Зачем нам границы?
Я, когда слышу слово граница, представляю себе образ автономии, ограничения территории, обозначения конца и начала, т.е. -государственную границу)
Ещё о своей закрытой входной двери думаю. Не всем ко мне можно.
Потом думаю о клетке, об "умности" нашего организма, о том, как в нас всё продуманно устроено, про закрытость клетки к проникновению "биохимических демонов", и о том, как организм болеет, страдает и умирает от их нападения и проникновения..
В психологии всё прям так же!))
Психологическая граница человека - это то, что отделяет его от окружающих и даёт ощущение себя как отдельной личности. Она невидима, ее нельзя пощупать, можно только ощутить, доверившись своим чувствам.
И у нас не вирусы и бактерии, у нас люди и ситуации. Одни улучшают нашу жизнь, а другие вредны и разрушают.
Часто, самой важной задачей развития, для поддержания психического здоровья, является развитие чувствительности к себе и способности различать людей - "вредных" и "полезных", поддерживающих и принимающих или токсичных и разрушающих, проламывающих наши границы, заставляющих нас "мутировать" и терять себя или уважающих нашу разность,непохожесть и терпимых.
К сожалению, в то время как наше тело естественно создает здоровые границы, мы вынуждены учиться, каким образом создавать эмоциональные границы между собой и окружающим миром.
Естественно, что без нормально функционирующих границ, люди испытывают проблемы в повседневной жизни, в отношениях с родными и близкими, коллегами по работе, детьми и др.
Что такое границы личности?
Если коротко – то это понимание, где моё, а где- не моё.
Это условный рубеж, отделяющий мироощущения человека от намерений и установок тех людей, которые находятся в непосредственном окружении.
Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, весь мир воспринимает как продолжение себя, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное и отдельное существо. К 2 годам ощущение "где моё и где я заканчиваюсь" обычно уже сформировано. Дальше идёт работа по формированию здоровых, гибких границ.
-Не моё, но очень хочу - могу попросить. Мама сердится и вылетела из контакта, но это не на всегда- скоро можно будет к ней вернуться. Взял чужое и утащил в своё гнездо - чувствуешь и радость и вину. Поссорился с другом во дворе, а на завтра решил помириться - идёшь и говоришь- "мир".
Гибкие границы, они про возможность приближаться и отдаляться, возвращаться и проверять, выбирать то, что нравится и то, что хочется, выбирать свои ощущения и себя, уходить когда неприятно, не есть когда не нравится, не заставлять себя выслушивать оскорбления или унижения, просить другого остановиться..ну вы поняли, это про возможность меняться в зависимости от ситуации, прислушиваясь к себе.
Все мы родом из детства. И вы, скорее всего, несёте в себе мышечную и эмоциональную память "колхоза, коммунизма и всёунасобщее". Безграничное общество порождало людей с размытыми или стёртыми границами.
Есть такой психологический парадокс - чем жёстче внешние границы системы (государства, семьи, рабочего коллектива и тд), тем слабее, мягче и размытей эти границы внутри системы (у народа этой страны, членов семьи, отдела бухгалтерии и тд).
А чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции.
На меня до сих пор, даже молодые мамы, на детской площадке косятся и хмурятся, когда я говорю своим детям - если не хочешь сейчас, то не давай, это твоя игрушка.
Мы выросли в обществе, где стыдно отказывать, отстаивать своё, отличаться, не соглашаться, иметь мнение, отличное от мнения родителей, коллег, большинства.
Да, иногда этому приходится учиться уже во взрослом возрасте.
Да, легче это освоить рядом со специально обученным человеком - психологом)
Приходите, будем разбираться вместе.
www.psychology-sochi.com