|
Психосинтез в универсальной карточной ситеме ТАРО: придворные арканы как субличности человека.Автор статьи: Гаянэ Владимировна Данелян
Вашему вниманию я хочу предложить некоторые свои мысли и наблюдения о том, каким образом теоретические принципы и практические методы Психосинтеза представлены в Таро, которые прочно вошли в психологическую практику и уже давно доказана их связь с психологией. Тем не менее, для начала, думаю целесообразно уделить некоторое внимание истории происхождения Таро, так как в России она используется в психотерапии недавно. Структура Таро такова: 22 карты – Старшие Арканы и 56 карт – Придворные (или фигурные карты: паж, рыцарь, королева и король) и Младшие Арканы (туз и карты от двойки до 10-ти). Все они делятся на четыре масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли. По некоторым предположениям, первое упоминание о Старших Арканах относится к XVI веку, и возникли они именно тогда. Другие же исследователи возводят их историю не меньше чем к Древнему Египту, где они служили жрецам книгой мудрости, которую они зашифровали на золотых пластинах в символах Таро, понятных только посвященным. Потом какими-то таинственными путями эти пластины попали в Европу. Можно предположить, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии, которая издавна представляла человеческое бытие, как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанных друг с другом. Поэтому применение такой философской "азбуки" для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собой полную картину всех возможностей жизни человека. По той же причине Таро может представлять ценность и для психологической помощи, достаточно лишь подобрать к символам Таро психологические соответствия. Первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей со Старшими Арканами Таро. Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов. Поэтому в психологической практике возможно использование образов, заимствованных из Таро, чтобы идентифицировать состояние человека с определённым принципом. Это позволяет не только описать состояние человека, но зная особенности данного архетипа, предугадывать сильные и слабые стороны человека, которые затем могут быть проанализированы. По сути, это напоминает то, что делали поэты XVI столетия. Отсюда следует, что символика Таро, в силу её архетипичности, многоуровневая и имеет множество вариантов понимания: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой. Заметным исследователем Таро через психологию стал Хайо Банцхаф, который так описывает систему Старших Арканов Таро: «Двадцать два Старших Аркана — это двадцать два отдельных сюжета, из которых, ни один не повторяет другого, а будучи разложены по номерам, они складываются в четкую, логическую последовательность. Старшие Арканы представляют собой символические вехи (очень важные, ключевые события) на жизненном пути человека, и ключ к таким символам кроется в глубине человеческой души». Сравнивая основные идеи Психосинтеза и Таро можно провести следующие параллели. В Психосинтезе находят применение множество методы психологического воздействия, целью которых, как писал Роберто Асаджиоли: «В первую очередь, является развитие и совершенствование личности, что соответствует «личностной» фазе развития человека, а затем, гармонизация отношений личности с «Я» и все более полное объединение с ним, что соответствует фазе «духовного» психосинтеза». Старшие Арканы Таро, по-моему, мнению, соответствуют, как раз и «личностному», и «духовному» уровням психосинтеза. Арканы от Шута, до Колесницы представляют собой обязательную школу жизни, которую проходит каждый с тем или иным успехом – так сказать помогают человеку осуществить личностный психосинтез. На этом этапе развития «Человеку предстоит долгое и нелёгкое путешествие, которое предполагает преобразование обычных черт личности, пробуждение скрытых возможностей, вознесение сознания на новые уровни, а также «в новую, внутреннюю направленность деятельности», - эти же идеи, высказанные Ассаджиоли, заключают в себе, и Таро. При этом остальные Старшие Арканы, помогают постичь уроки, как писал Х. Банцхаф: «… которые требуют от человека более высокого уровня самосознания и видения», - т.е. происходит осуществление психосинтаза духовного. Каким же образом принципы и методы Психосинтеза нашли своё отражение в системе Таро? Рассмотрим некоторые из них.
В Психосинтезе, принцип достижения контроля над различными элементами личности Ассаджиоли формулирует следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем, и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». В системе Таро процесс разотождествления происходит как бы сам собой, естественным образом. Например, если предложить человеку соотнести участников, волнующей его ситуации с Придворными Арканам, то очень быстро он начинает понимать, что, например, Королева мечей, которую он соотносит со своей персоной, не является им самим, что это всего лишь роль, которую ему навязывает ситуация. И тогда становится проще прибегнуть к другой роли, и соответствующему этой роли поведению, и делать это уже более осознано. При этом каждая карта Придворных Арканов заключает в себе определённый энергетический заряд.
В психосинтезе используется медитативный метод работы с сакральными символами, который состоит в том, что человек сначала, узнаёт значение заинтересовавшего его символа, затем размышляет над этим значением, и после медитирует на символ, связывая его значение со своей жизнью. В работе посредством Таро человеку предлагается такая же процедура, только с определённой картой. Медитация на карту, например, из числа Старших Арканов, приводит человека к пониманию сути проблемы на новом уровне осознания, получая тот энергетический заряд, который необходим для усвоения данного урока.
Психосинтезе существует принцип признания наличия субличностей. Этот принцип подразумевает, что личность раздроблена на множество обитателей внутри неё, некие субличности, которые являют собой: «психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля и мотивов других субличностей, что приводит их к конфликтам». Придворные Арканы Таро не что иное, на мой взгляд, как те же самые субличности в Психосинтезе. Каждый Придворный Аркан, так же как субличности играют свою роль в социуме, заключают в себе свои особенности восприятия и отражения Мира. Несут в себе различный энергетический заряд и могут, сталкиваясь друг с другом, дружить и плести интрижки при дворе.
Далее в психосинтезе для того, чтобы помочь человеку обрести личностную целостность используется метод постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего Центра. Для этого, как писал Р. Ассаджиоли: «Нужно расширять личное сознание вплоть до превращения его в сознание Я; нужно достичь звезды, следуя за ее лучом; нужно объединить низшее «Я» с Высшим Я». В Таро эту работу человек совершает с помощью таких Арканов, как Колесница, Повешенный, Колесо Фортуны. Эти Арканы на разном уровне сознания позволяют человеку обрести центр через духовное постижение Мира и Себя. Здесь, так же хочется упомянуть, что кроме медитативных техник с Таро прекрасно сочетаются и другие психотерапевтические методы, например, Символдрама. Одна из немецких психотерапевтов Ева Мария Ницше разработала для работы с каждым из Старших Арканов определённые Образы (в Символдраме их называют Мотивы), которые помогают человеку произвести эту самую работу по обретению внутреннего духовного центра и, познав своё Высшее Я, соединиться с ним. В России есть продолжатели её метода, и с большим успехом в своей практике технику Е.М. Ницше использует М.И. Орлова, которая имеет свои авторские разработки по этому направлению. На мой взгляд, соединение упомянутых выше методов и системы Таро, является очень ярким примером синтеза в психотерапевтической практике. А применение их в контексте Психосинтеза будет являться олицетворением сути самого значения процесса синтеза, как соединение разных элементов в единое целое. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|