|
Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?Автор статьи: Майсак Надежда Васильевна
Аутоагрессивное поведение – это деструктивная активность, осознанно или неосознанно направленная на причинение самому себе вреда в физической и/или психической сфере. Аутоагрессия проявляется в самообвинении и самоунижении, в преподнесении себя в невыгодном свете, обзывании себя бранными словами, в сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным существом». Как форма саморазрушения (аутодеструкции) аутоагрессия проявляется в: - курении, пьянстве, наркомании, - игромании (азартные, компьютерные игры), - склонности к чрезвычайно опасным видам спорта и деятельности, - трудоголизме (работе «на износ»), - неразумном принятии лекарственных средств, - рискованном сексуальном поведении (ссадо-мазо и прочие сексуальные девиации), - модификации тела и лица (склонность к бесконечным операциям по "улучшению" своего облика), - нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести (парасуицидальное поведение), - самоубийстве (завершенный и незавершенный суицид). Парасуицидальное поведение направлено на причинение вреда и ущерба здоровью личности и жизни в целом. Проявляется как шрамирование, пирсинг, тату, туннели в щеках и мочках уха, стритрейсинг, паркур и другие опасные увлечения. Шрамирование (процарапывание, вырезание) как вид аутоагрессии: Пирсинг как вид аутоагрессии: Тоннели и тату как аутоагрессия (аутодеструкция): Экстремальные развлечения как вид аутодеструкции: * опасные трюки (паркур), * руфинг (лазание по крышам), * стрит-рейсинг (опасная езда), * прицепинг / зацепинг (цепляние к трамваю, поезду или другому транспорту).
* характерологических (акцентуированные черты и качества, среди которых - интроверсия, демонстративность, невротичность, депрессивность, педантичность); * самооценоочных (чем выше аутоагрессия, тем ниже самооценка собственного тела и способностей, самостоятельности, автономности поведения и деятельности); * во взаимоотношениях (сниженная способность или неспособность к успешной социальной адаптации и межличностному взаимодействию); * в социально-перцептивной сфере, связанной с особенностями восприятия других людей при негативном восприятии себя. Среди самых распространенных причин возникновения аутоагрессии ученые выделяют следующие: - психотравмирующая ситуация, включающая различные формы психологической защиты; - несбывшиеся жизненные ожидания, увеличивающие внутреннее напряжение; - агрессивность субъекта и ее подавление, - потребность в разрешении внутриличностного конфликта; - присвоение личностью неадекватных моделей поведения, - неконструктивные смысловые установки, - нарушения идентичности и "образа-Я", - эмоционально-когнитивные искажения в структуре образа мира, - расстройства адаптации. Следует отметить, что враждебность со стороны матери и отца оказывает сильное влияние на развитие аутоагрессивного поведения, а наличие в семье положительных эмоциональных отношений (любви, поддержки и принятия) имеет решающее значение для минимизации аутоагрессии. Автономность (отчужденность) матери оказывает наиболее сильное влияние на риск формирования у детей саморазрушающего поведения. При выраженной директивности родителей (чрезмерный контроль, требования и санкции) дети начинают пробовать различные формы поведения, рискованного для здоровья и жизни, однако в меньшей степени вовлекаются в устойчивые формы саморазрушающего поведения. В случае наличия положительных отношений к ребенку директивность родителей воспринимается как забота и беспокойство. В случае отсутствия положительных отношений, враждебность и директивность воспринимаются как подавление и контроль. Профилактика аутоагрессивного (аутодеструктивного) поведения должна включать своевременную психологическую помощь и поддержку; оказание помощи в трудной жизненной ситуации, снижение стрессов и их последствий, воспитание самостоятельности, при которой будет меньше внушаемости; развенчивание мифов и заблуждений (например, о том, что «суицид – это красивый героический поступок»); доверительные беседы с детьми о последствиях суицида и парасуицидального поведения; просвещение в плане того, что «жизнь стоит того, чтобы жить». Что могут сделать взрослые и родители, чтобы помочь ребенку и подростку с аутодеструктивным поведением? 1. Повышать самооценку подростка. Психологи должны показать клиентам с аутодеструктивным поведением конструктивные выходы из депрессии, предложить литературу о смысле жизни, фильмы с жизнеутверждающим сценарием; формировать сферу интересов и вкус к жизни тех людей, с которыми они работают. Ссылка на информацию о мастер-классе по профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, проведенном в рамках Дня Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области: http://ast-deti.ru/article.php?mode=view&site_id=240&own_menu_id=212652 Диагностические маркеры аутодеструктивного поведения в рисунках детей, подростков и взрослых я планирую описать в следующей статье. Напишите, пожалуйста, интересно и нужно ли это вам, дорогие мои читатели? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|