Субличности: Избушка-избушка, повернись ко мне передом.

Субличности Избушка избушка повернись ко мне передом

Продолжим тему про Психосинтез, начатую в предыдущей статье.
Наверняка многие замечали, что в разных областях жизни люди проявляют себя по-разному.

Например, на работе он может быть строгим начальником,
дома — любящим мужем и отцом,
с друзьями — веселым парнем
в тренажерном зале — сосредоточенным спортсменом
за рулем — он водитель
и так далее.

В разных сферах жизни (иначе говоря, жизненных контекстах), человек поворачивается разными гранями себя. Как в заголовке «избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом»

Бывают и другие варианты:

На работе он строгий начальник
С женой он строгий начальник
С детьми он строгий начальник

Т.е. Человек застрял «в образе» и не может переключиться «в другой режим».

Так проявляются субличности, иначе говоря наши внутренние части. Про них мы сегодня и поговорим.

Итак, в Психосинтезе мы рассматриваем личность как некое целое, в котором можно выделить составные части.
Субличность — это и есть часть личности. Это психодинамическая структура, которая становится достаточно устойчивой и постоянной. У субличности есть свои намерения и цели, смыслы, жизненные ценности, установки и убеждения, стратегии и способы поведения, мысли и чувства, желания и потребности.

Если говорить метафорически, то личность — это бриллиант. А каждая субличность — это грань бриллианта.
Или — личность это цветок, а каждая субличность — это отдельный лепесток.

Т.е. С одной стороны, субличность можно выделить в отдельную единицу. С другой стороны, она принадлежит целому.
В каждый конкретный момент жизни проявляется определенная субличность. Например: профессионал, мать, подруга.

Кроме сфер жизни, субличности могут быть:
по архетипам. Например: мудрец, воин, агрессор, жертва
по личностным особенностям: вечно болеющая, неудачник…
по возрастам — родитель, взрослый, ребенок
творческие — мечтатель, реалист, критик, скептик
познавательные — учитель, ученик
и так далее…

В каждом человеке «живет» больше десятка субличностей.
Есть даже субличность, которая «отвечает» за жизненный сценарий человека.

Пример:
Работали с жизненным сценарием клиентки. Она увидела субличность «Одинокий герой», человек, который лезет в гору по камням,
Герой был убежден, что ему никто не поможет и не даст поддержки, и он должен всё делать только сам, в одиночку.  Картинка была безрадостная — черно-белое пространство, острые камни, сухой воздух, и герой лезет вверх, раздирая в кровь руки.
По ощущениям клиентки, герой находился чуть раньше чем середина пути. Но уже выбился из сил — потому что отдыхать нельзя, надо лезть вперед, доверять никому нельзя, поддержку просить нельзя.
Клиентка осознала, что эта картинка — про всю её жизнь, про то как она живет начиная с детства по настоящий момент.
Хотя на самом деле хотелось другого — получать радость жизни сейчас, а не в неопределенном будущем, которое наступит никогда.

Через работу с такой субличностью можно постепенно трансформировать жизненный сценарий. Естественно, это делается не за одну сессию — ведь такой «одинокий герой» был сформирован в результате множества детских решений, эмоций и чувств, жизненных ситуаций.
Такое понимание связи между субличностями и жизненными сценариями — моё собственное, из опыта и практики. В психосинтезе этого в таком виде нет.

Как формируются субличности:
Ассаджиоли считает, что основной набор субличностей формируется уже к 3м годам жизни ребенка.
Родители (и другие люди) общаются с ребенком, дают ему позитивные или негативные подкрепления, акцентируют внимание на одних качествах, хвалят или ругают. Ребенок начинает больше осознавать себя, формировать адаптационные и защитные механизмы, вырабатывать способы общения со внешней средой.
И постепенно в этом процессе выделяются психодинамические структуры, которые становятся субличностями.

Дальше в процессе жизни субличности могут развиваться, расти, наполняться новыми смыслами и транформироваться.

Тему субличностей мы продолжим в следующем эссе. Поговорим о том, какие проблемы и сложности с ними бывают — внутренние конфликты, диссоциированные субличности, субличности «застрявшие в прошлом».  И о том, к какому результату можно идти в терапии, работая с субличностями.

А сейчас хочу предложить читателям упражнение.
Оно поможет понять, как Вы идете по жизни и как это проявляется через субличности.

Ответьте письменно или просто мысленно на несколько вопросов.
1. Как Вы живете — охарактеризуйте одним или 2-3 словами. Например «трудно», «тяжело», «не живу», «свободно», «легко и радостно» и так далее.
2. Если бы Ваша жизнь была похожа на художественное произведение (книга, сказка, кинофильм, спектакль) — то какой это был бы жанр. Например: трагедия, комедия, драма, мелодрама, артхаус, фэнтези, триллер, ужастик и так далее
3. Кто Вы в этом произведении, какой Вы там герой
4. Закройте глаза и позвольте возникнуть образу этого героя. Как он выглядит, в каком пространстве он находится
5. Что движет этим героем, какие мотивы, намерения
6. Какие у него цели, желания, потребности
7. В чем он убежден, во что он верит
8. Что для него важно и ценно
9. Как он относится к самому себе, к миру, к людям
10. Что он хочет, но никак не получает
11. Как он действует
12. Что он чувствует, какие чувства он чаще всего испытывает
13. Какое его самое заветное желание
14. В чем он нуждается (может быть в поддержке, может быть в трансформации)
15. Для чего эта субличность присутствует в Вашей жизни сейчас

Если хотите, напишите в комментариях, что ценного и полезного Вы получили, от этого упражнения — что осознали и поняли о себе.

 

На этом сегодня всё. До встречи в следующем эссе.
Буду благодарна за отклик в комментариях:
Осознаете ли Вы, как проявляются Ваши субличности, в тех или иных областях жизни? Есть ли у Вас противоречия между субличностями, или они действуют согласованно?



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Субличности или Как начать новую жизнь
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Буферная зона, или как подружить свои субличности?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Тень и субличность. Техники работы с субличностями
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как мы растрачиваем свою энергию на мысли о прошлом и что из-за этого теряем в жизни.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Психосинтез в универсальной карточной ситеме ТАРО: придворные арканы как субличности человека.
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь