Жизнь в плоскости 2D: интервью для газеты Эксперт Здоровья

Жизнь в плоскости 2D интервью для газеты Эксперт Здоровья

Жизнь в плоскости 2D

Поколение 30-летних хорошо помнят те времена, когда в начальной школе на уроках математики использовали кубики, счетные палочки и другой учебный материал. Сейчас обучение стремительно перемещается в плоскость 2D: в процессе обучения все чаще используются компьютеры, планшеты, интерактивные доски. Как это отражается на развитии наших детей? Об этом мы решили поговорить с педагогом-психологом высшей категории Шевелевой Еленой Витальевной.

- Сложно представить, что из нашей реальности в одночасье исчезнут все гаджеты. Это уже часть нашего мира и никуда от этого не деться. И в этом, безусловно, есть свои плюсы: расширение информационного поля, доступность информации и т. д. Но есть и минусы: наши дети все меньше познают мир теми инструментами, которые подарила нам природа. В процессе обучения компьютерные программы не могут заменить живых участников и настоящих предметов, у которых есть форма, вес, которые сделаны из разных материалов, обладают разными физическими свойствами. Работа с такими учебными материалами более полно включает механизмы психики. Инструменты познания мира у ребенка – нервные анализаторы на коже рук, глаза, нос, и чем больше сигналов получено посредством этих каналов восприятия, тем более обширная информация поступает в «базу данных» – мозг. Вспомните маленьких детей, которым, для того чтобы познать мир, надо все потрогать, попробовать на вкус, что-то порвать, что-то разобрать на части. В этот период жизни у ребенка активно задействованы все каналы восприятия.
Сегодня процесс познания происходит преимущественно с помощью зрения. Это, безусловно, влияет на развитие, формирование системы мышления. В процессе обучения математике с использованием предметов ребенку проще соотнести абстрактную цифру с реально существующими вещами: цифра «2» – это 2 палочки. То есть символ соотносится с количеством. Почему это важно? Потому что в первую очередь в ребенке развивается наглядно-образное мышление. Следующая ступень – это наглядно-действенное мышление, через какие-то предметы. А если мы обучаем ребенка через экран монитора, мы опять возвращаем его к наглядно-образному мышлению. То есть мы в чем-то тормозим процесс его развития.
Многие родители с восторгом рассказывают, что их ребенок с легкостью осваивает компьютер, мобильный телефон, быстро вникает в алгоритм той или иной компьютерной игры. Однако повальное увлечение компьютером не означает, что все дети, по меньшей мере, осваивают владение компьютерной клавиатурой и могут быстро напечатать, к примеру, доклад, используя все пальцы руки. То есть не развивается даже моторный навык.
Компьютер – это хорошее подспорье в процессе обучения, позволяющее, к примеру, на уроке географии переместится на другой материк, чтобы увидеть диковинную птицу в режиме реального времени. Но, к сожалению, даже эта информация ограничена отсутствием прямого опыта взаимодействия.

ЭЗ: Многие молодые мамы говорят: «Мы развиваем мелкую моторику у ребенка».Но чаще всего этой проблемой родители озабочены, когда их малышу 2–3 года. Неужели этот навык важно развивать только в этом возрасте? Как именно надо развивать мелкую моторику?

- Практическая психология говорит о том, что мелкую моторику нужно развивать на всем протяжении дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей в каких-то навыках. Если в возрасте одного года ребенку достаточно освоить захват игрушки, то в 2 года он уже должен держать ложку, карандаш, уметь что-то делать с помощью этих предметов. Для поддержания навыка требуются постоянные тренировки. Навык не формируется просто так: сначала идет ступень ознакомления с действием, затем – обучения. Не стоит упускать из вида и крупную моторику, развивающую способность ребенка действовать более четко и скоординированно. Здесь можно обратиться к опыту монтессорийцев. Обучение в группах Монтессори происходит с помощью большого количества пособий. К примеру, в зоне овладения жизненными навыками есть настоящий маленький утюжок, с помощью которого дети в возрасте от 3 до 6 лет осваивают навык выглаживания вещей. В этой системе продуманы алгоритмы для получения первоначальных навыков, которые дают возможность дальнейшего развития.

ЭЗ: Означает ли это, что ребенку нужно давать возможность поучаствовать во «взрослых» делах? Когда я готовлю еду, мой сын всегда просит: «Дай я попробую». Но мне становится страшно, что он поранит себя, или же просто нет времени, чтобы возиться с ним…

- Если ребенок, наблюдая за родителями, которые готовят еду, что-то мастерят или красят, просит: «Дай мне попробовать» – это повод для радости. Значит, ваш ребенок нормально развивается: у него присутствует познавательная мотивация, ему все интересно. И это проявление здорового природного инстинкта освоения жизненное пространства, позволяющего развиваться дальше. Конечно же, мы должны дать ребенку попробовать сделать что-то самому. Но с учетом соблюдения правил безопасности. Для этого надо выделить ребенку детский инструментарий. Возле стола он должен стоять на стульчике, рассчитанном на его рост. У него должна быть своя посуда небольших размеров, отдельная дощечка для резки овощей. Если вы хотите показать ребенку, как измельчают овощи для салата, можно дать ему безопасный ножичек с зубчиками. Вовлекая ребенка во «взрослые» занятия, вы получаете возможность привить ему важные навыки ненасильственным способом. В будущем у вас не будет возникать проблем с его самообслуживанием в подростковом возрасте, психологически он уже будет готов к этому. Те же рекомендации актуальны и для пап: если отец крутит какие-то гайки, ремонтируя машину, можно дать ребенку небольшой ключ, показать ему, как именно им пользоваться. Это все очень полезно для развития малыша.

ЭЗ: Что можно сделать, чтобы отвлечь ребенка от компьютера? Многие родители говорят, что это не в их силах. Можно ли устроить «полосу препятствий» на пути ребенка к компьютеру или планшету, используя паззлы, конструкторы, игрушки?

- Это хорошая идея. Но следует учитывать, что ребенок должен быть подготовлен к пользованию всеми этими предметами. Только в этом случае стратегия отвлечения внимания сработает. Надо признать, что многие дети уже стали зависимыми от гаджетов. Ко мне в кабинет приходят малыши, которые просто не замечают игрушки, их неудержимо тянет к компьютеру. Иногда таких детей приходится обучать обычным детским играм. Игра очень важна для развития ребенка, это своеобразное путешествие в его внутренний мир. И это дает простор фантазии.

ЭЗ: Что делать родителям, если их ребенок уже стал зависимым от компьютера?
- Прежде всего, признать факт зависимости. К сожалению, большинство родителей не готовы этого сделать. Срабатывает защитная реакция, включается механизм выученной беспомощности: «Ну что я могу сделать, ребенку нравится этим заниматься». Но это равносильно игнорированию пристрастия близкого человека к алкоголизму или к наркомании. Компьютерная зависимость уже вошла в Международную классификацию болезней.
Кроме того, родители должны понимать, что ребенок впадает в компьютерную зависимость, если у него нет реализации в игре, или же в возрасте постарше – в общении. То есть если ребенок «подсел» на компьютерную игру, значит, его жизнь очень обеднена: поел, поспал, сделал уроки – и все. У него нет источников получения положительных эмоций в реальной жизни, поэтому он уходит в виртуальное пространство. Значит, родители должны предложить ему альтернативу. Для малышей – это создание развивающей среды. И не в плоскости экрана, а в реальности, с участием взрослых членов семьи. Альтернативой для подростка может стать спортивная секция, общения с друзьями. И очень важна поддержка близких. То есть родители должны находить время для общения с ребенком. Кроме того, надо исключить предмет зависимости – компьютер. Но делать это следует постепенно, изо дня в день уменьшая время, проведенное за компьютером. Здесь важны контроль и дозировка. Что-то ребенок может, и даже должен посмотреть на экране монитора, но это должно вносить вклад в его развитие, к примеру, стать темой для обсуждения просмотренного.

ЭЗ: По каким признакам можно понять, что у ребенка развилась компьютерная зависимость?
- Если ребенок не тратит все свое свободное время на компьютер, с легкостью может переключиться на другую деятельность, значит, зависимости нет. Но если ребенок реагирует эмоционально при попытке забрать у него компьютер, кричит, истерикует, то это уже повод насторожиться. В моей практике были случаи, когда дети всю ночь играли в Майнкрафт, и родители до поры до времени даже не догадывались об этом.
Для начала я бы посоветовала родителям попробовать поиграть вместе с ребенком в компьютерную игру. Так вы протестируете, что это и как это действует на сознание. Именно родители должны участвовать в формировании ценностной шкалы ребенка. Если родители осознают опасность той или иной компьютерной игры для психики малыша, они могут и должны донести свою точку зрения ребенку. Судя по неадекватному состоянию детей, увлекающихся Майнкрафт, этой игре необходимо искать альтернативу.
Что могут сделать родители? Просто начать заниматься с ребенком, обогатить его мир живыми, настоящими предметами, к примеру, заменить электронную книгу обычной, у которой шуршат страницы, пахнут краской. Полезно всей семьей выезжать на природу. Необходимо максимально включать ребенка в реальную жизнь. Конечно все это хлопотно, но учтите, что основное развитие детей происходит до пяти лет. Если этот период времени ребенок проведет за компьютером, у него уже будет сформирован пласт проблем, разбираться с которыми будет гораздо труднее.

 




Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • За ребенка должны решать родители.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Готовимся к школе. Развиваем МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ребенка.
  • Если родители вмешиваются в твою жизнь, значит, ты ещё не взрослый
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь