|
"Личные границы - нащупать и отстоять", часть третья (заключительная)Автор статьи: Александрова Ольга
СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЁНКА» Третья сказочная история, которую предлагаю вам рассмотреть в ключе личностного пространства, касается механизма предупреждения и выстраивания своих границ до нападения «врага». Попробуем вместе с вами заглянуть в английскую народную сказку «Три поросёнка» в переводе С.В. Михалкова[10]. Данный сказочный сюжет построен на контрасте двух стратегий – построить дом на века или соорудить жилище побыстрее. Главными героями являются родные братья – поросята, которые изначально похожи друг на друга: «Жили-были на свете три братца – три поросенка. Все трое были одинакового роста, розовые, веселые, кругленькие. И у всех поросят были одинаковые веселые закручивающиеся хвостики». По этому эпизоду мы видим, что все братья рождены одинаковыми. Это означает, что старт у них был единый, а вот стратегии поведения они выбрали разные. «Старший» брат выбирает путь предупреждения возможных нападений: «Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей». Наф-Наф первый из братьев понимает, что пора позаботиться о надёжном доме. Примечательно то, что это понимание приходит через внутренние ощущения героя: «Я весь дрожу от холода». Возникшее ощущение подобно «первой ласточке» запускает механизм выстраивания безопасных для себя границ. У героя есть время для строительства своего дома, он строит его не спеша и использует для этого надежные материалы: «Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться». «Младшие» же братья выбирают для себя иной путь – путь беззаботности, получения сиюминутного удовольствия и откладывания решения проблем на потом. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф недальновидно отмахиваются от своих внутренних ощущений и не внимают предупреждениям своего брата. Они выбирают веселье и ничегонеделание: «Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжелые камни. - Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. - Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лёг в лужу». Выбранная стратегия Наф-Нафа помогла ему приступить к строительству надёжного дома самостоятельно. Это важный момент сказки, поворотный для «старшего» брата, поскольку он не предаёт свою ценность, не неволит себя чужими границами и убеждениями, а принимает важное для себя решение: «- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. - Я не буду вас дожидаться… Дом поросенка должен быть крепостью! - спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать». А погода лишь вторит важности его решения, она будто отправляет ему в помощь «добрые знаки»: «С каждым днём становилось все холоднее и холоднее». Сюжет сказки показывает все тяготы героя, заботящегося о заблаговременной защите своих границ, невидимых окружающими. Его высмеивают, обвиняют в слабости и трусости, навешивают ярлык «странненького», заставляют сомневаться в истинности своих намерений, сбивают с курса собственных ощущений. И всё это делают, заметьте, родные братья! Вот так и в жизни, именно дорогим нашему сердцу людям труднее всего противостоять. «- Это он про какого зверя? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. - Это ты про какого зверя? - спросил Нуф-Нуф у Наф-Нафа. - Это я про волка! - ответил Наф-Наф и уложил еще один камень. - Посмотрите, как он боится волка! - сказал Ниф-Ниф. - Он боится, что его съедят! - добавил Нуф-Нуф. И братья еще больше развеселились. - Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф. Им очень хотелось подразнить братца, но Наф-Наф совсем не обращал на них внимания». Рано или поздно, момент необходимости безопасных границ наступает у всех людей. Так и в сказке, «младшие» братья сталкиваются с необходимостью возведения домов, но лишь тогда, когда лужицы в лесу покрылись коркой льда. Дальше тянуть уже не было смысла. Им пришлось взяться за дело: «И только тогда, когда огромная лужа около дороги начала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, бездельники действительно решили взяться за работу». Каждый из братьев осуществил своё видение дома, его прочности, надёжности и тепла: «Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее всего будет построить дом из соломы. Он не стал ни с кем советоваться, и так и сделал. А Нуф-Нуф строил себе домик неподалеку. Он тоже хотел побыстрее покончить с таким неинтересным и скучным делом. Поэтому тоже решил сделать себе домик попроще... из сучьев и веток... прочнее и теплее». В данном сказочном сюжете нам напоминают о двух стратегиях нападения на границу личности – взять силой (волк с силой дул на поросячьи домики) или взять хитростью (волк переоделся в невинную овечку, чтобы обхитрить беспечных братьев). Братьям удаётся трижды спастись от острых клыков волка (соломенный домик, домик из веток/прутьев и побег от волчьей хитрости в каменный дом умного брата). На третий раз, они закрепили для себя истинную позицию безопасности и прочности дома, они прожили её через сильный страх и дрожащие хвостики. Можно сказать, что на уровне ощущений у них выработался ориентир безопасности. Проверка их готовности - опираться на собственные ощущения, не заставляет себя ждать: «Но, как только волк стал спускаться в дом по трубе, поросята внутри сразу же услышали шорох. А когда на крышку котла в камине стала из дымохода сыпаться сажа, умный Наф-Наф тут же догадался, в чем дело». «Младшие» братья смогли различить шорох в трубе, а «старший» брат стал присматриваться и прислушиваться дальше. После второго знака – «сажи из домохода», Наф-Наф был готов действовать, т.е. давать отпор нападающему. Как ведёт себя общий враг? Он разрушает соломенный домик, использует хитрость с целью обмана и проникновения через дверь дома из веток/сучьев. И лишь в каменном доме решает обойти другим путём: «Ага! Вот через эту трубу я и проберусь в дом! - обрадовался волк». Как и в сказке «Заюшкина избушка» захват «внутреннего дома» связан с печью. Именно через неё волк пытается проникнуть в святая святых – в сакральную часть дома. По мнению Байбурина А.К.[4], печь в народном сознании ассоциировалась с родом, с ней связывался весь комплекс представлений о предках и о «Начале». В печи, по традиционным представлениям, обитала доля каждого члена семьи. В сказке «Три поросёнка» именно кипящий в печке котёл является родовой защитой дома, после каменных стен и дубовой двери. Враг повержен, он убегает в лес: «Черный, как трубочист, волк свалился прямо в кипяток. Никогда еще волку не было так больно!» Именно победа над общим врагом объединила братьев: «С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей». Выходит, что в сказке «Три поросёнка» зашифрован опыт не только защиты индивидуальных границ, но и укрепления пространства семейных и родовых ценностей. И происходит это через объединение братьев. Им предстоит пройти процесс очищения от лени, глупости и недальновидности, желания сиюминутных выгод и радостей. Инициирующим событием стала - «корочка льда на лужах» и сильнейший страх смерти у «младших» братьев. Благодаря третьему сказочному сюжету мы с вами узнали, какие стратегии имеются в обустраивании личного пространства, что за ними стоит и к чему они приводят. Выводы можно сделать следующие – замечай свои ощущения, опирайся на них; заблаговременно начинай строительство безопасного и крепкого дома вокруг своих внутренних ценностей и держись вместе со своей семьёй, чтобы объединить и приумножить родовое наследство. В этом, на мой взгляд, кроется опора, высший ориентир духовного центра человека – «котёл» его родовых ценностей. Он способен защитить от самых сильных врагов. В завершении статьи мне хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Понятие личного пространства, его безопасных границ и необходимых защит скрывает за собой ядро личности. Внутри этого ядра содержится сакральная суть человека. Это и его врожденные таланты и дарования, и приобретённые личные ценности, и ценности его семьи, и ценности его рода. В сказках это изображено через образ печи. Недаром на Руси принято было «танцевать от печки»[11]. Этим выражением можно объяснить, как строились русские избы - первой возводили печь, затем от неё размечали и строили всё остальное. Вот это многократное хождение от печки и назад к ней, проделываемое в процессе разметки будущих стен, и называли "танцевать от печки". Сказка «Заюшкина избушка» подробно, слой за слоем, открывает нам защитные круги «печной ценности человека». Сначала печь (сакральное знание о ценностях человека), затем стены дома (граница его личности), затем крыльцо, как место встречи дорогих гостей, перед ним - двор, где можно выяснить намерения желающих попасть в дом хозяина, а за двором – лес, таящий ресурсы и опасности. Иногда лес становится местом посвящения героев. Так случается в сказке «Три медведя», где девочка узнаёт о «своём» и «чужом»; выясняет для себя, где заканчиваются её личные границы и начинаются границы чужой территории. Именно там, в страшном незнакомом лесу она приобретает уважение к чужой территории и учится уходить от реальной опасности. В сказке «Три поросёнка» лес также является местом инициации, где через страх «младшим» братьям - поросятам, предстоит узнать о важности защиты своих личных и семейных ценностей. Лишь объединившись, в стенах крепкого дома, можно противостоять хитрости и наглости самого злейшего врага. Сказка «Три медведя» также открывает для нас знание о том, как мы определяем для себя «своё – не своё». Мы усваиваем это именно через ощущения, которые проявляются в нашем «внутреннем доме», т.е. в нашем теле. Печка внутри нашего тела – это наша душа. Вокруг неё-то мы и возводим свой храм, дающий нам ощущения уникальной самоценности и безопасности. Именно через собственные ощущения мы получаем информацию из окружающего пространства. Наш слух, зрение, обоняние, осязание, вкус помогают нам во время распознать опасность. Именно они важны нам в качестве опоры, а не чужое мнение о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочная помощь позволяет осознать этапы формирования границ личности. Сначала человек тренируется с помощью своих ощущений познавать мир, определять для себя «своё» и «чужое», затем он приступает к строительству «внутреннего храма», дальше – отстраивает территорию вокруг и в самом конце учится действовать, т.е. вовремя замечать опасность и быстро предотвращать её. Все три сказочных сюжета слились воедино, раскрыв для нас с вами свои смысловые грани, можно сказать, что мы совершили реставрацию сказочного сюжета, разбитую на этапы. Каждый этап упакован в своей обёртке – сказке. Ведь любые знания, навыки и умения развиваются по принципу многослойности, где мы учимся распознавать, укреплять и расширять свои представления о себе и мире. Используемая литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|