Метод терапии художественным образом в психологическом консультировании

автор- Алмаева В.Л.                       

             В современной психотерапии, в море методик и направлений, свой тихий, но вполне различимый голос имеет терапия художественным образом по методу профессора И. Ф. Сунгатуллиной. В этом методе широко представлены возможности,   психотерапии художественной культурой, в первую очередь это картины Стефании Груссель, притчи, парадоксальные афоризмы и высказывания великих людей и поэтов, бибилиотерапия, и во-вторую очередь, художественное творчество самих клиентов.

             В основе метода лежит особая позиция терапевта, как некий взгляд на психологическую историю клиента с точки зрения позитивной психотерапии. Позитум в переводе с латинского имеет 23 понятия, которые метафорически описывают то, что происходит на психологической консультации по методу профессора И.Ф. Сибгатуллиной.

             Итак, позитум: - класть, бросать, сажать, хоронить, помещать, употреблять, складывать, назначать, делать ставку в игре, издавать, давать, укладывать приводить в порядок, причесывать, приставлять(лестницу), опускать(голову), преклонять колена, возлагать, налагать (корону), жертвовать, посвящать богам, расставлять, дислоцировать, воздвигать(статуи), строить, основывать, сооружать, изображать(красками), снимать(корону), откладывать, обрезывать, сбривать, ронять, терять, отбрасывать прочь, заканчивать, прекращать, рожать, производить на свет, успокаивать, полагать, считать, рассматривать, относить что-либо к числу даров природы(!!), дорожить чем-либо, придавать чему-либо какую- то цену, вменять, включать, утверждать, высказывать. (Дворецкий И.Х.. Латинско- русский словарь, М. 1976. Сс. 782-783).
             Тем, кто соприкоснулся с высоко эстетическим методом терапии художественным образом в мастерской И.Ф. Сибгатуллиной, все эти слова говорят об очень многом и как нельзя лучше показывают сущность метода. Кроме того, позитум- это еще и точка цели психологической консультации, точка согласия, с чем именно клиент и психолог будут работать, что они посчитают на пальцах- один, или больше чем один. Если мы построим некий иерархический ряд изпрактической психологиипсихотерапиипсихоанализа, то данный метод терапии мы назовем «Духовная терапия».

                                                                          Духовная терапия

             Это новейшее направление позитивной терапии, основанное на гуманистическом подходе к личности клиента и к его психологической истории как ценности для выживания. Это также индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальная потребность познания; социальная потребность жить и действовать «для других».
             Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая- под «душевностью». «С категорией духовности соотносится потребность познания- мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда- удовольствие, доставляемое процессом познания внешнего мира, и удовлетворение от выполненного долга, наказание - угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость деятельности познавательной от практических целей, а альтруистических деяний от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм жизни, соответственных изменившимся условиям существования.».(Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск. 2001., сс.186-186)
            Формирование духовных потребностей личности - важнейшая задача духовной психотерапии, или психотерапии художественным образом, как одной из ветвей духовной психотерапии.
 
            Рассмотрим более пристально письмо как наиболее доступный метод для осуществления самопсихотерапии художественным образом в реалиях современной жизни. Письмо как живопись и лекарство известны с древнейших времен Уже Платон говорил что искусство или техника(techne) письма - это лекарство,(pharmakon), (снадобье или настойка, целительное средство или отрава). Письмо вызывало беспокойство уже одним только его сходством с живописью. Письмо подобно живописи..., (Доррида Ж.. О граммотологии. М. 2000. стр. 482).
             Начало использования чтения книг и письма с лечебной целью в психотерапии относится к позапрошлому веку (Дядьковский И.Е., 1836). Определение, принятое в США в 20-е годы 20 века Ассоциацией больничных библиотек гласит, что библиотерапия – «это использование специально отобранного материала как терапевтического средства   в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения и ведения личных дневников и протоколов».(Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского, Питер, 1998. Сс.60-61.) Действительно, библиотерапию долго понимали как лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Однако, в свете метода доктора Сибгатуллиной И.Ф. «Художественный образ как механизм эволюционного образования психологического ресурса» где психотерапия осуществляется через воздействие художественным образом, со специально подобранными каталогами картин Стефании Грюссель, а также после чтения серии книг по практической психологии из серии « Сам себе психолог» я пришла к мнению, что терапию художественным образом скорее можно назвать средством профилактики неврозов для здоровых людей, а также средством самопомощи для находящихся в кризисных ситуациях. Данный подход дает гораздо более позитивный взгляд на возможности не только библиотерапии, особенно, чтения специальных книг, включающих в себя серии упражнений, таких, как написание писем, ведение дневников и т.д. но и других видов художественно творчества клиентов, таких как создание картин, панно, аппликаций, вышивок, и т.п., но наиболее распространенным все же остается художественное слово.
             Написание писем и личных психологических историй в рамках описываемого метода И. Ф. Сибгатуллиной- это выражение своего бессознательного через искусство художественного слова, что само по себе является высотерапевтичным.
 
 
             Итак, один из этапов самотерапии - это написание письма «История моего имени». Еще один важный аспект- это этнокультуральный подход в свете вашей личной психологической истории. И здесь очень важно влияние наших предков, их отношение, их национальность и судьба, их вклад в развитие рода и личностное отношение к вам. В рамках метода предлагается написать историю своего рода, о своих бабушках и дедушках, прапрародителях.   И даже если нам о них ничего неизвестно, все равно, мы испытываем к ним определенные, порой совершенно неосознаваемые чувства, которые, тем не менее, влияют на нашу жизнь. В основе этого метода лежит убеждение, что каждый человек способен любить. Эта способность, ее выражение в личной психологической истории клиента- центр, как первичного интервью, так и всей психотерапевтической работы с клиентом. Особенно эффективно написание писем самим себе.      

             Этот способ наилучшим образом позволяет избавиться от переживаний, сомнений и затем общаться со значимыми людьми, включая самого себя, в более доброжелательной манере и с большим уважением. Записывая свои чувства в соответствии с определенными принципами, вы ослабляете воздействие отрицательных эмоций и усиливаете положительные. Эта методика, повышающая значение процесса написания писем, включает в себя три аспекта.

             1. Напишите письмо, в котором выразите гнев, грусть, страх, сожаление, любовь.

             2. Напишите ответ, в котором отразите все, что вам бы хотелось услышать от супруга или супруги или любого другого значимого человека, включая самого себя, или даже предмета, или явления, которые вызывают у вас особые эмоции, например, свой лишний вес.

             3. Ознакомьте с обоими письмами того человека, для кого вы это писали, например, супруга или супругу или родителя, но это делать не обязательно.

             Этот метод можно использовать в групповой психотерапии, где может быть зачитано ваше письмо, и, под руководством психолога, отреагированы эмоции. То есть, эмоции, которые были подавлены и не осознаны вами, в этом случае, имеют реальный шанс освободиться от гнета контроля и выйти наружу.
             Эта методика очень гибкая. Вы можете пройти все три этапа, два, или вам понадобится один из них. К примеру, вы применяете первый и второй аспекты, чтобы успокоиться и почувствовать в себе прилив любви, а затем разговариваете с супругом или супругой, уже не испытывая обиды и раздражения, не стремясь упрекать. В других случаях вы предпочтете использовать все три аспекта и познакомите с вашими двумя письмами партнера.Прохождение всех трех этапов будет иметь большое значение для вас. Однако в некоторых случаях оно занимает много времени и нецелесообразно. В ряде ситуаций наибольший эффект дает первый этап: написание самого послания. Вот несколько примеров, как написать такое письмо.

                                                     Написание послания

             Выберите место, где вас не будут беспокоить, и приступайте к письму. В каждом любовном послании выражайте гнев, грусть, страх, сожаление; а затем любовь. Предполагаемый диапазон чувств позволит вам полностью выразить и понять все ваши переживания. Проанализировав их, вы сможете вести разговор спокойно и более доброжелательно.
             Когда мы выведены из душевного равновесия, то испытываем гамму эмоций. К примеру, если партнер разочаровал вас, не оправдав надежд, вы сердитесь (он — нечуткий, она — не ценит ваших усилий); вам грустно; (он — целиком занят работой, она — вам не верит); вы боитесь, (она — никогда не простит вас, он — питает к вам менее глубокое чувство); у вас вызывает сожаление, что вы сдерживаете свою любовь к нему или к ней. Но в то же время вас согревает мысль, что именно с этим человеком вы связали свою судьбу, что вам нужны его любовь и внимание.
             Для того чтобы в полной мере снова ощутить нежные чувства, нам вначале необходимо до конца прочувствовать и выразить все четыре вида негативных эмоций (гнев, грусть, страх и сожаление). Написание любовных посланий автоматически ослабляет интенсивность отрицательных чувств, и мы получаем возможность вновь испытать и выразить любовь к партнеру или родителю. Вот некоторые рекомендации, которые могут служить планом или схемой написания любовного послания.

             Адресуйте свое письмо супругу или супруге или своему родителю. Представьте себе, что они с любовью и вниманием слушают вас. Выразите сначала гнев, потом грусть, затем страх и сожаление и, наконец, любовь. Упоминайте все указанные чувства в каждом письме. Напишите несколько предложений, касающихся каждого чувства в отдельности; старайтесь, чтобы тексты были одинаковы по объему и изложены простым языком. После описания каждого чувства делайте паузу. А потом продолжайте писать о следующем. Не заканчивайте этот этап, пока не дойдете до описания любви. Проявите терпение, ощутите в себе любовь. В конце поставьте свою подпись. Затем обдумайте в течение нескольких минут, что вам необходимо и чего бы вы хотели. Напишите об этом постскриптум.

 
 

            Чтобы облегчить себе написание писем, вы можете воспользоваться приведенными заготовками. В каждом из разделов даются несколько вводных фраз, которые помогут вам выразить свои чувства. Вы можете использовать как несколько фраз, так и весь список. Как правило, наиболее эффективными оказываются выражения: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я боюсь», «Мне жаль», «Я хочу», «Я люблю».       

            Однако эффективными могут быть любые другие фразы-помощники. Обычно написание письма занимает около двадцати минут.Итак…

                                                            Любовное послание __ Дата.

Дорогой / ая

Я пишу это письмо, чтобы поделиться с тобой своими чувствами.

1. Гнев, раздражение

— Мне не нравится, что...

— Меня разочаровывает и раздражает, что...

— Я сержусь на то, что...

— Меня раздражает, что...

— Я хочу...

2. Грусть, горечь

— Меня разочаровывает то, что...

— Мне грустно, что...

— Меня задело...

— Мне хотелось...

— Я хочу...

3. Страх, боязнь

— Меня беспокоит...

— Я надеюсь, что...

— Я в ужасе оттого, что...

— Я не хочу...

— Мне нужно...

— Мне хочется...

4. Сожаление

— Меня смущает, мне неловко...

— Мне жаль...

— Мне стыдно...

— Мне не хотелось...

— Я хочу...

5. Любовь

— Я люблю...

— Я хочу...

— Я понимаю...

— Я прощаю...

— Я ценю...

— Я благодарю за...

— Я знаю...

P . S . Мне бы хотелось услышать от тебя: .

              Эта методика представлена здесь с небольшими сокращениями, по книгам Д. Грея. Наряду с другими, книги Джона Грея можно назвать наиболее подходящими как по художественно-психотерапевтическому   воздействию, так и по эффективности предложенных методик. (Грей Джон. Женщины с Венеры, мужчины с Марса.- К., 2004.-с. 302-303). В частности, данная методика используется мною в ходе психотерапевтических консультаций в течение двух лет. Она великолепно работает и в качестве самопомощи в экстренных ситуациях. Получен уникальный опыт написания клиентами писем самим себе, умершим родителям и другим родственникам, не рожденным детям, своим физическим недостаткам, бывшим мужьям и женам, грозным начальникам и непослушным детям
             Таким образом, написание писем, ведение дневников, заполнение протоколов самонаблюдения, создание рисунков, панно, вышивок, и так далее, является ценным художественным ресурсом в психологической истории выживания отдельно взятой личности. Книга, как и любой культурный феномен, является важным помощником в работе практикующего психолога и на нее следует обратить пристальное внимание. 
 
            Как активно практикующий психолог, я довольно часто рекомендую книги для чтения своим клиентам. Здесь стоит учитывать 3 принципа: - степень доступности изложения; - герой книги должен быть клиенту «по плечу»;- максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится клиент. Особенно это важно при библиотерапии неврозов, где основным является психологический конфликт личного или межличного характера. Эстетическое воздействие книги, или картины, притчи, как в методе доктора И.Сибгатуллиной, часто служит началом важного этапа в терапии художественным образом, в общении клиента и психолога. Картины Стефании Грюссель, современной немецкой художницы (род. 24.06. 1960 в Геборгене, Германия, с 1999г. живет и работает в Вене), являются составной, неотъемлемой частью терапии художественным образом по методу И.Ф. Сибгатуллиной. Ее картины, представленные в ходе терапии как художественный ресурс, являются как диагностически, так и терапевтически бесценным материалом.
             Например, картина «Измени свою жизнь» разделена на два поля, где из левого, голубого поля в правое, белое, выдвигается голубой силуэт женщины, идущей вперед, и в то же время позади нее остается белый силуэт в голубом поле. Идея- нельзя измениться и двигаться вперед, не оставляя что- то безвозвратно в прошлом.

             Или картина лягушки-царевны в реалистическом изображении и ее же тень, но уже с короной на голове. Двойственность видения и толкования картин Грюссель является важным стимулом для развития метафорического мышления клиента в ходе терапии и существенно ускоряет процесс осознавания проблем клиента, актуально невыраженных в сознательном. Тем не менее, бессознательное клиента легко читаемо по выбору картин, по комментариям к рассматриваемым рисункам, по ассоциациям, возникающим в процессе предъявления картин. Интересен опыт попыток создания копий или собственных картин клиентов в духе и стиле картин Стефании Грюссель. Такой опыт обогащает и усиливает эффект терапевтической работы по методу Сибгатуллиной- Грюссель. Картины С.Гуссель обращены к душе человека, и вчувствование в ее картины дает важный импульс к развитию души и размышлениям.

 

            Согласно К.Г. Юнгу, душа - некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Она исполнена противоположностей -сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное. Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая - нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграцию, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям. В этой сложной работе людям помогает психолог-консультант, обращаясь к эстетически прекрасному как в душе клиента, так и в художественном наследии эпохи.

             Этот метод наполнения души красотой, художественное выражение движений души, является глубоким по своей философскому смыслу, но простым и понятным по сути.
             Конечно, очень важно учитывать в своей работе интеллектуальный уровень клиента, его творческие возможности. Во- многом, методы, описанные здесь, адресованы людям достаточно развитым в духовном отношении, особенно, людям творческого труда, для которых характерна амбивалентность мышления, неврозы, своеобразие индивидуального творческого восприятия и осмысления мира. Например, в картине Стефании «Власть любви» два профиля, мужской и женский, проникают друг в друга, представляя собой довольно болезненный опыт слияния, так как видимое окончание поцелуя - это разделение по-живому, довольно травматичное по сути. Или, например, в картине «Конструкт» дети бегут к учительнице, которая держит под мышкой глобус, и у всех детей вместо голов- глобусы. 
             Картину « Субъективное мыши» с точки зрения психиатрического диагноза можно было бы назвать описанием признаков мании величия - на картине мышь смотрит в лужу, но вместо ее отражения мы видим портрет слона. В то же время такая картина в ходе консультации дает психологу возможность с юмором и в виде намека показать клиентам с необъективно раздутым «Я» их отражение в реалиях искусства и тем самым положить начало диалогу.
 
             Таким образом, «культуру, как ресурс, можно рассматривать в свете времени психологической истории клиента. Она задействует в активное состояние механизм образования психологического ресурса. Этот элемент- восприятие художественного образа и себя в этом образе (то есть эмоционального состояния своей истории и ее потенциального исхода, удовлетворяющего позитивным смыслам жизни)».

                   (Сибгатуллина И.Ф., Открытые уроки психологической мастерской доктора Сибгатуллиной. Казань, 2005, с.6,)

 

 



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Один ответ на много писем (для людей, небезразличных самим себе)
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • Письма к людям из прошлого. Изменения когнитивных схем при помощи написания писем.
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Письмо клиентам, которые недавно вошли во вкус психологии или психотерапии
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Что делать, если нет времени на написание статьи?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Если вы мечтаете получать от жизни то, что хочется, наилучшим образом
  • Работа с образом «Я» в рилив-арт-терапии
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Как найти свою любовь или Письмо своей второй половине…
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • Эмоции, здоровье и написание мемуаров
  • 20 часов психотерапии... Письмо психолога клиенту
  • Критика "немедицинской психотерапии" и перспективы развития психологической терапии
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Сон: письмо от себя к себе
  • Возможности метода креативной психотерапии в работе с подростками
  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Каким образом совместить основное место работы и свой небольшой бизнес?
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Письмо к себе . Ценность себя. Вирджиния Сатир
  • Про любовь к себе после терапии
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь