|
Сюжетно-смысловой навигатор в лабиринтах детской игрыАвтор статьи: Моисеева Татьяна Александровна
Не секрет, что возможность выиграться - самая естественная форма самоисцеления ,подаренная детством. Д. Винникот упоминал о лечебном эффекте игры, когда описывал разные случаи из практики. Играя, ребенок манипулирует обьектами. И зачастую то, какие манипуляции ребенок производит с игрушками зависит от мышечного модуса, характерного для той, или иной стадии развития ребенка. Эриксон, например, выделял орально-сенсорную, мышечно-анальную, локомоторно-генитальную стадии. С первой как правило связаны действия вбирания в себя, кусания, со второй-удерживание и выталкивание или отпускание. Сюжетно – смысловой навигатор поможет всем, кто так или иначе интересуется детством, или по роду деятельности связан с ним: воспитателям, дефектологам, педагогам-психологам. Потому что ребенок не может не играть. Игра помогает снять физиологическое напряжение на всех стадиях развития. И понимание того, что происходит в момент игры очень важно, чтобы позволить ребенку переживать разную гамму чувств, в том числе и негативных: злость, ярость, и не только. Итак, каков же смысл различных игровых действий, которые совершает ребенок? Е.В.Богиной, которая на протяжении 18 лет работала с детьми от 3-х до 10-ти лет в области недирективной игротерапии, удалось выявить устойчивый паттерн игровых действий ,характерных для ребенка. Они находят свое подтверждение в нашей практике.
Хватание игрушки (предмета) Является прототипом и предвестником объектных отношений с матерью(схватить, не дать уйти). Например, когда ребенок при расставании уходя, хватает какую-нибудь игрушку и не хочет с нею расставаться.
Сосание игрушки (предмета). Как правило, означает регрессию к младенческим ощущениям, получение удовольствие от действия сосания в чистом виде. Как возвращение к травматическим отношениям с грудью. Ребенок может сосать любой предмет: железный молоток, носик от лейки, то, запрокинув голову, то на ходу, то, двигая конец предмета вовнутрь и наружу.
Кусание игрушки (предмета). Отыгрывание злости на отсутствие питания. Если ребенок пытается откусывать части тела игрушки (голову ,хвост) может означать страх кастрации.
Кормление игрушки (предмета). Является попыткой идентифицироваться с источником заботливого отношения. А также способом защиты от опасности симбиоза, поглощения. Когда ребенок кормит кукол при игре в «дочки-матери», или кормит злого дракона.
2.Действия, приближения и удаления объекта, сформированные на этапе отделения от матери.
Пачкание. Агрессия на объект, которая заключается в нанесении ущерба путем обесценивания. Также пачкание краской во время рисования, как отреагирование ощущения себя виноватым, «грязным».
Смешивание. Если ребенок изготовает смеси, при этом нарушает целостность вещей (дробит,разрывает ,ломает,измельчает).Смешивание красок. Как отражение переживания спутанности, смешанности своего внутреннего мира. По Винникотту как возникновение творчества из состояния дезинтеграции личности, когда человек расслабляется и перестает быть совокупностью защит.
Привязывание. Отношение привязанности. Когда предметы у играющего ребенка могут двигаться только вместе, соединенные веревкой, или крючком.(Машины с прицепом, паровоз)
Использование средств связи. В игре у ребенка устанавливается связь с близкими людьми. «Звонки» по телефону маме, «написание писем для мамы, бабушки, воспитателя»
Разделение себя и объекта.
Дарение. -как попытка сохранить связь после расставания. Когда ребенок дарит игрушку на прощание. -как попытка задобрить «игрушку агрессора», при делании и дарении ей «подарков» .
Бросание. -при разделении себя и объекта.(бросание игрушки, при отказе взрослого подарить ее) -при попытки совершить то, что обычно не позволяется, возможность преодолеть страх наказания. -при демонстрации способностей и желание достижений.(бросание мяча в игре, стрел в цель) -при желании снять с себя ответственность за последствия проявленной агрессии. ( бросание игрушки в воспитателя, или через спину) -при проблемах сепарации - при бросании катушки с нитками, потом притягивании ее к себе)
3.Пассивная защита.
Как образ безопасности: стать невидимым для преследователя, стать недоступным, отгородиться от чрезмерных звуковых и зрительных раздражителей. При играх в «домики».Когда ребенок сворачивается калачиком под стулом или на полке для игрушек, пытается поместиться в домике для кукол, строит из конструктора гараж для машин.
Безусловно, это ещё далеко не весь перечень смыслов, которые может содержать игровое действие. Но взрослый может, наблюдая за ребенком, помочь ему испытать счастье от того, что его понимают. И здесь от психолога, воспитателя, потребуется максимальная реализация своих творческих способностей к пониманию того, что происходит с ребенком в процессе игры. Понимание того, что ребенок хочет рассказать о себе.
Библиография:
1.Д.Винникотт «Игра и реальность». -Институт общегуманитарных исследований Москва 2002УДК 615.8 ББК 53.57 В 46ISBN 5-88230-043-6 2.Д.Б.Эльконин «Психология игры» –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. 3.З.Фрейд «Знаменитые случаи из практики»- Когито-Центр, 2007 г. 4.В.Экслайн «Игровая терапия»-М.:Психотерапия;Апрель-Пресс.2007.-416 с. 5.Г.Лэндрет «Новые направления в игровой терапии» 6.К.Мустакас «Игровая терапия» - М.:Речь,2001 -250 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|