Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.

Порой эффективно привносить в психотерапевтический процесс элементы фототерапии за счет обращения к семейным альбомам клиентов. Они хранят в себе ценную информацию об отношениях между членами семьи клиента, об истории его жизни, о семейных взаимосвязях, повлиявших на формирование его личности. Семейный альбом имеет преимущество перед работой с отдельными фотографиями, так как позволяет увидеть паттерны поведения клиента и отследить динамику их изменений во времени.

Создавая семейный альбом, люди преследуют скрытую цель – показать семью с «лучшей стороны», идеализировать ее. Дж. Вайзер считает, что семейный альбом не может быть объективным артефактом, который люди воспринимают как подлинный документ. Это объясняется так же тем, что каждый член семьи при помощи одних и тех же фотоснимков расскажет историю, которая будет отличаться от историй остальных, согласно своей точке зрения. Таким образом, чтобы избежать влияния идеализированной составляющей семейного альбома имеет смысл попросить клиента вернуться в прошлое, чтобы воссоздать свою уникальную версию истории и реконструировать альбом по-своему.

На снимках из альбома могут обнаружиться неосознаваемые, либо игнорируемые клиентом детали и особенности. Например, физические сходства клиента с кем-то из членов семьи. Или, наоборот, могут более явно проявиться различия. Лучшего доказательства подобных связей, чем на фотоснимке, пожалуй, больше нигде не найти. Альбомы хранят в себе «забытых» людей, секретные подробности, семейные мифы, ложь во благо и драматические истории. А то, чем пренебрегли на страницах альбома, порой более значимо в терапевтическом плане, чем то, что в нем представлено.

Для терапевтов альбомы будут так же полезны для получения информации о таких семейных явлениях как синтездифференциация, семейные «мифы» и «сценарии», механизмы триангуляции, семейные стабилизаторы, коалиции, и для выявления прочих эмоциональных связей между членами семьи.

Специалисты в области фототерапии дают некоторые рекомендации по работе с фотоснимками клиентов в рамках рассмотрения их семейных альбомов. В первую очередь терапевт должен осознать свои чувства, которые он испытывает, смотря на снимок. Это поможет понять общую эмоциональную атмосферу на фотографиях. Картинка на первый взгляд может быть очень красивой, но вызывать у наблюдателя (терапевта) отвращение. Эмоциональная атмосфера может так же проявляться в мимике, позах, пространственном расположении людей относительно друг друга. Следует обращать внимание на пространство, в котором создавался снимок и контекст снимка, то есть фон, на котором расположены члены семьи.

Во-вторых, нужно следить за вербальной и невербальной реакцией клиента на каждый снимок и акцентироваться на работе со снимками там, где отклик клиента больше всего проявляется. В дальнейшем можно прояснить следующие вопросы:

  • Кто отвечает в семье за наполнение альбома, и какие потребности могли бы лежать в основе их выбора? В результате можно было бы выйти на проекцию клиента своих потребностей.
  • Кто чаще всего выступает в роли семейного фотографа? Очень интересно будет поисследовать ситуацию, если окажется, что в альбоме больше снимков, сделанных привлеченным фотографом, не членом семьи. Тогда будет интересна его роль в этой семейной системе.
  • Как часто, кто, в каком составе и для чего смотрит семейный альбом?
  • Какие ситуации представлены в альбоме, а какие нет?
  • Какие члены семьи в нем фигурируют чаще, какие реже?

На фотографиях дистанция, пространственное расположение членов семьи, их позы, выражения лиц могут быть разными, что способно говорить об эмоциональной близости или, наоборот, отчуждении между ними. Если, к примеру, между людьми на фотографии отсутствует физический контакт, то это может указывать на их эмоциональную отстраненность друг от друга. Когда терапевт с клиентом вместе смотрят фотографии из семейного альбома, часто, тот приходит в состояние воспоминаний о разных ситуациях из семейной истории. В эти моменты клиент может осознать ранее блокируемые чувства по отношению к фигурам на снимке, а так же переосмыслить характер отношений в родительской семье. Благодаря этому терапевт может почувствовать атмосферу, в которой воспитывался клиент.

Поскольку по фотографии можно увидеть не только негативные семейные отношения, но и положительные, наполненные эмпатией семейные связи, такие снимки могут давать внутреннюю поддержку клиенту в настоящем. Клиент может сравнивать фотографии, и таким образом научаться различать положительный и отрицательный опыт семейных отношений.

Иногда можно увидеть отношение родителей к ребенку по тому, как родитель держит его в момент фотосъемки и по реакции ребенка на это положение. Из этого можно сделать вывод о степени удовлетворенности клиента в существующих отношениях. Отсутствие проявлений теплоты от родителя к ребенку вероятнее всего приведет к ощущению им внутренней пустоты и неудовлетворенности в отношениях во взрослом возрасте. Этот факт так же может характеризовать и его отношения с собственными детьми.

Если у клиента есть братья и сестры, то семейный альбом может больше рассказать об его взаимоотношениях с ними. Часто на снимках отчетливо заметны проявления борьбы детей за внимание и «привилегии» со стороны родителей, т.е. сиблинговую конкуренцию. Когда в семье появляется новый ребенок, старшие дети могут обижаться на родителей за недостаток их внимания и злиться на новорожденного, за то, что он переключает это внимание на себя. Характерные этим чувствам поведенческие паттерны заметны на семейных фотографиях.

Дети могут быть расположены на фотоснимках в соответствии с их ролями и позициями в семье, а так же в зависимости от порядка их рождения. Ребенок, который является центром родительского внимания, нередко располагается в самом центре. В основном центральное положение занимают самые маленькие дети. Привилегированное положение может так же зависеть от пола ребенка. Проявление привилегированности может проявляться в том, что родитель сажает ребенка на колени или располагает рядом с собой.

По фотоснимкам из семейного альбома, можно увидеть какие нормы поведения и ценности прививаются ребенку. Для того, чтобы попасть на страницы семейного альбома, люди должны соответствовать определенным критериям, чтобы быть любимыми и принятыми в семье.

Так же стоит обратить внимание на выражения глаз у участников фотографии. Взгляды родителей на снимках бывают весьма красноречивы, выступая как способ общения с ребенком, и способны повлиять на него сильнее, чем слова. Когда клиент рассматривает свои детские фотографии, то способен осознать, какое чувство стоит за взглядами родителей – пренебрежение, досада, раздражение, любовь, гордость или восхищение. Понимая значение взглядов, клиент может испытывать разные чувства, в одних случаях вину или страх, в других радость или гордость.

В заключение хочется добавить, что использование фотографии в процессе психотерапии не ограничивается работой с семейным альбомом, а предполагает как работу с готовыми фотоматериалами клиента, так и создание оригинальных авторских снимков клиентом, а так же участие клиента в постановочных фотосъемках в различных образах. Основным содержанием эксперимента с фотографией, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т. п.



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Так не может больше продолжаться. Есть ли выход?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Стресс может быть как единовременным, так и продолжительным.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Фотографии раскрывают секреты: что можно сказать о фотографии
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Какие фотографии нужно добавлять женщине на сайт знакомств. Для тех, кто в поиске серьезных отношений.
  • Так может быть.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • От жалоб к результату. Что может пойти не так. часть 2.
  • От жалоб к результату. Что может пойти не так. часть 1.
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь