Метод «Канистерапия» - практический опыт работы с детьми с ОВЗ .

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты ООН и Всемирная Организация Здравоохранения считают, что 10% населения земного шара имеют инвалидность физического, психического либо смешанного характера. При этом каждый десятый из них является ребенком либо подростком, согласно статистике – это более 120 млн. человек.
На данный момент в России детская инвалидность стала одной из актуальнейших проблем современности. Сегодня у нас в стране, по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства. Однако, по данным ВОЗ, в развитых странах их около 2 – 3 %; следовательно, если предположить, что как минимум половина детей-инвалидов у нас в стране не учтена, это еще более усугубляет и без того острую проблему, так как очень много детей с ОВЗ не получают необходимую квалифицированную помощь.
На сегодняшний день в России существует разные формы психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, в том числе: лекотеки; центры психолого-педагогической поддержки; специализированные детские дошкольные учреждения и школы.
Несмотря на принимаемые меры, огромное количество детей с ОВЗ и их семьи по разным причинам оказываются вне образовательного процесса и без какой-либо социальной адаптации. С другой стороны, зачастую многие дети, имеющие сложные сочетанные формы нарушений психофизического развития, получают помощь только в медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах), лечение в которых направлено на восстановление физических возможностей пациентов, где психологическая поддержка ни ребенка, ни его семьи, как правило, не оказывается.
Дополнительная сложность в оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ состоит в том, что методики коррекционного воздействия не могут быть универсальными. Это обусловлено тем, что различия между нарушениями, встречающимися у детей, столь значительны, что каждый ребенок, нуждающийся в помощи, требует индивидуального подхода.
С 2009 года в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида», группой специалистов была разработана и успешно применяется коррекционная – развивающая программа, с использованием животных (собак) для работы детьми с ОВЗ и их семьями. Специалисты, реализующие данное направление – истинные профессионалы и настоящие энтузиасты. Это психологи, клинические психологи, нейропсихологии и психологи с кинологическим образованием, обеспечивающие собственно процесс взаимодействия ребенка и собаки, который и является терапевтическим. Подразделение «канистерапии» работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности. К таким состояниям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепоту, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители таких детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Некоторые трудности развития у таких детей, сравнительно легко поддаются коррекции, сложные - сочетанные формы дефекта - требуют более длительного воздействия, и, в большинстве случаев, прогноз не определен. Таким образом, спрогнозировать результаты даже длительной коррекционной работы представляется сложной задачей.
Для решения задач по оказанию помощи таким детям, даже с незначительным потенциалом развития в нашем центре, активно используется метод «канистерапии».
В связи с наличием выраженных особенностей у маленьких клиентов отделения, все специалисты работают в тесном контакте другими специалистами центра, как то: педагоги-дефектологи, специалисты дополнительного образования, лечебной физкультуры и др. а также сотрудничают с Детским диагностическим центром г. Москвы, с которым налажено тесное сотрудничество. Такое конструктивное взаимодействие позволяет отделению работать максимально эффективно, что хорошо прослеживается по результатам диагностики.
Что же представляет собой психологический аспект работы отделения канистерапии? В чем уникальность самого метода?
Как и во многих случаях, вся наша работа строится на игротерапии, и традиционно в начале работы основная задача психолога, особенно при работе с детьми, имеющими сложную психофизическую патологию в развитии - найти пути для создания прямого, диалогового взаимодействия, что позволит в дальнейшем сформировать адекватный реабилитационный процесс, но в случае сложных сочетанных искажений у ребенка, как раз налаживание взаимодействия и является основным «камнем преткновения» в работе специалиста. У таких детей очень сложно вызвать даже незначительную реакцию в процессе взаимодействия, говоря простым языком, они просто не видят специалиста.
Это происходит в силу того, что существует дефицитарность сенсорных анализаторов (например, слепота, глухота с нарушениями в тактильной сфере), незрелость мозговых структур в целом, патологичность развития мозгового субстрата. Информация извне анализируется у таких детей крайне плохо, т.е. эфферентные связи механизма стимул-реакция – патологичны и недостаточны. Привычные стимулы, которые вызывают прогнозируюмую реакцию у нармотивных детей, не срабатывают.
Сформированный патологичный гомеостаз реакции на средовое воздействие дает у таких детей минимальный отклик, как в физическом, так и в психическом плане. Они мало эмоциональны, с бедной мимикой, зачастую с жесткими стереотипиями, астеничны либо излишне возбудимы, что тоже затрудняет воспринимать информацию извне.
При использовании собаки практически всегда, иногда сразу, иногда отсрочено происходит центрация на объекте – собаки. Это вызвано тем, что собака в данном случае является нечастотным стимулом, реакция на который не входит в зону привычного реагирования на среду. Вызвать такой же по силе отклик в процессе игротерапии не удается, так как взаимодействие с любым специалистом вызывает уже сложившиеся в процессе жизни, наработанные эмоциональные отклики, вплоть до страха взаимодействия с человеком или отказа взаимодействия в случае тяжелой формы умственной отсталости.
Таким образом, нами, в процессе терапии удается изменять гомеостатическое равновесие, вызывая мощное положительное эмоциональное возбуждение, что является базовым в процессе реабилитации развития такого ребенка.
Собака не только активно навязывает игровое поведение, в некоторых случаях, мы практикуем релаксационные упражнения, которые помогают при необходимости, гасить патологические очаги возбуждения, снимать мышечное напряжение, включая архаичную систему сенсорного восприятия как правило эти структуры наиболее сохранны, т е это: проприорецепторные системы, обонятельные, тактильные. Такой вид стимуляции так же благотворно влияет и на детей с невротическими проблемами, страхами, тиками, заиканием, энурезом.
При активной игротерапии с собакой ребенку, независимо от сложности патологического процесса, приходится вырабатывать новые способы взаимодействия с собакой, искать пути контакта, формировать игровое взаимодействие. Этот процесс способствует развитию ВПФ, инициации двигательной активности (т.е. сразу можно говорить о генерализированном моторном отклике), глубокому эмоциональному включению с вовлечением мимики, жестов, инициации речевой активности от простой вокализации( в сложных случаях) до развернутой фразовой речи, как в случае наличия у ребенка стойкого (больше года) посттравматического невротического мутизма.
Пример: в Центр поступила неговорящая девочка (3 года 6 мес) после перенесенных операций с диагнозом онкология в ремиссии. Речи не было с момента операции, ребенок не разговаривал ни со взрослыми, ни с детьми, хотя понимание речи соответствовало возрастной норме. На первом же занятии, в процессе игровой терапии возникла речевая коммуникация, вначале только с собакой, но потом и со специалистами входящими в данное игровое взаимодействие. В течении недели произошло растормаживание речи и проблема звукопроизношения перешла в юрисдикцию логопедов, диагноз «селективный мутизм» был снят на первом же занятии.
В процессе игротерапии возможно менять социальные роли, усвоенные ребенком, ведь собака практически всегда находится в более подчиненном положении, ею можно камандовать, ее можно кормить, заботится, причесывать. Она может занимать роль как партнера, равного по участию во взаимодействии, так и слабого ребенка, капризного или трусливого. Игра в парикмахерскую не только способствует развития ловкости пальцев, мелкой маторики, но и отыгрывание отрицательных эмоций, связанных с нежеланием причесываться, лучшем понимании самого гигиенического процесса, умение ладить с клиентом из роли парикмахера, умением удерживаться в роли, следовать выработанным правилам, и пр.
Данные примеры показывали возможности канистерапии с детьми достаточно высокого уровня реагирования.
Если же говорить о более сложных сочетанных патологиях, встречающихся у наших клиентах, когда активное построение даже простой игры невозможно, метод канистерапии прекрасно работает, активизируя все функции организма на доступном для данного ребенка уровне. И хотя активных результатов в смысле «встал и побежал» мы прогнозировать не можем, но яркую эмоциональную реакцию гарантирум всегда.
Как пример, можно проиллюстрировать работу с девочкой 11 лет, имеющую в анамнеза тетраплегию, соответственно, нарушение тактильной чувствительности, зрительную депривацию (только светло-темно), выраженные когнитивные нарушения, эпилепсию. Девочка на любое прикосновение выдавала спазмирование мышц, так что изменить положение рук или ног, не было возможности.
Понятно, что для такого ребенка игровое взаимодействие – очень специфично. Но собаки стали для нее единственными, к сожалению, на этот момент друзьями, она их обозначает звуками, ждет всю неделю занятия, радуется, выказывая комплекс оживления. В процессе игровых упражнений, существенно улучшилась моторная сфера. Лучше стали кистевые движения рук, ощупывание. При этом в процессе игрового взаимодействия, значительно расширяется репертуар двигательной активности, появились полуповороты, эмоциональный спектр существенно расширился при активном толкании, когда собаки касаются тела ребенка – она хохочет в голос, просит продолжать игру, происходит включение на когнитивном уровне например, «угадай, кто пришел», когда надо из нескольких собак выбрать ту, которая подошла.
Можно сказать, что идет мощное генерализированное воздействие, затрагивающее все психофизические аспекты в развитии ребенка. Данное воздействие не является локальным приобретением только данных занятий. Специалисты нашего центра отмечают длительное пролонгированное воздействие эмоциональной включенности после общения с собаками, осуществляется перенос выученных действий в соц. бытовую среду, научения общения, умения контролировать ситуацию. Дети чаще смеются (это больше касается тяжелых детей, где положительные отклик вызвать наиболее сложно) лучше едят, лучше засыпают, больше двигаются.
Выводы. Как результат коррекционной работы можно наблюдать улучшение произвольной регуляции, развитие коммуникативных возможностей, развитие эмоционально-волевой сферы, творческой активности и т.д.. У ребенка появляется активный адаптивный эмоциональный отклик не только на канистерепевтических занятиях, но и с другими специалистами центра. Происходит качественные улучшения во взаимодействием в ближайшем окружении (семье) улучшаются социально – бытовые навыки. Снижается уровень тревожности, возрастают адаптационные возможности. С точки зрения физиологии, сама коррекционная работа построена на мощном генерализованном воздействии на все органы чувств.
В заключении хочется сказать, что специалисты Центра проводят большую работу по адаптации и реабилитации семьи, в отделении созданы группы психологической помощи и поддержки для родителей. Осуществляется как индивидуальная , так и групповая поддержка и обучение адекватному внутрисемейному взаимодействию без которого психотерапевтический процесс просто не может осуществляется.

 Клинический психолог, канистерапевт, ГБОУДО ЦППРиК «Ирида», Флорова Ю.А..



Просмотров: 616
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Сострадание в процессе взаимодействия с людьми
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Центр реабилитации детей-инвалидов
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Аспекты коррекционной работы: рисунки детей с РАС
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь