|
Как формируется самооценка?Автор статьи: Анна Чатченко
Пока я читала про этапы формирования собственного Я, наткнулась на интереснейший момент: с самооценкой, похоже, работает тот же принцип, как и в других «этапах развития чего-либо»: оно может «замирать» на каком-то из этапов. Ну, например, вы наверняка встречали людей, склонных видеть мир (и себя в том числе) как исключительно чёрно-белую картинку, где всё по-сказочному делится на добро и зло. Или же постоянно ищущих авторитетов, которые расскажут им как жить правильно и/или безоблачно. Или же всё время спасает своё Я, свергая родительские фигуры, чтобы «как угодно, только не так как они!!!». А может какая-то из этих стратегий окажется похожей на вашу собственную. Кто знает. Но могу точно сказать про себя, что к некоторым из этих этапов я лично возвращалась уже будучи во взрослом возрасте - испытывая стресс или же допроживая ранее непрожитое.
1. Около года. До этого возраста ребёнок воспринимает себя и мать как единое целое. Чем старше он становится, тем больше учится отличать собственные телесные ощущения, а позже и управлять ими. В этом контексте частый вопрос гештальттерапевтов «А что ты сейчас чувствуешь?» уже не кажется столь странным и заезженным. Наши представления о себе буквально и неразрывно связаны с телесными ощущениями.
2. 3-4 года. Ребёнок научается узнавать себя в зеркале. С этих пор он знает, что «Я - это Я и не перестаёт быть Я даже через некоторое время». В этом возрасте ребёнок активно играет и начинает понимать, что может, а что не может. Что получается, а что нет. Отношения к другим формируются по принципу «или хороший, или плохой». Ну, например: когда мама где-то под боком и уделяет внимание, она однозначно хорошая. Но, если она уходит в супермаркет на пару часов, она уже плохая. В мире трёхлетки значимый другой не может быть одновременно и хорошим, и плохим. Их отношение к другим формируется эмоционально и ситуативно. Как и в мире взрослых, которые «застряли» на данном этапе - их представление о себе точно так же скачет. От собственного ничтожества до величия и совершенства. Именно поэтому с ними зачастую так сложно находиться в близких отношениях.
3. 6-11 лет. Самооценка младшего школьника основывается на оценке авторитетных взрослых. И в школе их становится намного больше - к большим и важным родительским фигурам добавляются учителя и воспитатели. И, что самое страшное, появляются оценки, взгляд на которые со стороны психологов очень неоднозначный. Более того, существует жуткий феномен под названием «ребёнок как нарциссическое расширение личности», когда родители, так и не став до своих 30-40 лет прима-балеринами, делают балерин из своего ребёнка. Или же с пелёнок выращивают IT-инженера. Или просто девочку-отличницу. Хотя нет, стойте, не просто. А чтобы самая лучшая в классе! И чтобы весь квартал про это знал! Результаты такого воспитания зачастую плачевны: самоуважение человека «скачет» в зависимости от оценок значимых людей. И тогда хочется всегда получать медальку. И больше, больше медалек! Иначе мир рухнет, а сам человек превратится в ничто.
4. 12-18 лет. У подростка начинает активно развиваться рефлексия, мир окончательно перестаёт быть чёрно-белым. Вообще это ключевой период в формировании самооценки и вообще представлений о себе. Именно тут ребёнок превращается во взрослого. И, несомненно, он достоен отдельной статьи. Но всё же. В этот период человек ясно осознаёт свои особенности и отличия. И для него особенно важным становится общество сверстников. И именно в этом периоде так легко раниться о непринятие окружающих. Школьный буллинг, травля, насмешки, отвержение - это всё способно отложить глубокий отпечаток в нашем социальном Я и самоуважении. И многие взрослые, спустя 10/20/30 лет приходят на терапию с проблемами самооценки, корни которых произрастают из этих «не обращай внимание, поговорят и успокоятся» буллингов. Также в этом возрасте ребёнок переходит на «самоуправление» - оттого так важно формировать собственное мнение и видение, отличное от родителей. Ребенок начинает отделяться от родителей, формировать самостоятельные представления о себе. Не все проходят этот этап в 15 лет - иногда человек возвращается к нему в 20, в 30 или даже в 40 лет. А иногда не возвращается никогда и остаётся психологически зависимым от родителей до конца жизни.
Канвой для моих размышлений на тему стали книги замечательного психолога И.С. Кона. Он, правда, один из лучших постсоветских психологов. Очень рекомендую каждому.
Пиэс: первая статья из цикла «Марафон Самооценки» лежит тут: https://www.facebook.com/hannachatchenko/photos/a.2129358453761651/2779636005400556/?type=3&theater
Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|