Как формируется «я»

Автор статьи: Юлия Семина

З. Фрейд сформулировал 2 топические модели психики (или как говорят аналитики «психического аппарата»). Согласно второй из них, психический аппарат состоит из трёх инстанций - «я», «оно» и «сверх-я». И если две последние инстанции частенько не знакомы широкому кругу читателей, то с инстанцией «я» мы все знакомы очень близко, ведь именно от ее лица мы держим речь каждый день. Так откуда же она берется?)

Как это ни удивительно, но никакого «я» от рождения нет. Да, есть тот, кто родился, но пока ещё нет того, кто мог бы сказать, помыслить и представить про самого себя «я», да собственного и самого себя у маленького человечка пока ещё нет. Мир малыша в фазе аутоэротизма (до 6 месяцев) крайне хаотичен и наполнен лишь частичными объектами, такими, например, как грудь, сосок, ножка, пальчик и т.п., и пока что все они существуют сами по себе и совершенно без связи друг с другом, так что даже и не отличишь, что из этого находится внутри, а что снаружи, ведь никакого внутри и снаружи тоже пока нет, если нет «я», то и нет границы между «я» и «не я», границы между «я» и Другим. Другой - это взрослый, тот взрослый, который осуществляет физический уход за малышом, который разговаривает с ним, который нянчит и помогает отводить психическое возбуждение, вызванное болью, страданием или иным неудовольствием. Ведь человечество в биологическом смысле совершенно провально. Человеческий детёныш появляется на свет преждевременно, то есть не будучи способным к выживанию без Другого. Другой обеспечивает его физическое выживание и задаёт психическую реальность.

И вот малыш появился, за ним хорошо ухаживают, кормят, меняют пелёнки, берут на ручки, укачивают и... разговаривают. С самого своего рождения малыш попадает в поле языка, в поле речей Другого и отношений с ним. Другой говорит. Другой рассказывает малышу, что с ним происходит (болит животик, страшно, больно, радостно, грустно), рассказывает малышу кто он и какой он (хороший/плохой мальчик, любимый сынуля, самый сильный, умничка моя - богатырь растёт, или бездарь бестолковая, весь в отца). Малыш постоянно находится в поле речей и взгляда Другого - того Другого от которого зависит его выживание, того Другого, который своим взглядом на малыша формирует его представление о себе. Ведь «я» - это не что иное, как представление. 

Подумайте, как вы могли бы представить себе себя? Как минимум для этого нужно какой-то частью себя отделиться от «я» и посмотреть на себя со стороны. Посмотреть на себя из другого места. Вот только это место всегда кем-то занято, каким-то другим человеком, ведь пустота не имеет глаз и не может вас видеть, видеть могут только глаза - глаза другого (если это не очень значимый человек) или Другого (если человек очень значим). То есть чтобы посмотреть на себя со стороны необходимо поставить себя на место другого, индентифицироваться (отождествиться) с его местом, - именно это и делает малыш на стадии первичного нарциссизма. Он индентифицируется с тем Другим, который о нем говорит, присваивая себе его представление о нем. Чем более значим Другой, тем масштабнее будет идентификация. И поначалу малыши часто говорят о себе в третьем лице, как бы все время смотря на себя со стороны. 

Однако Фрейд говорит, что «я» прежде всего телесно, то есть малышу предстоит присвоить себе свои ручки, ножки и т.п. - сформировать границы своего "я" - отделить своё тельце от всего остального мира. И тут ему помимо взгляда Другого, речь которого его овнешняет (формирует психическое представление о себе - а чьи это такие сладкие ручки, да и глазки то как у мамы, а носик как у папы),  помогают боль и прикосновения.

Так постепенно в фазе «первичного нарциссизма», как её называет Фрейд, или "стадии зеркала", как ее именует Лакан, в период от 6 до 18 месяцев через череду идентификаций с местом говорящего Другого происходит формирование представления о себе, сборка собственного «я». Существование Другого оказывается определяющим для формирования "я". Нет Другого - нет меня. Если нет Другого, малыш не выживет физически, если нет Другого, то у малыша нет прототипа для отождествления, нет того, кто расскажет ему кто он и какой он - нет того, на чьей поверхности можно обнаружить себя. 

Я - это представление. Я - это множество идентификаций, множество Других. Я - это объект, первый внутренний объект наравне с Другим. Давайте на секунду вспомним миф о Нарциссе - в нем речь идёт о юноше, увидевшем в водной глади прекрасное отражение, в которое он безоглядно влюбился. Но чьё отражение это было? Для Нарцисса в этом отражении был прекрасный юноша, в котором он не опознал себя. То есть в своей реальности Нарцисс был влюблён не в себя, а в того, кого он переживал, как Другого, того кто был для него Другим.Таким образом, нарциссизм - это основа социализации человеческого существа, пропуск в объектный мир, в мир отношений с собой и другими и в этом смысле, все мы - нарциссы, все мы вошли в порядок языка и мир объектных отношений благодаря собственному нарциссизму.



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Любить другого, как самого себя. Правильно ли это?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Познание себя происходит через другого...
  • Поставьте себя на место другого человека
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Зависимость от другого как путь к "полюбить себя"
  • Кого терять: себя или другого? Или Про иммунитет
  • Защити другого...от себя.
  • Утрата другого: поддержи себя
  • Менять другого или балансировать себя?
  • Притча о том, как принять себя и другого.
  • Найти Другого. Не потерять себя.
  • О вере в Другого и в Себя (по-честному)
  • Как отстоять себя и не побить другого
  • Принять Себя, Другого, Ситуацию. Как и зачем?
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Любить себя, чтоб полюбить другого
  • Как гарантированно сделать другого зависимым от себя?
  • Физики и лирики в типологии Юнга. Познай себя, чтобы познать другого
  • О паранойе, самоосуществляемом пророчестве, и о вредности того и другого.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Право другого быть другим
  • Как изменить отношение другого к себе
  • Принятие другого через принятие себя. Самотерапия
  • Можно ли изменить другого и как изменить себя?
  • Ради кого вы живете? Ради себя или ради другого человека?
  • Прощать. Ради другого или ради себя?
  • Слышать себя?  Слышать другого?  Зачем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь