу, преодолевая собственную усталость и изнеможение – не совсем здорово. Малышу этого возраста гораздо важнее для развития радостный и наполненный взрослый рядом, чем любой возможный, пусть даже наикрутейший, совместный вид деятельности. Возвращаясь к истории, о которой я писала. Мы тоже посещали и посещаем бассейн (как и другие занятия) с обоими детьми с 3 месяцев. При этом ныряя только тогда, когда это доставляет удовольствие. Делая упор на оздоровительный эффект и радость от совместного пребывания в воде. И главным образом эти занятия всегда помогали в том, что дети не боятся рек, морей и любых других водоемов. Умение плавать же тоже пришло, со временем. И, несмотря на то, что в свои 4.5 года старший сын плавает разными стилями, и не все из того, что умеет он, могу взрослая я (не ходившая никогда целенаправленно на занятия плаванием) – это совсем не главное. Что думаете по поводу «развивашек» вы? Желаю всем радости и удовольствия от совместно проведенного времени с Вашими детками! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|