Существует ли правильная колода Таро? Психологический взгляд.

Существует ли правильная колода Таро? Психологический взгляд.

Существует ли правильная колода Таро Психологический взгляд

Психологи-тарологи, таро-терапия, таропсихология и т.д., активно входят в жизнь простого обывателя. Нет-нет, речь не идёт об оккультизме, напротив, со страниц книг и глянцевых журналов, страничек в интернете и телепередачах, а также бесконечной веренице блог–комьюнити (youtube Вам в помощь) доносится различное толкование Таро как универсального инструмента современного психолога, способного раскрыть нечто потрясающее в каждом человеке, нечто «скрытое», или, на худой конец, нечто «истинное» в нём.

Обосновывая правомочность подобных заявлений и доказывая существование  связи между психологией и символической системой Таро, большинство специалистов ссылаются на высказывание Карла Юнга, прозвучавшее в 1933 году, на семинаре, посвящённом активному воображению. «Эти карты представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного, таким образом, их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предсказания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего...».

Как символическая система (а нас интересует именно этот аспект) Таро сформировалось приблизительно в XV веке. Выделяются две основные школы (традиции): французская и английская, а также набирающая всё большую популярность и претендующая на оригинальность (по сути являющаяся лишь эклектикой марсельской и английской традиции)   колода Таро Кроули. И всё многообразие Таро, так или иначе, можно свести к этим  традициям.

Но прежде чем приступить непосредственно к Таро, для верного понимания символизма Таро, вероятно, необходимо обратиться к такому религиозно-философскому учению, как герметизм, из которого, собственно, и возникло Таро, а также и большинство  так называемых эзотерических знаний (именно изучению герметического наследия посвящены множество работ Карла Юнга и его учеников). А точнее, попробуем обратить наше внимание на схожую с Таро символическую систему алхимии, где, как и в Таро, древние авторы, посредством изображений, пытались донести до потомков скрытые знания, идущие из  глубочайших истоков герметической традиции.

Одним из ключей, раскрывающих скрытое послание древних авторов, может послужить изображение Солнца и Луны - постоянных участников символического инициального пути герметика, а так же образов, чаще всего встречающихся как в Арканах Таро, так и в алхимических гравюрах.


Вот пример классического изображения анропоморфных Солнца и Луны, взятых из известной работы адепта алхимии Михаэля Майера «Убегающая Аталанта» (17 век). Обратите внимание на расположение фигур, ведь и их расположение на гравюре, и их окружение – всё есть зашифрованное послание и имеет глубочайший символический смысл. Итак, мы можем наблюдать, что изображение делится на две части – левую и правую. Слева, мы видим Солнце, рядом с которым стоит ярко-рыжий петух (фигура, так же символизирующая Солнце). На заднем фоне, за фигурой Солнца, мы можем увидеть несколько небольших рыбачьих лодок, а также некое строение на холме. Все эти образы указывают, прежде всего, на человеческую, то есть разумную или культурную природу.  В противовес мы видим стоящую справа фигуру Луны с находящейся при ней  курицей (также символически представляющую Луну),  окружённых лишь естественным природным ландшафтом. Кажущееся спонтанным расположение фигур, таковым, безусловно, не является. Чтобы это понять, достаточно заглянуть в традицию, породившую герметизм – древнеегипетскую религию.


Одним из самых известных изображений Солнца является Уджат (Око Гора). Но в традиции древних египтян существовало два Уджата: белый и чёрный. Белый, обращённый налево, олицетворял Солнце, а чёрный, обращённый направо – Луну. То есть, мы вновь сталкиваемся с позициями лево и право, приписываемыми Солнцу и Луне.

Такие позиции, вероятно, выглядят логично и с психологической точки зрения, достаточно вспомнить об известной теории функций левого и правого отделов головного мозга. Неизвестно, как именно древние египтяне, а вслед за ними и алхимики, узнали об особенностях функционирования мозга, оставим это конспирологам. Зафиксируем лишь тот факт, что чаще всего в изображении образов древние авторы придерживались чётко определённой стратегии расположения символических фигур: мужское и женское, светлое и темное, высокое и низкое, духовное и телесное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное. Все эти понятия, не являющиеся идентичными по форме, часто описывали по содержанию психические явления.

Возможно, кто-либо из читателей подумает: «Да какая разница? Ведь не в расположении образов дело, а в их символическом значении». И, вероятно ошибётся, так как география фигуры (то есть её место в мире образов) и является тем контекстом, что сможет верно определить символ или знак, и точно укажет направление, в котором следует двигаться исследователю внутренних миров.

Итак, получив  лишь один из ключей к символизму герметической традиции, наконец, обратимся к основной интересующей нас теме  - Таро.

Попробуем рассмотреть на примере двух Арканов Таро различие символизма Таро, которое в себе несут разные традиции (колоды) Таро, что порой образует совершенно различное психологическое содержание.

Дурак.

Аркан Дурак – один из самых «оригинальных», если можно так сказать, Арканов Таро, не нашедший своего числового места  среди «братьев» и потому часто занимающий то первое, то последнее место в колоде Старших Арканов. Альфа и Омега, начало Великого Деланья и его завершение, всё это заключено в Аркане Дурак. Многие психологи - исследователи Таро связывают Дурака с Внутренним Ребёнком человека (в аналитической психологии Пуэр). И это звучит крайне логично, учитывая, что именно в позиции ребёнка мы входим в этот мир, и именно в детях (как бесконечном движении Сансары) мы видим своё продолжение (как символическое начало новой жизни, нового этапа).

Различные традиции Таро предлагают нам и различное символическое виденье Аркана Дурак.


Данные три карты представляют марсельскую традицию Таро (но не французскую, так как последняя карта из итальянской колоды). Карты демонстрируют практически идентичные рисунки (не учитывая конечно стили изображения) с небольшими отличиями. Так различны фигуры животного, кусающего ногу Дурака: в итальянской колоде это собака, во французских картах - кошка или, возможно, рысь. Безусловно, символизм собак и кошек различен, порой он даже конфликтен (история «любви» собак и кошек) однако, есть значение, которое может выступить в качестве объединяющего в этом противоречии. Все животные могут (и часто это делают) символизировать инстинкты человека. Именно инстинкты роднят нас с животным миром. И, если принять это общее для изображения животных символическое значение, то о противоречии можно будет забыть. В психологической концепции Внутреннего ребёнка это означает лишь тот известный каждому факт, что рождаясь и делая первые шаги в своём развитии, мы вынуждены опираться лишь на то, чем изначально одарила нас природа,  это наше тело и неразрывно связанные с ними наши инстинкты.

Далее в Таро Освальда Вирта (средняя карта) мы можем увидеть  поджидающего Дурака впереди (справа) крокодила. Крокодил – универсальный символ опасности. Разумно предположить, что невооружённого опытом и знаниями Дурака (Ребёнка) на его пути развития всегда поджидают опасности Судьбы (классические грабли), преодолевая которые он обретает опыт и становится Мудрецом (в Таро это Отшельник, который в свою очередь обращён налево и светом своего фонаря указывает путь движущемуся ему навстречу Дураку). Подобное дополнение никак не влияет на общую концепцию, которую представляет собой такое психологическое явление, как Внутренний Ребёнок, наоборот, эта деталь лишь обогащает образ.

Наконец, необходимо сказать о единообразном направлении движения нашего Дурака. Дурак идёт направо по отношению к смотрящему на него зрителю. В представлении европейца будущее расположено впереди, прошлое - позади. Перенесённое в плоскость изобразительного искусства прошлое оказывается в левой части изображения, будущее же  - в правой. Данное представление легко обнаружить в письменности европейских народов, оно оформляется слева направо. Соответственно, движение Дурака куда-то вправо, с точки зрения мироощущения европейца (а не стоит забывать, что Таро – это, что называется, прежде всего, европейская «штучка») выглядит как нечто естественное, так как естественное направление Ребёнка, как архетипического образа всего нового в нашей жизни - это движение вперёд, в будущее.

Теперь обратимся к отличным от марсельской традиции «школам» Таро.

И первым номером, как промежуточным между английской и марсельской традициями, выступает в последнее время ставшая популярной Таро Кроули.


В Таро Кроули в Аркане Дурак мы обнаруживаем фигуру, обращённую к нам лицом, с раскинутыми во все четыре угла карты руками и ногами. Создаётся впечатление, что Дурак Кроули то ли пытается обхватить зрителя всеми своими частями тела, то ли всеми силами удерживается руками и ногами, чтобы не выпасть из карты. Интерпретаций действий этого Дурака, вероятно, может быть великое множество. Очевидно лишь одно - Дурак никуда не движется, ни вправо, ни влево, он фиксирован в средней позиции. А далее проблема усложняется  находящимся справа  животным (инстинкты видят в будущем опасность для себя), вцепившимся в ногу Дурака. Животное явно не позволяет Дураку начать движение в необходимом ему направлении. Не стоит забывать, что означает застой (или фиксация) или невозможность развития для Ребёнка, как они губительны для него.

Далее в силу своей символической схожести представлены две разные традиции Таро: английская Таро Уайта и одна из самых старых известных нам колод Таро Висконти- Сфорца.


В обеих картах Дурак представлен фигурой, движение которой направленно куда-то влево, то есть, в отличие от марсельского варианта, движение фигуры осуществляется в регрессивном (так как движение направлено в прошлое) направлении. Помимо этого, в Таро Уайта Дурак подходит к краю пропасти (символизм пропасти вполне очевиден, вероятно, даже не очень просвещённому в вопросе символизма читателю). В определённом смысле, вариант Уайта является обратной (корректнее определение - теневой) формой, представляющей образ Ребёнка. Как предостережение, что может случиться с человеком, если внутреннее движение регрессивно и направленно лишь на прошлое, с его деструктивной фантазией вернуться в материнское  лоно (ущелье - один из символов материнского лона), где безопасно, и мир существует лишь для младенца. В своей работе «Символы трансформации» Карл Юнг писал: «всё изначально злое в человеке устремлено назад в утробу». Далее он поясняет, что «здоровое дитя стремится войти в ожидающий его мир и покинуть мать, шизофреник же, напротив, стремится покинуть пугающий его мир и ввернуться к детскому субъективизму». То есть, деструктивная форма развития человека (в работе Юнга шла речь о шизофрении, но, вероятно, мы вполне можем отнести к таковым и некоторые другие «отклонения» от нормы) коренится в инцестуозном комплексе, который, парализуя сознание, способен привести к полному распаду личности. Что вряд ли подходит для инициальной (предполагающую гармоничную этапность личностного развития)  традиции Таро, где каждый Аркан символизирует этап или веху в пути адепта (исследователя), посвящённого в тайны древних герметиков.

 

Влюблённые.

 

 Влюблённые - следующий из предлагаемых к более внимательному рассмотрению Арканов Таро. Влюблённые имеют и другое название, очень важное для глубинного понимания значения этой карты – это Выбор.


Итак, в марсельской традиции карт мы наблюдаем практически идентичный сюжет. В центре изображения находится мужчина, окружённый с обеих сторон женщинами. С левой стороны находится женщина в царских одеждах, выражающая строгость или официальность, присутствующие в её лице и позе, в которой она находится. С правой стороны женщина, выражающая полную противоположность, в этом женском образе присутствует и мягкость, и чувственность, и даже некоторого рода уступчивость. Над центральными фигурами изображён ангел (или купидон) с луком и стрелой, направленной на фигуры снизу, таким образом, обозначая присутствие Судьбы или божественное присутствие.

Очевидно, что ранее упомянутый выбор предстоит мужчине, в виде предпочтения меду двумя столь разными женщинами. Символизм данного изображения становится более понятен после того, как мы позволим себе обратиться к мифологеме, послужившей основой для создания данного сюжета.

Выросший и закончивший своё обучение у кентавра Хирона Геракл задумался, как применить свои чудесные способности, полученные от отца (Зевса) и доведённые совершенства его мудрым наставником. И стоило ему задуматься об этом, как перед ним возникли две необычайной  красоты женщины, и каждая и них приглашала юного героя последовать за ней. Одна из женщин, назовём её Добродетель (Афина), обещала герою жизнь, полную побед, триумфа и борьбы, при условии, что он сможет проявить должную для этого силу и отвагу. Другая женщина – Искушение (Афродита), обещала герою жизнь, полную наслаждений, радости и безмятежного покоя, которая откроется герою, если он сможет сдержать своё честолюбие.

Картина для понимания скрытого смысла Аркана Влюблённые будет неполной, если не упомянуть ещё один сюжет, на этот раз из алхимии, где понятия любви, как соединения и выбора, как определения предпочтений, получили смысловое объединение. Герхард Дорн  в своей работе «Theatrum Chemicum» описал путешествие трёх героев:  Тела, Души и Духа. Это путешествие, конечно же, является метафорической отсылкой к инициальному пути, следуя которому, герметик достигает искомого  предмета (Философский Камень). Но нас, вероятно, должен заинтересовать тот факт, что характеристики дорновских Тела, Души и Духа удивительным образом схожи с характеристиками античного сюжета про Геракла. Чувственная, желанная, раскрывающаяся в своей сексуальной «телесности» Афродита и  волевая, одетая в мужские доспехи с копьём в руке, рождённая из головы отца богов, богиня мудрости, искусств и ремёсел Афина. И юный Геракл, обладающий всеми характеристиками подверженной сомнениям (мечущейся) в ситуации выбора Души. Вероятно, внимательного читателя может смутить тот факт, что у Дорна Тело (Corpus) и Дух (Spiritus или Animus) мужского пола, а Душа (Anima) женского, в то время как в античном сюжете и в Аркане Влюблённые всё наоборот. Разрешить это противоречие достаточно просто, необходимо лишь обратиться к известному ещё со времён Гераклита психологическому принципу энантиодромии, т.е. предрасположенность всех поляризованных феноменов рано или поздно обращается в собственную противоположность. Таким образом, в мужчине мы можем обнаружить нечто женское (Anima), а в женщине - нечто мужское (Animus).

Соединение (или конъюнкция) Тела, Души и Духа - одна из центральных идей герметизма. Частой ловушкой, в которую попадают начинающие адепты, оказывается предпочтение одной из составляющих герметической триады. Так, отдав своё предпочтение Духу, адепт обретает мудрость, но теряет способность ощутить простую плотскую радость жизни и испытать Любовь, как высшее состояние нашей Души. Поэтому, вероятно, необходимо рассматривать  выбор одной из сторон как своего рода ловушку, в которую неизбежно должен попасть недостойный тайны древних герметиков, истинный же адепт хорошо осведомлён, что выбор - лишь иллюзия, и полной жизнь становится лишь в соединении всех трёх структур.

В Таро Кроули в Аркан Влюблённые представляет отличный от марсельской традиции сюжет – королевскую (царскую) свадьбу. Данный сюжет также присутствует в герметической философии в виде соединения (свадьбы) Солнца и Луны, Короля и Королевы. В алхимических работах достаточно часто встречается это сюжет.


Итак, в Таро Кроули мы по-прежнему можем наблюдать три фигуры – это вступающие в брак Король и Королева, а также священник, который совершает брачный ритуал. Над действом по-прежнему мы обнаруживаем Купидона. Изображение также содержит различные фигуры, призванные лишь внести символическое разнообразие в соединение Короля и Королевы (мужского и женского, фиксированного и летучего, рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного). Герметическая троица заменяется здесь королевской парой (что в принципе допустимо в традиции, согласно герметической аксиоме: «Один становится двумя, а два – тремя, и (благодаря) третьему одно - четвёртое»).


Традиционно отличающаяся от марсельской и Таро Кроули картина  наблюдается в Таро Уайта и Таро Висконти- Сфорца. В Аркане Влюблённые Таро Висконти- Сфорца мы видим мужчину и женщину, образующих пару. Над ними на постаменте возвышается фигура Ангела, в руках которого два копья, одним из которых Ангел метится в голову мужчины. Очевидно, художником данной колоды была заложена идея о том, что любовь для мужчины, это, прежде всего, потеря разума (символом которого выступает прикрытая головным убором голова). Что характерно, женской фигуре на этом изображении ничего не угрожает, что опять же, вероятно, говорит о существовании некой связи (или согласии) между женщиной и Ангелом, об этом свидетельствует не только отсутствие «угрозы» со стороны Ангела, но и  некоторая схожесть в позах Ангела и женщины. В данном изображении уже отсутствует третья фигура, что автоматически снимает с повестки тему выбора, а учитывая в некоторой степени феминную  направленность карты (мужская фигура под «угрозой») вызывает сомнение и возможность раскрытия темы любви как равного соединения мужского и женского.


Итак, последним вариантом Аркана Влюблённых выступает Таро Уайта. На данном изображении мы наблюдаем, так же как и на предыдущем, три центральные фигуры. Фигуры мужчины и женщины дают явную отсылку к библейскому сюжету об Адаме и Еве, и учитывая их наготу, очевидно ещё до своего грехопадения пребывающих в эдемском саду. Над фигурами наших «влюблённых» находится с распростёртыми руками Ангел, освящая данный союз божественным присутствием.

Казалось бы, идиллическая картина, но, приглядевшись внимательно, можно легко обнаружить явное противоречие между сюжетом и темами, которые это изображение должно через символизм раскрыть. И первое, что бросается в глаза, это расположение мужчины и женщины на данном изображении. Женщина находится слева, а мужчина справа. Ни о чём не напоминает? На языке символизма – это всё те же Солнце (мужское) и Луна (женское), только расположенные наоборот (вообще, перевёрнутым расположением мужских и женских фигур в Старших Арканах «грешит» всё Таро Уайта). То есть, выражаясь языком психологии, рациональное (мужское) и эмоциональное (женское) находятся не на своём месте, т.е. спутаны. Что, вероятно, является не самым конструктивным вариантом для Таро, которое, прежде всего, используется в психологической работе в качестве проективного (то есть в данном случае переносящего психическое содержание на изображение)  инструментария, предоставляющего связь между Образами (архетипами) и человеком, который обращается к символической системе Таро за помощью.

Далее, хотелось бы обратить внимание на фигуру Евы,  находящуюся радом с Древом Познания. Взгляд Евы обращён не на Адама (что было бы логично, поскольку они - пара), и не на змея (что, вероятно, тоже могло бы иметь место, так как змей-искуситель находится к ней ближе всех), взгляд Евы устремлён на взирающего вниз с облаков Ангела, и как будто бы чего-то от него ждёт. Всё бы ничего, да вот только взгляд Адама обращён на Еву. А учитывая находящийся между Адамом и Евой образ горы, как буквальный символ преграды (препятствия, что необходимо преодолеть, но стоит ли, учитывая направление взгляда Евы), становится очевидно, что передача темы Любви (как соединения противоположных начал) данным изображением невозможна. Как в прочем и тема выбора, даже если она завуалирована под мифологему искушения плодом с Древа Познания, выглядит на данном изображении как малоперспективная, в силу определённости развития данного сюжета.

Сопоставление двух Арканов различных традиций Таро - это, конечно же, лишь беглая попытка обозначить проблему использования Таро в психологическом консультировании. Вероятно, что далеко не каждая из числа так называемых традиционных колод может быть использована психологом в качестве даже проективного инструмента  в работе. Что уж говорить об использовании карт Таро в качестве средства взаимодействия с глубинными Образами (архетипами), составляющими содержание психического человека.

Безусловно, данная статья не может являться исчерпывающим ответом на вопрос: какое Таро может считаться «правильным» с психологической точки зрения. Своей задачей я видел, прежде всего, побуждение заинтересованного читателя к самостоятельному раскрытию данной темы. Ведь мир Таро, а вместе с ним и весь мир философии древних герметиков, является чрезвычайно масштабным явлением, которое, к сожалению, так легко в наше время оказывается втиснутым в рамки  очередной услуги по саморазвитию и самосовершенствованию.

Литература

 

Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

Гвейн Р. Обретение себя через Таро - Юнгианское руководство по архетипам индивидуации. – М.: Клуб Касталия. 2014.

Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004.

Мария-Луиза фон Франц Алхимическое активное воображение. – М.: Клуб Касталия. 2016.

Михаил Майер Убегающая Аталана, или Новые Химические Эмблемы, открывающие Тайны Естества. – М.: Энигма, 2004.

Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Visions: Notes of the Seminar given in 1930—1934 by C. G. Jung, под редакцией Клэр Дуглас, том. 2 (Princeton NJ, Princeton University Press, Bollingen Series XCIX, 1997

 

 

 



Просмотров: 662
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Карты Таро обучение для начинающих: о чем говорят перевернутые карты Таро
  • Архетип Дурака в картах Таро - путь индивидуации. Аналитический взгляд.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 17. Солнце
  • Карты Таро в работе психолога
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 15. Аркан ХI Вожделение.
  • Что такое психологическое Таро и зачем психологи их используют в своей работе?
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 20. Отшельник
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 6. Луна
  • Возможности медитаций на образы арканов ТАРО.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 22. Завершение. Мир.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 1. Шут.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 21. Эон
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 2. Маг.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 7. Влюбленные
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 16. Искусство
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 13. Император.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 8. Колесница
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 5. Дьявол
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 19. Иерофант
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 12. Императрица.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 11. Звезда
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 4. Смерть
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 18. Папесса
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 3. Повешенный
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 10. Башня
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 9. Регулирование
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 14. Фортуна.
  • Карты таро как МАК. Николетта Чеккколи
  • Карты Таро как МАК. Закон Притяжения.
  • Корни архетипических образов карт Таро



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь