Привязанность и личные границы ребёнка

Автор статьи: Наталья Разина

Привязанность и личные границы реб нка

Говоря о формировании личных границ ребёнка, многие авторы отмечают значимую роль родителя в данном процессе. Так мне хотелось бы подойти к вопросу границ через теорию привязанности, основным постулатом которой является утверждение о том, что успешное социальное и эмоциональное развитие ребенка зависит от характера отношений как минимум с одним значимым взрослым. Например, эффективной регуляции своих эмоций малыш учиться именно в безопасных взаимоотношениях с близким взрослым.

Ранняя социализация ребенка, безусловно, отражается на дальнейшем взаимодействии человека с окружающим миром.

Надежная безопасная привязанность (В) формируется, когда мама чувствительна и эмпатийна к потребностям и состояниям ребёнка. Она много общается с малышом, тактильно с ним взаимодействует, понимает его эмоциональные состояния, умеет успокоить ребёнка в разных ситуациях. Такие мамы последовательны и предсказуемы для ребёнка в своих действиях, они поддерживают игровую исследовательскую активность детей, а также их стремление к независимости и самостоятельности.

Дети с надежной привязанностью, как правило, лучше развиваются, как в психическом, так и физическом плане. Во взрослом возрасте это люди, которые хорошо знают, где начинаются и заканчиваются их границы. Они самостоятельны и автономны, их не пугают контакты с людьми.  Люди с надежной привязанностью не испытывают сложностей в социализации во взрослом возрасте. Они умеют доверять людям, принимать и отдавать заботу и тепло. При этом обладают высокой стрессоустойчивостью, адекватно реагируют на  стрессовые ситуации.

Так безопасная надежная привязанность, сформированная в первые месяцы и годы жизни, дает свои позитивные плоды во взрослом возрасте  в виде независимости, уверенности в собственных силах, и выстроенными личностными границами, которые позволяют комфортно и успешно взаимодействовать с окружающим миром.

Следующий тип привязанности, который выделяют это тревожно-избегающая привязанность (А). В данном случае, мамы нечувствительны к эмоциональным состояниям и потребностям ребёнка. Они скорее ориентируются на свои убеждения, состояния, а не реальные ситуации. Вероятно, их нечувствительность результат собственных ненадежных отношений с матерью. В данном типе мамы как игнорируют плач малыша, так и могут  быть слишком старательны в утешении, в обоих случаях их действия неадекватны реальной ситуации. В таких случаях малыш уже не проявляет радости, когда мама появляется, и не реагируют на ее уход. Чтобы успокоить и переключить ребёнка, мамы предпочитают игрушки, а не телесный контакт и общение.

В результате дети с тревожно-избегающей привязанностью  имеют низкую самооценку, у них возникают сложности с социализацией, они нелюдимы, порой агрессивны, могут производить впечатление невоспитанного, капризного ребенка.    Во взрослом состоянии эти люди имеют всё те же проблемы с самооценкой, у них наблюдаются сложности в установлении личных границ. С одной стороны они могут закрыться от людей, контакты с окружающими будут даваться очень тяжело, даже с близкими людьми общение может быть холодным и отчужденным. С другой стороны из-за недостаточного внимания со стороны матери, человек может компенсировать потребность в любви, через растворение собственных границ, впуская в своё пространство любого, в надежде быть любимым. Люди с  тревожно-избегающей привязанностью очень критичны по отношению к себе и окружающим. Чтобы не раниться, часто эти люди причиняют боль близким людям, часто это происходит неосознанно, порой эти люди страдают от своего поведения даже сильнее, чем те, кого они случайно обижают.

Третий тип привязанности - тревожно-амбивалентный (С). В эту группу вошли мамы, которым свойственно  непредсказуемое поведение, они амбивалентны в своих поступках.  Ребёнку с такой матерью приходится очень нелегко. То мама нежная и ласковая, то холодная и отстраненная, при этом никакой связи с поведением ребёнка нет. На выражение своих состояний через эмоции ребёнок каждый раз получает от матери непредсказуемую реакцию. Он не может адаптироваться, не знает, что сделать, чтобы получить внимание и заботу, не знает какое поведение может привести к наказанию. Даже за короткий период времени мама может сменить несколько типов взаимодействия, при этом потребности и желания ребёнка полностью игнорируются. Тревожно-амбивалентный тип привязанности приводит к тому, что ребёнок, как и мать, демонстрирует двойственное поведение. Например, малыш явно требует от мамы тактильного контакта, но когда мама оказывается рядом или берет его на ручки, настроение ребёнка в секунду меняется, он начинает плакать, брыкаться, и успокаивается, когда его отпустят. Дети с этим типом привязанности склонны гиперболизировать проявление своих эмоций, так как это единственный путь, чтобы получить предсказуемую реакцию мамы. Дети, находясь в такой нездоровой связи с родителем, становятся очень зависимы от него, им трудно взаимодействовать с окружающими, у них повышенная тревожность и заниженная самооценка.

Во взрослом состоянии люди, как и в детстве, проявляют нестабильность, повышенную тревожность. Социализация проходит сложно в частности из-за того, что окружающим так же тяжело адаптироваться к амбивалентному поведению, как и самому человеку, когда он был совсем малышом. Личные границы по отношению к окружающему миру границы могут быть достаточно жесткими и четкими, но если в них допускаются люди, то чаще характер таких взаимоотношений становится зависимым. Так как самый большой страх с таким типом привязанности – изменения. Однажды открыв свои границы для нового друга или партнера, человек будет удерживать их своей жизни, чтобы уклад его жизни и окружение было стабильным и привычным. Разрыв отношений или потеря партнера переносятся очень болезненно, сопровождается бурей эмоций. Причём, самых разных - от гнева и ярости, до демонстрации псевдосчастья, сменяющегося полным опустошением и апатией. При этом, будучи уже взрослым, люди с нестабильной привязанностью очень плохо понимают свои эмоции, не могут описать свое внутреннее состояние, даже сказать хорошо им при этом или плохо. Люди создают вокруг себя границы ценностей, разделяют мир  на белое и черное (не всегда в общепринятом виде), для них очень важно постоянство, даже если приходится платить психологическим или физическим насилием.

Четвертый тип привязанности был выделен позднее, чем выше перечисленные, но все-таки вопреки многочисленной критике, используется в классификации типов привязанностей. Дезорганизованная привязанность (D) объединяет детей, которые демонстрируют различные комбинации паттернов поведения, характерные для трех других типов привязанностей. Например, ребенок в ситуации разлуки с матерью ведет себя характерно для безопасной привязанности, при этом во взаимодействии с материю мы видим паттерны ненадежной привязанности. Объединяющим звеном в данном типе привязанности выступают матери, которые, как правило, пережили серьезные утраты, или были подвержены другим травмам незадолго до или после рождения младенца и отреагировали тяжелой депрессией. Данный тип формируется, когда сама система привязанности была  разрушена, у ребёнка могут наблюдаться сильные соматические проявления и напряженные движения (например: затруднённое дыхание, частое сердцебиение, дрожь, скрючивание плеч, стрессовые качания головой, класть руки за шею и т.д.). Ненадежная привязанность этого типа, как и остальные, формирует во взрослом человеке чувство неуверенности и неудовлетворённости, и вызывает компенсаторные механизмы, которые также негативно отражаются на личных границах и умении взаимодействовать с окружающим миром. У людей с дезорганизованной привязанностью личные границы очень закрытые и непроницаемые,   контакт с ними практически невозможен, так как ребенок внутри них воспринимает мир как враждебный и устрашающий.

Основатели теории привязанности Джон Боулби, Мэри Мэйн и Мэри Эйнстворд совершили невероятный переворот в области наших знаний о значимости взаимодействия матери и ребенка. Привязанность, формирующаяся в первые три месяца, находит свои точки воздействия во взрослой жизни, оставляя такие глубокие следы, что не каждый способен самостоятельно справиться с ней. Но, учитывая, то обстоятельство, что безопасная привязанность обнаруживается, не так часто, всё же большинство людей находят ресурсы и способы, чтобы успешно адаптироваться, социализироваться и быть счастливыми в этом мире.



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Ретравматизация при тревожно-избегающем типе привязанности
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Про ценности, привязанность, боль и право на разные чувства даже в ситуации трагедии мирового масштаба
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Главные ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Дети и взрослые с избегающей привязанностью
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Как взять приёмного ребёнка и не пожалеть об этом.
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Улыбки и аплодисменты могут быть признаками агрессии. Обезьяны и люди.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь