Продолжим тему про Психосинтез, начатую в предыдущей статье.
Наверняка многие замечали, что в разных областях жизни люди проявляют себя по-разному.
Например, на работе он может быть строгим начальником,
дома — любящим мужем и отцом,
с друзьями — веселым парнем
в тренажерном зале — сосредоточенным спортсменом
за рулем — он водитель
и так далее.
В разных сферах жизни (иначе говоря, жизненных контекстах), человек поворачивается разными гранями себя. Как в заголовке «избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом»
Бывают и другие варианты:
На работе он строгий начальник
С женой он строгий начальник
С детьми он строгий начальник
Т.е. Человек застрял «в образе» и не может переключиться «в другой режим».
Так проявляются субличности, иначе говоря наши внутренние части. Про них мы сегодня и поговорим.
Итак, в Психосинтезе мы рассматриваем личность как некое целое, в котором можно выделить составные части.
Субличность — это и есть часть личности. Это психодинамическая структура, которая становится достаточно устойчивой и постоянной. У субличности есть свои намерения и цели, смыслы, жизненные ценности, установки и убеждения, стратегии и способы поведения, мысли и чувства, желания и потребности.
Если говорить метафорически, то личность — это бриллиант. А каждая субличность — это грань бриллианта.
Или — личность это цветок, а каждая субличность — это отдельный лепесток.
Т.е. С одной стороны, субличность можно выделить в отдельную единицу. С другой стороны, она принадлежит целому.
В каждый конкретный момент жизни проявляется определенная субличность. Например: профессионал, мать, подруга.
Кроме сфер жизни, субличности могут быть:
по архетипам. Например: мудрец, воин, агрессор, жертва
по личностным особенностям: вечно болеющая, неудачник…
по возрастам — родитель, взрослый, ребенок
творческие — мечтатель, реалист, критик, скептик
познавательные — учитель, ученик
и так далее…
В каждом человеке «живет» больше десятка субличностей.
Есть даже субличность, которая «отвечает» за жизненный сценарий человека.
Пример:
Работали с жизненным сценарием клиентки. Она увидела субличность «Одинокий герой», человек, который лезет в гору по камням,
Герой был убежден, что ему никто не поможет и не даст поддержки, и он должен всё делать только сам, в одиночку. Картинка была безрадостная — черно-белое пространство, острые камни, сухой воздух, и герой лезет вверх, раздирая в кровь руки.
По ощущениям клиентки, герой находился чуть раньше чем середина пути. Но уже выбился из сил — потому что отдыхать нельзя, надо лезть вперед, доверять никому нельзя, поддержку просить нельзя.
Клиентка осознала, что эта картинка — про всю её жизнь, про то как она живет начиная с детства по настоящий момент.
Хотя на самом деле хотелось другого — получать радость жизни сейчас, а не в неопределенном будущем, которое наступит никогда.
Через работу с такой субличностью можно постепенно трансформировать жизненный сценарий. Естественно, это делается не за одну сессию — ведь такой «одинокий герой» был сформирован в результате множества детских решений, эмоций и чувств, жизненных ситуаций.
Такое понимание связи между субличностями и жизненными сценариями — моё собственное, из опыта и практики. В психосинтезе этого в таком виде нет.
Как формируются субличности:
Ассаджиоли считает, что основной набор субличностей формируется уже к 3м годам жизни ребенка.
Родители (и другие люди) общаются с ребенком, дают ему позитивные или негативные подкрепления, акцентируют внимание на одних качествах, хвалят или ругают. Ребенок начинает больше осознавать себя, формировать адаптационные и защитные механизмы, вырабатывать способы общения со внешней средой.
И постепенно в этом процессе выделяются психодинамические структуры, которые становятся субличностями.
Дальше в процессе жизни субличности могут развиваться, расти, наполняться новыми смыслами и транформироваться.
Тему субличностей мы продолжим в следующем эссе. Поговорим о том, какие проблемы и сложности с ними бывают — внутренние конфликты, диссоциированные субличности, субличности «застрявшие в прошлом». И о том, к какому результату можно идти в терапии, работая с субличностями.
А сейчас хочу предложить читателям упражнение.
Оно поможет понять, как Вы идете по жизни и как это проявляется через субличности.
Ответьте письменно или просто мысленно на несколько вопросов.
1. Как Вы живете — охарактеризуйте одним или 2-3 словами. Например «трудно», «тяжело», «не живу», «свободно», «легко и радостно» и так далее.
2. Если бы Ваша жизнь была похожа на художественное произведение (книга, сказка, кинофильм, спектакль) — то какой это был бы жанр. Например: трагедия, комедия, драма, мелодрама, артхаус, фэнтези, триллер, ужастик и так далее
3. Кто Вы в этом произведении, какой Вы там герой
4. Закройте глаза и позвольте возникнуть образу этого героя. Как он выглядит, в каком пространстве он находится
5. Что движет этим героем, какие мотивы, намерения
6. Какие у него цели, желания, потребности
7. В чем он убежден, во что он верит
8. Что для него важно и ценно
9. Как он относится к самому себе, к миру, к людям
10. Что он хочет, но никак не получает
11. Как он действует
12. Что он чувствует, какие чувства он чаще всего испытывает
13. Какое его самое заветное желание
14. В чем он нуждается (может быть в поддержке, может быть в трансформации)
15. Для чего эта субличность присутствует в Вашей жизни сейчас
Если хотите, напишите в комментариях, что ценного и полезного Вы получили, от этого упражнения — что осознали и поняли о себе.
На этом сегодня всё. До встречи в следующем эссе.
Буду благодарна за отклик в комментариях:
Осознаете ли Вы, как проявляются Ваши субличности, в тех или иных областях жизни? Есть ли у Вас противоречия между субличностями, или они действуют согласованно?