Семейный психотерапевт Вирджиния Сатир выделила следующие стратегии поведения в конфликте замкнутой системы (она работала с семейной системой):
1. Обвинитель ("перст указующий" - нападает, никого не слушая).
Выбор этой стратегии своего рода гиперкомпенсация низкой самооценки и стремление самоутвердиться за счёт унижения окружающих. Часто это высокоэрудированные интеллектуалы.
Ответная стратегия может быть выражена известной формулой из восточных единоборческих практик: тянут - толкай, толкают - тяни.
Она заключается в подыгрывании обвинителю и, - либо доведении его посыла до абсурда, либо в перенаправлении его экспансии в общественно-полезное русло.
ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Этот ребёнок будет кричать:"Я не виноват!" - и при этом обвинять всех вокруг, громогласно требуя справедливости.
2. Плакатель (скрытый манипулятор) - используя давление на жалость, находит наиболее отзывчивого и возлагает на него всю ответственность.
Такой поведенческий паттерн начинает развиваться в раннем детстве, в случае, когда родители были эмоционально недоступны, холодны или отвергали малыша. В дифиците у 'плакателя' опека и забота о нём.
Ответная стратегия: похвала, повышение самооценки, вселение уверенности в собственные силы и в способности совладания с проблемой.
ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Такой малыш будет что-то мямлить сквозь сопли и слезы плаксивым голосом, жалуясь на свою беспомощность и беззащитность. Вообще-то, он тут не при чём.
3. Компьютер (человек в амбивалентной позиции; зависает при необходимости выбора и усложнении ситуации).
Такое поведение сопровождается (а, скорее, происходит) низкой эмотивностью или алекситимией; низкой саморефлексией.
Ответная стратегия - постановка перед выбором конкретного решения. Очень маленькими шагами, очень узкими вопросами подводим 'компьютера' к правильному для НЕГО выбору, актуальному здесь и сейчас. Задача: столкнуть его с самим собой.
ПРИМЕР на школьной (детсадовской) системе:
Ребёнок будет выглядеть напуганным или даже фрустрированным, растерянным или замкнутый, упрямым. Может быть немногословным или противоречащим сам себе.
4. Иррациональный (избегает, дурачится, при давлении уходит в себя). Иррациональное поведение закрепляется, если человек с детства часто находился в ситуациях с непредсказуемым финалом. Когда это сопровождается дефицитом информации, угрожающими конфликтными ситуациями, ссорами, скандалами, наказаниями.
Стратегия ответа: терпение, деликатность, осторожность. Возможно, ненавязчивые успокаивающие касания, нежный, приглушенный тембр голоса, - всё, чтобы вызвать доверие, дать ощущение безопасности и опоры.
Пример на школьной (детсадовской) системе:
Ребёнок либо будет выглядеть трагически подавленным, как узник перед казнью, - и тогда каждое слово из него надо вытягивать. Либо будет дурашливым, как клоун. И тогда весьма проблематично удерживать его в теме текущей проблемы, - он попытается ускользать в сторону, потому что исход ситуации им воспринимается, как полный крах.
5. Уравновешенный (конгруэнтный) - эмоциональное и мотивационное состояния транслируются искренне, убедительно и совпадают со словами и действиями. Высокие адаптивные возможности. Качества зрелой, полностью сформированной личности, свойственные взрослым людям.
Например, в школьной (детсадовской) системе, - это будет арбитр, представитель школы, разруливающий текущий конфликт.
В своей практике, работая с конфликтной ситуацией, я пользовалась методом выведения на осознание.
Эта методика состоит из нескольких этапов:
1. Сеттинг - арбитр предлагает всем участникам конфликта правила взаимодействия:
~обращаться друг к другу только по имени;
~соблюдать очерёдность высказывания;
~запрет на оскорбительные слова и прерывание говорящего.
2. Полное проговаривание своей версии произошедших событий (по очереди) . Арбитр может помогать наводящими вопросами.
3. Самостоятельная пропись озвученной версии в специальном протоколе *"Моё поведение", который выдаётся каждому участнику конфликта. Если ребёнок ещё не умеет писать, арбитр заполняет карточку с его слов.
4. Коллегиальный (методом мозгового штурма) поиск трёх адекватных вариантов решения конфликта. Как правило, на этом этапе уже наступает момент раскаивания и примирения.
5. Примирение либо резюмирование, на какой позиции участники конфликта готовы на рукопожатие.
Как правило, на полную отработку конфликта требуется от 20 до 60 минут.
При использовании метода выведения на осознание со взрослыми людьми, этап с прописыванием можно опустить.
Идеальный вариант, когда арбитром, разрешающим конфликтную ситуацию, является профессиональный психолог. ✌
#позитивный_помогатор
*