|
О вере в Другого и в Себя (по-честному)Автор статьи: Трефилов Дмитрий Сергеевич
Цель этой статьи - поставить под сомнение целесообразность веры в другого человека. Усомниться в пользе: необоснованной уверенности в нем, а также убежденности в том, что тот сможет справиться абсолютно с любыми своими проблемами и трудностями. Предполагаю, что такая позиция с практической точки зрения сделает Ваши отношения с людьми честнее и справедливее... даже если Вы в этих людей и правда верите. * * * Говоря кому-либо: "Я верю в тебя" или "Я уверен - ты справишься" мы обычно рассчитываем исключительно на положительную реакцию с их стороны. Поскольку исходим из того, что в обществе эти фразы сравнимы по желанности разве что с признаниями в любви. С другой стороны, если кто-то близкий говорит НАМ, что верит в нас - мы тоже, если и не радуемся этому по-детски, от всей души, то обычно хотя бы благодарны ему. Само наличие Верящего для большинства из нас означает, что мы делаем что-либо правильно или имеем серьезный потенциал. Но вот выполняют ли такие послания свою задачу? На самом ли деле они так же полезны для другого человека, как и любовные признания? И все ли последствия подобных утверждений мы осознаем? Вот в этом я сильно сомневаюсь. * * * Современные психологи (а вслед за ними и те, кто психологией просто интересуется) уже давно научились В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ распознавать даже в любовном признании манипуляцию, агрессивное стремление поглотить другого человека или желание лишить его независимости. Это, по-моему, большой прогресс. А вот про веру в другого я подобного пока не слышал. Вера в его силу, способности и умения до сих пор по-умолчанию считается необходимым атрибутом качественных отношений (любовных ли, семейных ли, дружеских или терапевтических - не важно). Без них большинству из нас трудно даже помыслить крепкую дружбу или надежную семью. Но говорит ли столь единодушное принятие о том, что в искренней вере не может быть скрытых или неосознаваемых мотивов? Отнюдь. Более того, возьмусь утверждать, что они не просто могут быть, но и, как правило, существуют. Вера в другого человека (мужа, жену, близкого родственника или клиента на терапии), на мой взгляд - исключительно агрессивное действие. Нарушающее его психологические границы и подрывающее его самооценку. Как бы парадоксально это не звучало. * * * Говоря другому о том, что мы верим в него, мы, как правило, конечно, сознательно не хотим ему зла. Наоборот - надеемся на то, что это поощрит того на достижения. Снимет тревоги. И придаст дополнительный стимул к саморазвитию. (Казалось бы, благие намерения). Но что при этом остается в фоне, непроговоренным? Рискну предположить, что это будут наши убеждения о том, что данный человек в данную минуту - недостаточно мотивирован на развитие, неспособен сам справиться со своей тревогой или без посторонней поддержки испугается трудностей и бросит начатое на полпути. Иначе зачем нам было бы его мотивировать или поддерживать? А если так, то получается, что каждый раз, когда мы повторяем кому-либо слова о вере в него, мы вроде бы сознательно хотим ему сообщить, что считаем его достаточно сильным и эффективным. А по факту незаметно убеждаем его в его же слабости и немощи. И если бы все это мы сказали ему честно, прямо в глаза, то хоть, скорее всего, и нарвались бы на возмущение и возмещение, однако дали бы ему возможность отреагировать, защититься или оспорить наше мнение. А так... послание проглатывается с наивной радостью и целиком (то есть, обе его части - и явная, и скрытая. Причем, скрытая часть воздействует на человека, как правило, намного сильнее. Как и любая не замечаемая нами интервенция). Именно поэтому я и считаю такие слова крайне агрессивными. Но не только поэтому. * * * Верить в себя - это ведь исключительно моя задача. Каждый раз, когда за это берется кто-либо другой, он нарушает мои психологические границы. Это как если бы он попытался: почувствовать МОИ чувства, подумать МОИ мысли или пожелать МОИ желания. Во-первых, это физически невозможно. И это попытка отрицать отдельность моего физического существования. А во-вторых, это претензия на абсолютную власть надо мной. Берусь утверждать, что: Никто, кроме меня, не может чувствовать мои чувства. Никто, кроме меня, не может думать мои мысли. И никто, кроме меня, не может верить в мои силы. Однако, да, утверждать, что способны на это - могут многие. И вот каждый раз, когда кто-либо это делает в отношении меня, для меня подобное его поведение становится сигналом о перекосах в наших отношениях. Как я уже говорил, после получения таких посланий я обязательно исследую эти отношения на непроявленную агрессию. И после исследования обязательно постараюсь агрессию сделать проявленной. Но в дополнение к этому постараюсь не обойти вниманием и себя. Как так получилось, что другой человек пытается сделать то, что могу и должен делать только я? (по крайней мере - после того, как мне исполнилось лет 5) Может быть я просто вынуждаю его делать за себя свою работу? * * * Предпосылкой к подобным размышлениям являются мои скромные знания о механизмах психологической защиты. Дело в том, что (насколько мне известно) иногда люди чувствуют не то, что они должны были бы по идее чувствовать при адекватном контакте с другим человеком. А то, что тот им "сливает" для того, чтобы не чувствовать этого самому. (Речь идет о проективной идентификации). Так, иногда мы начинаем ЗЛИТЬСЯ на кого-либо вместо другого. А тот весь такой спокойный и дружелюбный: "Ну изменила она мне с лучшим другом и что?" или "Он не хотел меня бить и в этот раз тоже. Просто он такой ... эмоциональный и чувствительный". Причем порой с объектом злости мы даже не знакомы! И тот своим поступком никак не мог испортить НАМ жизнь. Иногда - ПЕЧАЛИТЬСЯ. А сам человек улыбается и смотрит сочувственно: "Ну да, пару лет назад я потеряла ребенка, с кем не бывает?" Хотя потеря этого человека никогда не была нашей потерей. С чего бы нам по ее поводу грустить? А иногда ... ВЕРИТЬ. То есть, мы делаем за другого его работу. Потому что он, по каким-либо причинам этого сделать сам не может. Обращаю Ваше внимание на то, что между утверждениями о том, что мы не можем чувствовать чувства другого и существованием проективной идентификации нет никакого противоречия. Если я с какой-то стати начинаю убедительно верить в другого человека и мне хочется ему об этом сказать, это может означать (кроме моей злости на него) еще и то, что ОН САМ В СЕБЯ ВЕРИТЬ ПЕРЕСТАЛ. Если вообще когда-то верил. Именно поэтому он и пытается обнаружить эту веру вовне, бессознательно строя свое общение именно таким образом, чтобы люди ему эту веру демонстрировали. Однако, засада тут заключается в том, что делая что-либо подобное за другого, я не помогаю ему и не продвигаю его к лучшему. Злясь на его начальника вместо него, я не решаю его проблем на работе. Оплакивая его потерю, я не помогаю произойти его работе горя. А веря в его успех, я не придаю ему сил. Верить в себя - задача самого человека. И только его. Именно поэтому, если кто-то в контакте со мной начинает вдруг говорить мне о том, что верит В МЕНЯ, для меня это тревожный сигнал о том, что я эту веру потерял. И демонстрирую ему сейчас беспомощность, растерянность или безнадежность. * * * Однако это касается меня. И моих реакций на, казалось бы, дружеские послания. А что мы можем сделать, если наш близкий эту веру утратил, мы хотим его поддержать, но выполнять его работу (с неизменно бесперспективным финалом) не намерены? На мой взгляд только это: ______________________________ - Быть рядом. - Говорить о СВОИХ чувствах (вера - это не чувство, а вот восторг и уважение в связи с тем, что он делает попытки или печали оттого, что он их не делает - чувства). - Говорить о своих желаниях (например, как-то поддержать его). - И о том, что останемся рядом, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от того, получится ли у него достичь желаемого (если, конечно, это правда). ______________________________ ВСЕ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|