Достаточно хорошая оценка. Это какая?

Если бы в детстве существовала оченка "достаточно хорошо", какую бы оценку вы себе поставили?

Я стала перебирать цифры.

Пять - отлично. Не подходит.
Четыре - хорошо. НО НЕДОСТАТОЧНО.
Три - удовлетворительно. Совсем не то.

Ответ не очевиден, потому что в моей жизни не было оценки, которая бы наделялась смыслом "достаточно хорошо".

Все, что меньше пятерки было плохо. Двойка приравнивалась к "этого-не-должно_быть", "мы_от_тебя_ТАКОГО_не_ожидали". Тройка воспринималась на уровне "это ужасно" и я чувствовала много стыда.

Я жила в напряжении, потому что для отличной оценки приходилось стоять на цыпочках и дотягивать себя до нужного результата. А получение “плохих” отметок было жестко связано с самооценкой, поэтому я сильно тревожилась и паниковала при одной мысли что-то не успеть, не так сделать или совершить ошибку.

Во взрослой жизни вместе с Винникотом, который рассказал миру о существовании “достаточно хорошей матери”, у меня начало формироваться “достаточно хорошее” отношение к тому, что я делаю, к окружающим людям и миру в целом.

Я узнала, что существует такое психологическое пространство, в котором комфортно находиться. Это место, где ты имеешь право получить двойку, которая будет отражать какую-то твою сложность, но не твою “плохость” или суть. И этот мир тебя со своей сложностью выдержит и не разрушится. Более того - он тебя примет и спросит: “Чем тебе помочь”. И это пространство называется “ДОСТАТОЧНО ХОРОШО”.

Я решила свериться со своим сыном и спросила у него:

- А какая оценка для тебя означает "достаточно хорошо"?
- Для меня - четверка, - твердо и без тени сомнения ответил он.

Слава богу, что в его картине мире есть такое понятие “достаточно хорошо” и он знает, как оно выглядит. Потому что в таком пространстве много воздуха, которым можно наполнять и питать свою жизненную устойчивость.

Устойчивость развивается при столкновении с разными опытом. Если часть этого опыта не принимать или игнорировать, то мы себя обманываем. И своих детей тоже.

Двойки бывают, как бывают и плохие результаты. Когда не интересно, не понятно, плохо себя чувствуешь, или просто так сложилась череда не зависящих от тебя обстоятельств. Например, чье-то плохое настроение или предвзятое отношение оценщика.

Когда мы требуем от себя и от ребенка все делать на отлично, мы лишаем себя опыта столкновения с плохими оценками и проживания другого результата. Я думаю, что получение такого опыта при родительской поддеркже является ценным приобретением для формирования самостоятельности и жизнеспособности ребенка. При условии, что мы хотим видеть детей самостоятельными, а не привязанными к материнской юбке.

Поэтому сейчас, когда я вижу разные оценки в дневнике сына, я, во-первых, стараюсь ровно дышать, не позволяя захватить себя детским эмоциям. Во-вторых, вместо мысли о “недопустимости” какой-то оценки, воспринимаю ее как сигнал о трудностях и задаю себе вопросы:

- В чем сложность у сына?
- Почему так?
- Почему не получается лучше?
- А нужно ли лучше?
- И если да, то зачем и для кого?”.


Поделитесь, пожалуйста, своими историями, как школьные оценки отразились на вашей жизни? Чему вы научились во взрослой жизни, о чем не знали в детстве? Любопытно будет прочитать:)



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Любовники-любовницы: что такое "хорошо", что такое "плохо"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Кроха сын к отцу пришёл и спросила кроха: " Что такое хорошо и что такое плохо?"
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Я для себя" - что это?
  • Комплекс Москвича, или почему у нас все достаточно хорошо
  • Об ощущении "Такая какая есть, я достаточно хороша"
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "У меня все хорошо!" или почему нельзя расстраивать маму
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь