Один дома... Что стоит за неумением занимать себя самостоятельно?.

             

«…63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания.

Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания "зависимость", "получается, я не могу жить без…", "доза", "ломка", "синдром отмены", "мне все время нужно…", "слезть с иглы" и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно "рассмотреть" из-за ухудшения общего состояния.»

Катерина Мурашова, психолог.

             Чувствуете, какая «грамотная» речь у подростков. Интересно, они что, все  - зависимые? От наркотиков что ли? Попробуем разобраться, о чем речь…. Прочитала статью (см.ссылки в конце материала). И вот.

 

       С удовольствием прочитала статью психолога Катерины Мурашовой о ее эксперименте с подростками. Очень интересные наблюдения. Важные и показательные.Особенно для гиперответственных родителей. Слова, которые участники употребляли при анализе работы (см. выше) побудили меня продолжить тему таким образом.  

     Многие родители задают вопрос, как предупредить зависимость ребенка, например, от компьютера, игровых автоматов, а в будущем от курения, алкоголя, наркотиков. Это хорошие вопросы. Они продиктованы любовью и ответственностью. Не спрятать детей от мира и реальностей социума. Как быть? И почему «употребляют»(играют) многие, а зависимости возникают не у всех?

     Ну, вот, «приехали»! С чего(кого) начнем? С себя, любимых! Вы что-то из перечисленного пробовали? И как?

     Внимание! Наблюдаем за личными ощущениями! (У кого не соответствует - делитесь вариантами. Приму к сведению обязательно. Уверена: и другим лишним не будет)

     Первая затяжка.Горько.Противно.Голова закружилась.Плеваться хочется. А народ -рядом(ну,пиплы,кореша,пацаны;мальчики,девочки,наконец)! Как тут скривишься – марку держать надо. Чтоб не ржали, уважали, не считали кем-то там… О…пошло… Слезки на глаза уже не наворачиваются, как-то, вроде и не горько. Увереннее. Еще увереннее. А через пару раз с внутренним превосходством наблюдаешь, как «новичок», задыхаясь, глазки на лоб выпускает от первой затяжки и делает бывалую рожу (фейс) при этом. О! а я уже не делаю. Она (рожа,фейс) уже у меня бывалая и так. Гордость! Ну, теперь и я как все вот эти (крутые, большие, авторитетные), наплевавшие на тех (ну, в смысле тех, кто за забор не заглядывает - не знает, что надо заглянуть!- родители, училки разные.) Так? Или у кого- то сразу дым сигаретный был с ароматом домашних пирожков и маминой улыбкой связан?

      А все равно дальше находили причины для продолжения сего действа. И деньги находили. Или родители уговаривали принять копеечку на удовлетворение потребности втягивания в ряды курильщиков? На, не проси у чужих людей, кури свои, да подороже, может не так быстро потом отвыкать будешь!!! Не так? А как было?

      Все-таки опыт знакомства с сигаретой был, наверное, у бОльшего количества читающих эти строки, чем его полное отсутствие. Даже у тех, чьи родители сами вообще не помышляли о курении, по крайней мере во взрослой своей жизни. Так далеко не все из вас, попробовавших, сейчас курят (ну, хотя бы на момент чтения!)

       Дальше идем. Кто как алкоголь попробовал? Да-да, углубляйтесь в воспоминания. Вот…подробнее… Успокаивайте теперь себя тем, что ничего же страшного. Я ж алкоголиком не стал/а. Ну подумаешь, пяток лишних килограммом, зубы не в идеале, волосы только после бальзамчиков блестят, ну…как у всех…какие-то негоразды там…тут (в смысле со здоровьем. Что и в личной жизни, и на работе…Ай-ай… Да ладно, все как у людей и даже лучше?! Здорово! Вот повезло!). Ах, алкоголь здесь ни при чем?! Конечно,а кто не пьет! Опустим традиционные шутки, добавим свеженькое: практически все хоть на праздник (только по поводу!!! прям святое – повод!!!)или для профилактики(поддержания традиций и пр.)Ну, только о чуть-чуть(опять-таки правда).

        Наркотики. Тут чуть проще. Старшее поколение о них просто не знало(в глубинке –практически все, в столицах те, кто на зарплату жил, точно не знали). Ну, а сегодня СМИ – сплошные учебные программы по ознакомлению, поиску мест дислокации и распространию и,естественно, способах применения (и в каком крутом фильме,новостях, ток-шоу)нет крупного плана с «косячком», «ширкой», вздувшейся веной и иглой, с ложечкой над свечечкой, плюс громкогласные комментарии за кадром!!) Ой, а названия и другая терминология посыпались еще до появления социальных сетей в интернете со страниц газет, детективов, экрана ТВ. И тут, начали уходить из жизни наркоманы с большими именами (кумиры эстрады и кино). О! с одной стороны все стали придавать значимость «плохизму» наркотиков, а с другой: это ж круто – я как Мерфи и др. Пусть коротко – зато в кайф!!! (Написала и даже не смешно. Как-то уж привлекательно выглядит…??!!) И с личным опытом у всех, наверное, очень по-разному. Мне в роддоме (так сложилось, врачи сказли,да и сама понимала, что силы заканчиваются) промедол кололи. Понравилось. А вот затяжка «косячком»  (уже 45 мне было, пробовала из интереса – ну, глупо работать с наркоманами, если сам и не пробовал даже. Господи, прости!) вызвала такую злость и агрессию – весь мир стал для меня сплошным раздражителем. И злость-то была такая тихая-тихая, большая-пребольшая с оттенком равнодушия, сменившегося агрессией. Ну, подумала я тогда, только этого мне не хватало! А народ вокруг на «хи-хи» круто пробивало.

         Игровая зависимость. Она сродни состоянию, когда зовут домой с улицы, а уходить не хочется. Или, еще хуже, на самом интересном месте (фильм,книга,прикольная передача…)надо оторваться. Вот кому не приходилось быть в такой ситуации? Что, приятно? Ужасно! А надо и – отрываешься. Только злость берет: ну, вот я,че надо(чтоб вам…)? Так кто-то проскакивает и потом, как оказывается, умеет и остановиться, и в чем-то себе, родному-единственному, отказать (пусть с сожалением, обидой даже), но ОТКАЗАТЬ. А кто-то – пролетел и ОТКАЗЫВАТЬ себе не научился.Так что есть одно успокоеньице: если умеете себе отказывать (пусть нехотя, пусть с трудом, пусть не всегда) то это ШАНС считать себя НЕЗАВИСИМЫМ (и быть независимым!).Приведу цитату из статьи Ларисы Мурашовой     

                  «Шестеро повторяли его (эксперимент-И.Г.)самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.»

                  Главное, не так важно, о чем речь. Для профилактики любых зависимостей непременно важно научиться себе отказывать. Вот хочется, а не получу! А теперь скажите, какой взрослый добровольно(вот так-таки с удовольствием!!!) откажется от просмотра матча любимой команды (да еще какого-нибудь финального!), кто посмеет себе отказать в стакане воды в жару (особенно, если он вот, рядом, бесплатный и только для тебя!), а сладкое (трепещите, зависимые завистники), а… Ну, словом. Всем читающим виднее, в чем себе отказать невозможно. Разве что мамы. Они такие, они себе (а может и не все!) привыкли во многом  себе отказывать. Это взрослые. Они, как правило, себе отказывать УЖЕ не умеют. Ну-ну, возражайте. Да не вслух, а мысленно, и продолжайте искать, там, в глубине своих потаенных мыслей (тщательнее, тщательнее!!! – для себя ведь, а не на публику).

              Короче говоря, людей без зависимостей ужасно МАЛО. Только те зависимости, которые не напрягают (или не слишком напрягают) окружающих (хобби, трудоголизм, влюбленность туда же), люди зависимостями не считают. А схема-то и механизм возникновения -  ОДИНАКОВЫЕ.

              А теперь совсем кратко. Лучшая профилактика возможных зависимостей – послушание в детстве, перерастающее в осознанное послушание и умение ОТКАЗЫВАТЬ себе в том, что по сознательному разумению может дальше принести вред здоровью или окружающим (родителям, прежде всего).

  Да, без усилий со стороны взрослых не обойтись. Не тупых запретов! (В сети шутку нашла: до трех лет я думал, что меня зовут НЕЛЬЗЯ.) Родителям приходится постоянно осознавать, что их родительская работа – быть требовательными. При этом в приведенной ниже статье очень показательны последствия гиперопеки, когда ребенок растет в условиях бесконечной зависимости от желания родителей его развивать, «улучшать», наполнять нужным, важным.

         Вот засада! С одной стороны – не оставляй без присмотра! С другой – дай возможность побыть самому и предпринять нечто. Ужас?!!!!! Вот и приходится выбирать родителям постоянно: дать поручение и наплевать на свои опасения (а вдруг не так сделает?! а если покалечится, не дай Бог, при этом?!) или не оставлять ни  на мгновения  пребывать чадушку в уединении (вдруг онанизмом займется или посуда жирной после его мытья останется). Жуть! А интернет это вообще – мусор и порнография! (Предлагаю на эту тему свою статью «Пустите ребенка к телевизору! Отдайте ему интернет!» http://www.psyoffice.ru/article/pustite_rebenka_k_televizoru/)

               И, перед прочтением следующего материала, хочу выразить уверенность, что большинство из читающих – люди с самостоятельным и независимым мышлением, способные и самостоятельно развить тему, не «передергивая», не «юморя» и не впадая в крайности.              

 

 

Психолог Катерина Мурашова пишет: "Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество . Представляю читателям полученные результаты и предлагаю вместе их обсудить".

 

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

 

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

 

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

 

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

 

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

 

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

 

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

 

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

 

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

 

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: "Я больше не мог", "Мне казалось, что я сейчас взорвусь", "У меня голова лопнет".

 

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение "шевеления" волос на голове.

 

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты "панической атаки".

 

У троих возникли суицидальные мысли.

 

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

 

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

 

Что делали мои подростки во время эксперимента?

 

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор "Лего";

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились "дурацкие" мысли.

 

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

 

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

 

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

 

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания "зависимость", "получается, я не могу жить без…", "доза", "ломка", "синдром отмены", "мне все время нужно…", "слезть с иглы" и т. д.

 Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно "рассмотреть" из-за ухудшения общего состояния.»

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения "странных" мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился. http://www.liveinternet.ru/users/belka_s_oreshkamy/post204120287/

 И как? Какие мысли-то? Я к этой статье на своей страничке в Fasebook личный комментарий сделала. А какой ваш будет?

 



Просмотров: 668
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь