Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации

Семейный психотерапевт Вирджиния Сатир выделила следующие стратегии поведения в конфликте замкнутой системы (она работала с семейной системой):

1. Обвинитель ("перст указующий" - нападает, никого не слушая).
Выбор этой стратегии своего рода гиперкомпенсация низкой самооценки и стремление самоутвердиться за счёт унижения окружающих. Часто это высокоэрудированные интеллектуалы.
Ответная стратегия может быть выражена известной формулой из восточных единоборческих практик: тянут - толкай, толкают - тяни.
Она заключается в подыгрывании обвинителю и, - либо доведении его посыла до абсурда, либо в перенаправлении его экспансии в общественно-полезное русло.

ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Этот ребёнок будет кричать:"Я не виноват!" - и при этом обвинять всех вокруг, громогласно требуя справедливости.

2. Плакатель (скрытый манипулятор) - используя давление на жалость, находит наиболее отзывчивого и возлагает на него всю ответственность.
Такой поведенческий паттерн начинает развиваться в раннем детстве, в случае, когда родители были эмоционально недоступны, холодны или отвергали малыша. В дифиците у 'плакателя' опека и забота о нём.
Ответная стратегия: похвала, повышение самооценки, вселение уверенности в собственные силы и в способности совладания с проблемой.

ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Такой малыш будет что-то мямлить сквозь сопли и слезы плаксивым голосом, жалуясь на свою беспомощность и беззащитность. Вообще-то, он тут не при чём.

3. Компьютер (человек в амбивалентной позиции; зависает при необходимости выбора и усложнении ситуации).
Такое поведение сопровождается (а, скорее, происходит) низкой эмотивностью или алекситимией; низкой саморефлексией.
Ответная стратегия - постановка перед выбором конкретного решения. Очень маленькими шагами, очень узкими вопросами подводим 'компьютера' к правильному для НЕГО выбору, актуальному здесь и сейчас. Задача: столкнуть его с самим собой.

ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Ребёнок будет выглядеть напуганным или даже фрустрированным, растерянным или замкнутый, упрямым. Может быть немногословным или противоречащим сам себе.

4. Иррациональный (избегает, дурачится, при давлении уходит в себя). Иррациональное поведение закрепляется, если человек с детства часто находился в ситуациях с непредсказуемым финалом. Когда это сопровождается дефицитом информации, угрожающими конфликтными ситуациями, ссорами, скандалами, наказаниями.
Стратегия ответа: терпение, деликатность, осторожность. Возможно, ненавязчивые успокаивающие касания, нежный, приглушенный тембр голоса, - всё, чтобы вызвать доверие, дать ощущение безопасности и опоры.

Пример на школьной (детсадовской) системе:
Ребёнок либо будет выглядеть трагически подавленным, как узник перед казнью, - и тогда каждое слово из него надо вытягивать. Либо будет дурашливым, как клоун. И тогда весьма проблематично удерживать его в теме текущей проблемы, - он попытается ускользать в сторону, потому что исход ситуации им воспринимается, как полный крах.

5. Уравновешенный (конгруэнтный) - эмоциональное и мотивационное состояния транслируются искренне, убедительно и совпадают со словами и действиями. Высокие адаптивные возможности. Качества зрелой, полностью сформированной личности, свойственные взрослым людям.

Например, в школьной (детсадовской) системе, - это будет арбитр, представитель школы, разруливающий текущий конфликт.

В своей практике, работая с конфликтной ситуацией, я пользовалась методом выведения на осознание.
Эта методика состоит из нескольких этапов:
1. Сеттинг - арбитр предлагает всем участникам конфликта правила взаимодействия:
~обращаться друг к другу только по имени;
~соблюдать очерёдность высказывания;
~запрет на оскорбительные слова и прерывание говорящего.
2. Полное проговаривание своей версии произошедших событий (по очереди) . Арбитр может помогать наводящими вопросами.
3. Самостоятельная пропись озвученной версии в специальном протоколе *"Моё поведение", который выдаётся каждому участнику конфликта. Если ребёнок ещё не умеет писать, арбитр заполняет карточку с его слов.
4. Коллегиальный (методом мозгового штурма) поиск трёх адекватных вариантов решения конфликта. Как правило, на этом этапе уже наступает момент раскаивания и примирения.
5. Примирение либо резюмирование, на какой позиции участники конфликта готовы на рукопожатие.
Как правило, на полную отработку конфликта требуется от 20 до 60 минут.
При использовании метода выведения на осознание со взрослыми людьми, этап с прописыванием можно опустить.

Идеальный вариант, когда арбитром, разрешающим конфликтную ситуацию, является профессиональный психолог. ✌

#позитивный_помогатор
*



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Духовный рост или "скажите, а когда уже будет счастье"???
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Конфликты и конфликтогены. Общение в конфликтной ситуации (формула "Я-высказывания")
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 1
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 3
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 4
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 2
  • О "Системе минус 60" замолвим слово
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • У нас будет ребёнок
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • "Семейный коучинг. Развод" Жизнь без конфликта
  • Мы болеем, потому что носим либо лишние килограммы, либо лишние эмоции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь