|
Детские капризы и "плохое" поведение...Автор статьи: Матвеева Татьяна Васильевна
Начался очередной учебный год и вновь стали приходить в мой кабинет психолога родители с жалобами на то, что ребенок не хочет садиться за уроки, капризничает, когда собирается в школу, дерется с одноклассниками… Часто мамы рассказывают, какие способы воздействия использовали, чтобы изменить нежелательное поведение: они разъясняют, убеждают, угрожают, наказывают физически, ограничивают в играх, прогулках и прочих удовольствиях... Фокусом внимания мам, в этих случаях, становится поведение, которое они видят и которое не нравится им, учительнице, кому-то еще, и они стараются его изменить доступными им способами. Некоторым родителям нелегко встречаться с тем, что ребенок плачет. Они не знают, как реагировать и пытаются остановить слезы посланиями вроде следующих: "Не плачь, ты же мальчик", "Ты уже взрослая, перестань реветь, в школу идти нужно", "Мне надо на работу, а ты тут нюни распустил" и т.п. Слыша это, ребенок получает послание, что его чувства не важны. Бывает, что у него и не спрашивают, от чего он плачет, принимая все за детские капризы. А иногда маленький человек просто не может объяснить (ведь у детей не такой уровень осознанности, как у взрослых) или боится сказать о том, что с ним происходит. Бывает, что ему стыдно или страшно в чем-то признаться. Ведь папа с мамой ждут от него успехов и достижений. И чтобы не разочаровать и не потерять их любовь, он молчит, оставаясь со своими чувствами один на один. Дети, которых постоянно стыдят, пугают, критикуют, наказывают начинают чувствовать себя не ценными, отвергнутыми, беззащитными, одинокими со своими переживаниями и потребностями. Я, конечно же, не смогу пересказать в этой статье всех возможных причин детских слез и других переживаний. Внутренний мир каждого взрослого и маленького человека индивидуален. И только вступая в диалог, я могу что-то понять и помочь. Помочь, например, встретиться внутренним мирам детей и родителей, начав понимать чувства друг друга и отзываться на них соответствующими действиями. Ведь только распознав, чего ребенок боится, на что обижается, из-за чего страдает, можно найти способ поддержать его. А когда изменятся чувства, поменяется и поведение. Часто, к сожалению, мы, взрослые, рассказываем детям только о том, чем гордимся и редко признаемся в своих слабостях. Мы не делимся тем, что нас тоже обзывали в школе и как мы с этим справлялись, о том, что мы тоже чего-то боялись в детстве, а чего-то побаиваемся до сих пор. Мы сами порой не можем распознать своих чувств и не справляемся со своей тревогой, страхом, злостью, стыдом, срывая свое состояние на близких. Ребенок тоже начинает вести себя "плохо" потому, что с ним что-то происходит внутри. И нам, родителям, важно этим интересоваться, чтобы наши дети ощущали нашу любовь. "Что ты чувствуешь?", "Что с тобой происходит?" - вот вопросы, которые полезно задать малышу для того, чтобы он понимал, что он и его чувства значимы для вас, что вы замечаете и слышите его. Не у всех и сразу может получаться переключать свой фокус внимания с внешнего (поведения) на внутреннее (чувства). Причины могут быть разные. Радует, что с каждым годом все больше родителей начинают доверять психологам и обращаются за помощью для того, чтобы менять привычные деструктивные способы реагирования в тех или иных ситуациях и создавать более теплые и доверительные отношения сотрудничества со своими детьми. К сожалению, в некоторых случаях, путь этот может стать долгим и требующим терпения, а также способности и внутренней готовности встречаться с непростыми переживаниями. Готова профессионально поддерживать тех, кто решит по нему идти, начиная проживать совместно со своими близкими все жизненные радости и невзгоды. Больше любви и тепла вам, дорогие родители, в ваших отношениях с детьми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|