Если бы в детстве существовала оченка "достаточно хорошо", какую бы оценку вы себе поставили?
Я стала перебирать цифры.
Пять - отлично. Не подходит. Четыре - хорошо. НО НЕДОСТАТОЧНО. Три - удовлетворительно. Совсем не то.
Ответ не очевиден, потому что в моей жизни не было оценки, которая бы наделялась смыслом "достаточно хорошо".
Все, что меньше пятерки было плохо. Двойка приравнивалась к "этого-не-должно_быть", "мы_от_тебя_ТАКОГО_не_ожидали". Тройка воспринималась на уровне "это ужасно" и я чувствовала много стыда.
Я жила в напряжении, потому что для отличной оценки приходилось стоять на цыпочках и дотягивать себя до нужного результата. А получение “плохих” отметок было жестко связано с самооценкой, поэтому я сильно тревожилась и паниковала при одной мысли что-то не успеть, не так сделать или совершить ошибку.
Во взрослой жизни вместе с Винникотом, который рассказал миру о существовании “достаточно хорошей матери”, у меня начало формироваться “достаточно хорошее” отношение к тому, что я делаю, к окружающим людям и миру в целом.
Я узнала, что существует такое психологическое пространство, в котором комфортно находиться. Это место, где ты имеешь право получить двойку, которая будет отражать какую-то твою сложность, но не твою “плохость” или суть. И этот мир тебя со своей сложностью выдержит и не разрушится. Более того - он тебя примет и спросит: “Чем тебе помочь”. И это пространство называется “ДОСТАТОЧНО ХОРОШО”.
Я решила свериться со своим сыном и спросила у него:
- А какая оценка для тебя означает "достаточно хорошо"? - Для меня - четверка, - твердо и без тени сомнения ответил он.
Слава богу, что в его картине мире есть такое понятие “достаточно хорошо” и он знает, как оно выглядит. Потому что в таком пространстве много воздуха, которым можно наполнять и питать свою жизненную устойчивость.
Устойчивость развивается при столкновении с разными опытом. Если часть этого опыта не принимать или игнорировать, то мы себя обманываем. И своих детей тоже.
Двойки бывают, как бывают и плохие результаты. Когда не интересно, не понятно, плохо себя чувствуешь, или просто так сложилась череда не зависящих от тебя обстоятельств. Например, чье-то плохое настроение или предвзятое отношение оценщика.
Когда мы требуем от себя и от ребенка все делать на отлично, мы лишаем себя опыта столкновения с плохими оценками и проживания другого результата. Я думаю, что получение такого опыта при родительской поддеркже является ценным приобретением для формирования самостоятельности и жизнеспособности ребенка. При условии, что мы хотим видеть детей самостоятельными, а не привязанными к материнской юбке.
Поэтому сейчас, когда я вижу разные оценки в дневнике сына, я, во-первых, стараюсь ровно дышать, не позволяя захватить себя детским эмоциям. Во-вторых, вместо мысли о “недопустимости” какой-то оценки, воспринимаю ее как сигнал о трудностях и задаю себе вопросы:
- В чем сложность у сына? - Почему так? - Почему не получается лучше? - А нужно ли лучше? - И если да, то зачем и для кого?”.
Поделитесь, пожалуйста, своими историями, как школьные оценки отразились на вашей жизни? Чему вы научились во взрослой жизни, о чем не знали в детстве? Любопытно будет прочитать:)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.