|
Почему игры с песком? Плюсы песочного методаАвтор статьи: Карлин Евгения
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг) Для справки: песочная терапия (sandplay) - один из методов психотерапии (арт-терапии), возникший в рамках аналитического направления. В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8-10 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо.В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Вы любили в детстве ходить на работу к своим родителям? Я очень. Воспоминания об этом сопровождаются чувством прикосновения к особому взрослому миру, волнительному чувству перехода границы, особой наполненной тишиной (вести себя нужно было очень тихо, чтобы не мешать), притаившегося праздника (когда я шла на работу к маме, то за исключением каникул, соответственно не шла в сад или школу). В общем, приятное чувство. Но мой сын, думается, испытывает по этому поводу еще большей восторг. В моем кабинете есть песочница и игрушки. С недавнего времени я заменила песок на кинестетический, и хотя это идет вразрез с традиционным подходом, использующим морской песок, я вижу ряд преимуществ именно кинестетического аналога, который базируется на обычном песке, но неаллергичный, способный принять любую форму, при этом не содержит воды, а потому не пачкает руки и одежду. Прежде, чем перейти к значению игры с песком и ее возможностям (а их много), я все таки напишу довольно обстоятельное (уж, простите) вступление. Необходимо оно для того, чтобы дать общую картину, собственно фон, на котором я рассматриваю работу с песком. А после, любимое, кратко и по пунктам, со сказкой в конце )) В 2005 году, учась в магистратуре, программа которой была крайне прикладной, я познакомилась с методом песочной терапии. Он обаял меня с первых же занятий, была в нем и легкость, и глубина, и богатая почва для творчества, однако использовать данный метод в своей работе я стала позже, фактически заново вернувшись к нему лишь несколько лет назад. Слово «метод» (метод песочной терапии или игра с песком, а не песочная терапия) я использую по двум причинам, с одной стороны, формально я не являюсь песочным психотерапевтом (здесь хочется, добавить, что я в целом не песочная, но верю, что человечная). То есть я не проходила длительную программу обучения и тренинга по данному направлению; с другой стороны, изучая психологию и психотерапию в течение пятнадцати лет, практикуя, ведя исследовательскую деятельность, я понимаю возможности и ограничения данной формы работы, что создало понимание «песочницы» именно как одного из методов. Таким образом, для меня работа с песочницей – это не психотерапия как таковая, но именно метод психотерапии (творческий, увлекательный, открывающий широкие возможности). Конечно, здесь встает вопрос о том, что вообще называть психотерапией, а что ее методом? Единого, универсального ответа на него, увы, нет. И различие взглядов можно проследить как на уровне теоретических работ, так и на уровне горячих споров между отдельно взятыми представителями профессии. Но определенно, что психотерапия – общее понятие, тогда как метод – понятие частное, конкретная техника или набор техник, используемых для улучшение состояния клиента/пациента. Двигаясь дедуктивно, от общему к частному, можно выстроить понятия следующим образом: психотерапия –> психотерапевтическое направление или школа (теоретическая база, на которой выстраивается работа отдельно взятого психотерапевта-практика или исследователя: например, психоаналитическое, гуманистические, когнитивно-бихевиоральное направление) -> техника или методика (метод свободных ассоциаций, рисуночные задания, создание коллажей, физические упражнения, дыхательные техники и пр.). При этом сегодня, когда психотерапия в мире становится более интегративной (то есть объединительной), границы методов, относящихся к определенной психотерапевтической школе все более размываются. Хотя, конечно, теоретическая база, подготовка специалиста, его бэкграунд оставляет свой след, добавляя «привкус» в использование той или иной методики, по-разному расставляя акценты. В том числе и в использовании игр с песком. Наиболее неизменным данный метод сохраняется в классическом юнгианском подходе, но как уже было упомянуто, используется не только представителями данного направления. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay»). Почему игры с песком? Истоки «песочной терапии» можно в книге писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Все мы родом из детства. Существует и крайнее мнение, что «взрослых людей нет, есть постаревшие дети» (Квартет И). Как дети, мы продолжаем копошиться в наших песочницах, шумя, деля, ссорясь, обижаясь: «Он сломал мой замок» (на песке), «Она отобрала совок», «Они обсыпали меня с головы до ног»… Узнаваемо. Так что, как и большинство коллег, я использую песочницу для работы не только с детьми, но и со взрослыми (прежде всего с ними, поскольку именно взрослые – мои основные клиенты), потому что: 1) Игры с песком имеют минимальные ограничения для работы с клиентами. 2) Песочница – емкая метафора жизни. На примере картин в миниатюре можно многое узнать, понять о жизни как таковой (внешней и внутренней). 3) Создание песочных сюжетов возвращает в детство, позволяет снять контроль сознания, работать на более глубинных, часто не осознаваемых уровнях, дает возможность активизировать бессознательное, прикоснуться к подлинному Я; 4) Работа с песком и фигурками, как артовый метод, активизирует творчество, обращает к правому полушарию, активизируя силу воображения, интуицию, мечты, тонкость и образность эмоциональных переживаний. 5) Работа в песочнице позволяет проявить эмоциональные состояния, вывести их, отреагировать на уровня действия, и тем самым дать, по меньшей мере, частичную разрядку. Клиенты могут проецировать свои чувства на миниатюры, отыгрывая свои переживания, сохраняя ощущение безопасности. 6) В процессе игры с песком человек переосмысливает себя, узнаёт различные стороны своей личности, интегрируя сознательное и бессознательное. 7) Для детей игры с песком являются понятной и доступной формой самовыражения. 8) Игры с песком дают возможность взрослому и ребенку быть самими собой.
Кроме того, для меня игры с песком – отличный метод для работы с парами или семьей. В этом случае: 1) как замечательный диагностический метод (например, дается задание построить общую песочницу на свободную или конкретную тему: «наша семья», «наша пара», «наша трудность» и др.). В этом случае психолог исследует не только полученный результат (интерпретация может быть схожа с интерпретацией рисунка или сна), но и процесс выполнения задания. Во время создания песочницы, выбора и расставления фигурок, можно ярко наблюдать особенности взаимоотношения членов семьи или партнеров, активность/пассивность каждого из них, способ вести себя по отношению к другому. 2) как метод коррекции. Когда построение песочницы становится способом а) регулирования конфликтов; б) эмоционального реагирования; в) повышения сплоченности и др.
В заключение притча Адриса Шаха, Рассказ о песках.
Говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке... Евгения Карлин фотографии из собственного рабочего архива Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|