"Личные границы - нащупать и отстоять", часть вторая

Автор статьи: Александрова Ольга

СКАЗКА «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

На примере сказки "Три медведя" мы рассмотрели, как формируются границы личности, вскользь коснулись незлонамеренного нарушения чужих границ и их инстинктивной защиты. Теперь предлагаю вам подробнее взглянуть на то, как границы личности могут быть нарушены злонамеренно. Это смысловое явление нам открывает русская народная сказка - «Заюшкина избушка»[2]. Данный сказочный сюжет будет нам интересен с ракурса обманного захвата чужой территории и отвоёвывания законных прав на свою территорию. Напомню, как всё началось.

«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная! Пришло лето, у лисы избушка растаяла».

С самого начала мы понимаем, что имеем дело с вероломным захватом чужой территории. Лиса, хитростью и обманом, проникает в дом зайца и выгоняет его из собственного дома.

«Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор… Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко… Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку… Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку. Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить! Так и выгнала».

В данном эпизоде сказки описан постепенный захват чужой территории. Он происходит не одномоментно, а шаг за шагом – лес-двор-крыльцо-избушка-печь. Границы заичьего дома, будто круги на воде...

В доме всё начинается с сердцевины, а именно с печи. По мнению Афанасьева А.Н.[3], Байбурина А.К.[4], Артемьевой Е.А.[5] и других исследователей печь занимает центральное место во внутреннем пространстве жилища и имеет глубинный и многоплановый смысл. Она служит сакральной частью дома и связана с интимной, «утробной» частью жизни. Из неё кормятся, на ней спят, с помощью неё очищаются (парятся и моются в бане), избавляются от хвори («запекают» болезненных детей[6]), совершают многочисленные ритуалы[4]. Печь находится внутри избушки; вокруг избушки – крылечко; вокруг крылечка – двор; за пределами двора – лес. Лиса силой уговора проникает в каждый защитный слой личных границ зайца и доходит до самого ядра его сакральной ценности, там, где поддерживается его «внутренний очаг». Захватив печь, лиса становится лже-хозяйкой заичьего дома, а настоящий хозяин с поникшей головой уходит за пределы своей избушки, крыльца, двора  - в лес. Дальше заяц горюет и получает предложение от разных зверей о помощи в изгнании лисы из его дома. Рассмотрим чуть подробнее эти предложения.

Помощники зайца

Первыми на выручку приходят собаки.  Кто они такие? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Собаки – это, прежде всего, сторожа. Им под силу охранять любой дом, но вот с хитрой и наглой лисой они не могут ничего поделать. Поджав хвосты, им приходится убегать прочь. Выходит, что отвоевать свой дом через установление запоздалой охраны невозможно.

Вторым помощником зайчика становится волк. Он, также как и лиса, - хищник. Но его волчьей свирепости и устрашающего воя оказывается недостаточно, чтобы победить лису. На примере их сражения, мы видим, что наглость и власть напором не возьмёшь.

Третьим помощником является медведь. Он олицетворяет низшие силы в тотемной градации животного мира, которые связаны со слепой и безудержной яростью, не управляемым гневом. Его мощь не способна запугать лису. Вот и ярость не в состоянии управиться с лисьим вероломством.

Четвёртым помощником выступает петух с косой. Это интересный персонаж с не менее интересным атрибутом – косой. Кто же такой Петух? По мнению Трессидера Д.[7], петух - вестник зари – символ солнца и духовного возрождения. Он тот, кто будит от невежества и тени. Он тот, кто способен усмирить и даже искоренить теневую силу власти. У петуха есть коса, которая помогает ему восстановить справедливость через умерщвление врага. Врагами могут быть, как чужаки извне, так и теневые стороны личности самого хозяина дома. Верными орудиями петуха является острый клюв, громкий голос, «ноги» (вместо лап), «красные сапоги» (всепоглощающий огонь преобразования) и смертоносная коса. Петух способен противостоять лисе на сакральном уровне. У них обоих в сказке имеются «заклинания», но у петуха они несут в себе большую эволюционную силу.

У лисы - «А она с печи: - Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

У петуха - «Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!»

Предлагаю сказочные подсказки перенести в реальную жизнь. Допустим, хозяин своей личной территории годами отстраивал свой «внутренний дом». Строил его на века – не изо льда, а из коры дерева. Дом построил, но то ли забора не установил, то ли материал для строительства непрочный выбрал, то ли не внял до конца своей ценности… Из этой части сказки можем предположить о том, что заяц олицетворяет человека с «добрым сердцем»[8]. Он беззащитен, робок, труслив и в то же время, чуток и отзывчив к просьбам других[9]. Он умеет быстро прощать своих обидчиков и готов оказать искреннюю помощь даже хищникам:

«Нет, Лиска, не пущу: зачем дразнилась?.. Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку».

Лиса - противоположный типаж, наоборот, строит дом изо льда. Она выбирает для себя холодный дом, где живёт видимая красота и «холодное сердце»[8]. Лиса олицетворяет собой лукавую, корыстную, пронырливую, льстивую особу[9], думающую только о личных выгодах.

Какой же сказочный шифр открывает нам сказка «Заюшкина избушка»? А вот какой, если человек потерял власть над своим «внутренним очагом», не ценит самого себя, позволяет другим управлять своей жизнью, то придётся ему «зажигать» очаг в своём «внутреннем доме» с помощью петуха – вестника зари. Только он способен сразиться и победить самозванца, захватившего власть. Ни злость, ни даже ярость, и уж тем более, защита территории постфактум, не способны помочь истинному хозяину в отвоёвывании собственной территории. Главное его оружие – цивилизованная решимость («ноги» - против звериных лап, коса – против острого клюва/когтей/ клыков и речь «заклинателя») в отстаивании прав на свою территорию.

 

Личные границы  нащупать и отстоять часть вторая



Просмотров: 687
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница цены и ценности на примере случая youtube канала «Лиса рулит»
  • Лиса коварная или какая?
  • Союз противоположностей: Кот и Лиса
  • Буратино и деньги. Часть 3. Лиса Алиса и кот Базилио
  • Лиса: умение использовать обстоятельства
  • Субличности: Избушка-избушка, повернись ко мне передом.
  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • Сказка "Заяц"
  • Тотем Акула - психологический аспект или Абсолютная власть на своей территории
  • Символ "ЗАЯЦ".
  • Личные границы и общие территории
  • Гудвин Великий и Ужасный, или Заяц в львиной шкуре
  • На чужой территории?
  • Новогодняя игра "Пойми Зайца своей судьбы!"
  • Избушка
  • Ключи от своего дома: как быть собой в собственной личности?
  • Анализ сновидений. Дом-Замок-Избушка на курьих ножках
  • "Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!". Про последовательность и санкции.
  • Сказка про Зайца.
  • Как перестать тащить на себе чужой груз и начать жить своей собственной жизнью?
  • Волшебные путешествия на "ТЕРРИТОРИИ СЧАСТЬЯ"
  • Сказка про Васеньку и зайца или Шпаргалка по эмоциям
  • «Выгнала собственного ребенка из дома и чуть не подарила мужу квартиру». О насилии без кулаков.
  • Как жить с родителями на одной территории?
  • "Личные границы - нащупать и отстоять", часть третья (заключительная)
  • "Личные границы - нащупать и отстоять", часть первая
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Муж работает, а я сижу дома (о ценности самой себя)
  • "Хочу работать дома, а не в офисе"
  • Чувство справедливости против "Свой - Чужой". Или Ноам Хомский против Мишель Фуко.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь