|
"Личные границы - нащупать и отстоять", часть перваяАвтор статьи: Александрова Ольга
СКАЗОЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ Личное пространство, личная территория, личные границы – что же это за географические понятия? Как же можно их увидеть, измерить и описать? Предлагаю вместе поразмышлять на эту тему. Для наглядного примера рассмотрим государственную границу – величину вполне себе очевидную и измеримую. Ясно, что она ограничивает пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), закреплена на карте мира и защищается 24 часа в сутки от визита непрошеных гостей. Чем нам будут полезны данные размышления в описании и измерении границ личности? Прежде всего, своей опорой. Скажем, государственная граница помогает нам очертить наружный облик понятия границ, она даёт нам чёткое и конкретное представление о форме этого явления. Структурное содержание проясняется, исходя из государственного, правового, политического и социально-экономического устройства страны и его взаимосвязей. Теперь вернёмся с вами к словосочетаниям - личное пространство, личная территория, личные границы. На первый взгляд, они кажутся простыми и понятными широкому кругу читателей. Но так ли это на самом деле? Посудите сами. Знаем ли мы что-то о своих личностных границах? Умеем ли мы их определить, очертить и уберечь? На какой такой карте мы можем закрепить свою пространственную территорию? Как мы понимаем, что наши границы находятся в безопасности или в большой опасности?.. Вот мы и вступили с вами на зыбкую почву. Впереди замаячил густой сказочный лес чувств и ощущений человека. И вот мы уже делаем первый шаг в тайный лес. С чего начинается наш путь? Конечно же, с ориентирования! Оказавшись в лесу, мы внимательно оглядываемся по сторонам. Постепенно наше шестое чувство помогает нам выйти на нужную дорогу. На ней нас ждут первые подвохи, проверка на прочность, и вот мы уже обретаем добрых помощников на своём пути, получаем от них тайное знание о дороге и доходим до заветной цели. Дорога открыла нам новые знания о себе и своей силе, познакомила нас с новыми гранями человеческой природы и окружающего мира. Всё, что добыто честным трудом, навсегда остаётся с нами, как трофей наших побед. Возвращаясь обратно в реальный мир, мы заново выстраиваем своё взаимодействие с социальной действительностью, но делаем уже это со здоровым самоощущением, с уважением к себе и к миру. Кто-то из вас может сказать – «Это всё понятно, а что конкретно?» Некоторых будет интересовать – как именно происходит процесс познания себя и своей внутренней силы? С чего необходимо начинать своё самопознание? Где добыть карты внутренних маршрутов? Какими способами укрепить опору и пробудить в себе смелость в изучении, определении и укреплении своей внутренней территории? Для меня ответы очевидны – стоит лишь обратиться к мудрости народной сказки! В данной статье поведу вас дорогой тайных шифров трёх сказочных сюжетов – «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», которые помогут нам разобраться с механизмами установления пространственных границ, с их внутренним устройством и со структурным взаимодействием. СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ» Попробую проиллюстрировать вышесказанное примерами из сказки про «Трёх медведей» в обработке Л.Н.Толстого[1]. Напомню, как начинается сказка: «Одна девочка ушла из дома в лес». По этой фразе мы понимаем, что ребёнок вышел за пределы привычной для себя обстановки. Причём в одном предложении сказки задействовано сразу два пласта познания - внешний и внутренний. Внешнее путешествие выглядит так – «девочка ушла из дома», т.е. она вышла за пределы безопасного для себя круга. Данное желание может быть продиктовано личной необходимостью ребёнка, его стремлением к познанию окружающего мира, а может, и быть вызвано чужой необходимостью, возникающей, например, у родителей, отдающих своих детей в детский сад. Внутреннее же путешествие указывает лес, т.е. на освоение новой для себя территории, на путешествие в просторах «дремучего» бессознательного. Другими словами, пришло время узнать ребёнку что-то новое - расширить своё представление о самом себе, раскрыть свою внутреннюю силу. Лесом также может выступать чужеродная среда, к примеру, тот же детский сад, в котором ребёнок оказывается один на один с неизвестным и «враждебным» для себя миром. Сказка о трёх медведях раскрывает нам тайны лесного посвящения, в котором главная героиня самостоятельно усваивает для себя важные жизненные уроки: Первый урок - распознавание «СВОЁ - НЕ СВОЁ». Вот подтверждения из сказки: «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех». Девочка зашла в чужой дом, в данном случае, в дом диких медведей. Она шаг за шагом изучает новое пространство и находит в нём подходящие для себя предметы. Примерив к себе все чашки и ложки медведей, девочка выбирает те, что ей по размеру. В них даже похлёбка оказывается вкуснее! А ведь еда в чашках была разлита из одного котла. В этом эпизоде сказки показано, каким образом закрепляется положительный опыт в распознавании «своего - не своего». Он закрепляется через приятные вкусовые ощущения девочки. Именно так она распознаёт подходящий для себя размер. Далее девочка пробует сидеть на стульях медведей, продолжая распознавать для себя «своё - не своё». Для закрепления этого навыка требуются дополнительные тренировки: «Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо». Снова закрепляется понятие о безопасных для себя пространственных предметах и их отношении к ним на уровне приятных ощущений, вызванных пережитыми чувствами радости и удовольствия. Но и этого опыта оказывается недостаточно для закрепления эффекта. Девочка продолжает осваивать окружающее пространство. Она следует в спальню медведей и примеряется к разным кроватям. «Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула». Именно третий эксперимент увенчался успехом – девочка заснула, т.е. на уровне тела она испытала удовлетворение и пережила глубокое успокоение. Теперь девочка на уровне своих ощущений точно знает, что «своё», а что «не своё»! Второй урок – распознавание «СВОЕГО» и «ЧУЖОГО». Во второй части сказки девочке открывается следующий тайный смысл - ей предстоит познакомиться с понятием личных границ. Она впервые получит обратную связь от других, поймёт, где заканчивается её территория и начинается чужая. На этом этапе она столкнётся с медвежьей агрессией. Истинные владельцы дома будут защищать свою территорию любыми известными им способами. У медведей – это рык, клыки и когти. Снова повторяется «тройная история» проявления хозяйского недовольства и лишь на третий раз, уже в спальне медведей, чужака ловят с поличным: «А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:— Кто ложился в мою постель? И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: — Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи! Он хотел ее укусить». Этот опыт подарил героине знание о чужих границах и заставил уважать их. Примечательно то, что уважение это родилось в страхе за свою жизнь. Благодаря страху, девочка поняла, что не всё, что подходит ей по размеру и приходится ей по нраву, является её собственностью. Так перед героиней сказки через этический страх открывается урок уважения к границам чужого человека. Этот урок получен главной героиней сказки, зашедшей на чужую территорию на правах хозяйки. Теперь предлагаю посмотреть на ту же самую ситуацию глазами хозяев дома. С этой стороны мы видим проявление примитивной медвежьей агрессии, но в дозированной форме. Хозяйской злости необходимо ровно столько, чтобы дать отпор вторгшемуся наглецу, но не преследовать его! Видите, как интересно складываются сказочные события – сильные свирепые медведи дают возможность маленькой девочке убежать. Хотя, им под силу сломить её. Третий урок – знакомство с инстинктом самосохранения. Нам известно, что сказка заканчивается хорошо. Девочка выскакивает в окно и убегает из медвежьего дома. Этот факт очень важен, поскольку он указывает на то, что страх, открывший героине знание о «своём» и «чужом» не парализовал девочку до конца. Инстинкт самосохранения сыграл свою спасительную роль в жизни героини. Минуя социальные правила, девочка выскочила в окно и убежала прочь. Мы должны понимать, что в исследованиях «своей» и «чужой» территории всегда есть место спонтанному порыву, нарушающему установленные правила! Это весьма важный момент, прописанный в сказке, но не всегда проигрываемый в жизни. Социальные представления о «хорошо» и «плохо» зачастую тормозят исследовательский инстинкт ребёнка, не давая ему естественной возможности расширять представление о себе, о других и о мире. Но даже, если ребёнок исследует и встречается с агрессией хозяина территории/игрушки/вещи, то социальные ограничения – «так не ведут себя воспитанные мальчики и девочки», не дают ему возможности для спонтанного бегства. Те же самые социальные ограничения, не дают хозяину территории естественной возможности защищать свои интересы. Жадность, например, как проявление защиты своего личного пространства также порицается обществом. Конечно, это не означает, что нужно орать и драться, но позволить ребёнку испытывать эти естественные порывы необходимо. Ребёнок на «собственной шкуре» должен понять, откуда берётся его агрессия и что именно она защищает. Лишь только после этого можно приступать к осознанию своих естественных защит и их коррекционному облагораживанию. Если здоровый инстинкт самосохранения дремлет внутри человека, то вторжение чужака на его территорию способно нанести психологические травмы. Многие взрослые люди, обращающиеся за психологической помощью, ссылаются на ощущения зияющих «дыр» внутри своего тела. Чаще всего их наносят близкие люди, которые приближены к человеку. Бывает и так, что человек не ставит никаких границ возле своего внутреннего «дома». Кто угодно и когда угодно может зайти к нему во внутренний дворик его дома и воспользоваться его ресурсами. Отсутствие личных границ (слипание с родителями, с возлюбленными, с друзьями) делает людей уязвимыми, со временем наращивает внешний панцирь, запускает процесс саморазрушения (самосуд над самим собой), способствует резкому сужению круга общения, множит недоверие к миру, вызывает угасание веры в чудо. Одним словом, без личных границ, у человека нет опоры, в нём запускается процесс подрывания самоценности. А этого допускать никак нельзя! И это задача самого человека – познавать себя, свои ценности, таланты и дарования, исследовать свои безопасные границы, уважать себя и собеседника, учиться защищать свою территорию, удерживать благость внутри себя и шаг за шагом открывать свою ценность для мира. Благодаря сказке «Три медведя» мы смогли понять первые шаги в познании ребёнком своего личного пространства и пространства чужого человека. Узнали о необходимости использования агрессии (рык, клыки и когти) для защиты от незваных гостей. Узнали и о том, что уровень злости не должен переходить в разрушающую стадию, его необходимо дозировать ровно столько, чтобы выдворить обидчика со своей внутренней «земли», но не уничтожить его. Также мы узнали и об инстинкте самосохранения, который помогает человеку бежать с чужой территории, если она освоена без участия хозяина «дома». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|