|
Жизнь в плоскости 2D: интервью для газеты Эксперт ЗдоровьяАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Жизнь в плоскости 2D
Поколение 30-летних хорошо помнят те времена, когда в начальной школе на уроках математики использовали кубики, счетные палочки и другой учебный материал. Сейчас обучение стремительно перемещается в плоскость 2D: в процессе обучения все чаще используются компьютеры, планшеты, интерактивные доски. Как это отражается на развитии наших детей? Об этом мы решили поговорить с педагогом-психологом высшей категории Шевелевой Еленой Витальевной. - Сложно представить, что из нашей реальности в одночасье исчезнут все гаджеты. Это уже часть нашего мира и никуда от этого не деться. И в этом, безусловно, есть свои плюсы: расширение информационного поля, доступность информации и т. д. Но есть и минусы: наши дети все меньше познают мир теми инструментами, которые подарила нам природа. В процессе обучения компьютерные программы не могут заменить живых участников и настоящих предметов, у которых есть форма, вес, которые сделаны из разных материалов, обладают разными физическими свойствами. Работа с такими учебными материалами более полно включает механизмы психики. Инструменты познания мира у ребенка – нервные анализаторы на коже рук, глаза, нос, и чем больше сигналов получено посредством этих каналов восприятия, тем более обширная информация поступает в «базу данных» – мозг. Вспомните маленьких детей, которым, для того чтобы познать мир, надо все потрогать, попробовать на вкус, что-то порвать, что-то разобрать на части. В этот период жизни у ребенка активно задействованы все каналы восприятия. ЭЗ: Многие молодые мамы говорят: «Мы развиваем мелкую моторику у ребенка».Но чаще всего этой проблемой родители озабочены, когда их малышу 2–3 года. Неужели этот навык важно развивать только в этом возрасте? Как именно надо развивать мелкую моторику? - Практическая психология говорит о том, что мелкую моторику нужно развивать на всем протяжении дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей в каких-то навыках. Если в возрасте одного года ребенку достаточно освоить захват игрушки, то в 2 года он уже должен держать ложку, карандаш, уметь что-то делать с помощью этих предметов. Для поддержания навыка требуются постоянные тренировки. Навык не формируется просто так: сначала идет ступень ознакомления с действием, затем – обучения. Не стоит упускать из вида и крупную моторику, развивающую способность ребенка действовать более четко и скоординированно. Здесь можно обратиться к опыту монтессорийцев. Обучение в группах Монтессори происходит с помощью большого количества пособий. К примеру, в зоне овладения жизненными навыками есть настоящий маленький утюжок, с помощью которого дети в возрасте от 3 до 6 лет осваивают навык выглаживания вещей. В этой системе продуманы алгоритмы для получения первоначальных навыков, которые дают возможность дальнейшего развития. ЭЗ: Означает ли это, что ребенку нужно давать возможность поучаствовать во «взрослых» делах? Когда я готовлю еду, мой сын всегда просит: «Дай я попробую». Но мне становится страшно, что он поранит себя, или же просто нет времени, чтобы возиться с ним… - Если ребенок, наблюдая за родителями, которые готовят еду, что-то мастерят или красят, просит: «Дай мне попробовать» – это повод для радости. Значит, ваш ребенок нормально развивается: у него присутствует познавательная мотивация, ему все интересно. И это проявление здорового природного инстинкта освоения жизненное пространства, позволяющего развиваться дальше. Конечно же, мы должны дать ребенку попробовать сделать что-то самому. Но с учетом соблюдения правил безопасности. Для этого надо выделить ребенку детский инструментарий. Возле стола он должен стоять на стульчике, рассчитанном на его рост. У него должна быть своя посуда небольших размеров, отдельная дощечка для резки овощей. Если вы хотите показать ребенку, как измельчают овощи для салата, можно дать ему безопасный ножичек с зубчиками. Вовлекая ребенка во «взрослые» занятия, вы получаете возможность привить ему важные навыки ненасильственным способом. В будущем у вас не будет возникать проблем с его самообслуживанием в подростковом возрасте, психологически он уже будет готов к этому. Те же рекомендации актуальны и для пап: если отец крутит какие-то гайки, ремонтируя машину, можно дать ребенку небольшой ключ, показать ему, как именно им пользоваться. Это все очень полезно для развития малыша. ЭЗ: Что можно сделать, чтобы отвлечь ребенка от компьютера? Многие родители говорят, что это не в их силах. Можно ли устроить «полосу препятствий» на пути ребенка к компьютеру или планшету, используя паззлы, конструкторы, игрушки? - Это хорошая идея. Но следует учитывать, что ребенок должен быть подготовлен к пользованию всеми этими предметами. Только в этом случае стратегия отвлечения внимания сработает. Надо признать, что многие дети уже стали зависимыми от гаджетов. Ко мне в кабинет приходят малыши, которые просто не замечают игрушки, их неудержимо тянет к компьютеру. Иногда таких детей приходится обучать обычным детским играм. Игра очень важна для развития ребенка, это своеобразное путешествие в его внутренний мир. И это дает простор фантазии. ЭЗ: Что делать родителям, если их ребенок уже стал зависимым от компьютера? ЭЗ: По каким признакам можно понять, что у ребенка развилась компьютерная зависимость?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|