Казалось бы, какая связь между упражнениями с мячом и умственным развитием? В простых движениях все не так то просто… И вы в этом убедитесь! С 2,5 -3 лет лет ребенок может катать мяч по полу, бросать мяч друг-другу. И я вам рекомендую не пренебрегать этим инструментом для развития ребенка. На примерах упражнений с мячом я расскажу вам какие функции задействуются и развиваются у детей и какую пользу приносит это в будущем, например, на этапе школьного обучения. Итак, приступаем!
1. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ. При броске у ребенка задействованы: тактильная чувствительность (ребенок чувствует фактуру материала, из которого мяч сделан, его форму, размер, вес), зрительные гностические функции (цвет мяча, рисунки на мяче), зрительно-моторная координация (когда ребенок учится не только ловить мяч, но и целится в руки партнера), мышечная дифференциация и проприоцептивная чувствительность (когда ребенок начинает чувствовать, с какой силой ему нужно бросить мяч, чтобы он попал до цели и с какой силой сжать мяч , когда он попадает в руки так, чтобы тот не лопнул, тренируется моторная ловкость), координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка (ребенок подстраивается свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяч, тренируется точность движений), функции программирования и контроля деятельности (нужно спланировать свои действия так, чтобы мяч долетел до цели, а не вбок, и не так как сейчас захотелось – запулить мяч до потолка, а в соответствие с задачей и условием игры). Развитие всех этих функций нам пригодится при письме в школе: хорошая мышечная чувствительность – нужный нажим карандаша, ровный, а не дрожащий почерк, зрительно-моторная координация – соблюдение строки при письме , а не когда буквы уходят ниже строки или выше, функции программирования и контроля необходимы ребенку во всех видах учебной деятельности (от написания буквы до решения тригонометрических уравнений). Здесь надо подчеркнуть, насколько это важно – уметь планировать и контролировать свою деятельность. Дети в школе, у которых слабо развита функция планирования и контроля собственной деятельности, делают ошибки при письме – пропускают буквы, не дописывают слова, забывают о применении правил и допускают орфографические ошибки, испытывают трудности в решении примеров и задач, особенно в решении задач в два-три действия. При тренировке в данном упражнении ваш ребенок пройдет несколько этапов: сначала он научится ловить мяч, затем более сложной задачей окажется бросание мяча партнеру и здесь вам важно сказать ребенку, что целится надо в руки партнеру, а не вверх, не вбок, не в голову, а именно в руки, которые партнер заранее приготовил для ловли мяча - руки вытянуты вперед, ладони раскрыты. Для еще большего сенсорного развития неплохо было бы, если ребенок будет иметь опыт взаимодействия с мячами разных размеров, весов и фактур, ну и конечно же цвета.
2. ОТБИВАНИЕ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ПОЛА Это упражнение, которое будет являться следующим по возрастанию сложности для ребенка. Наверняка, вы увидите, что ребенок сначала не отбивает мяч от пола, а просто отпускает его из рук – мяч подпрыгивает от пола – ребенок ловит его двумя руками. Пусть ребенок сначала отработает такое выполнение этого упражнения. После того, как вы убедитесь, что ребенок научится ловить подпрыгнувший от пола мяч, вы сообщаете ему, что мяч нужно не просто отпускать, а ударять его о пол. Вот здесь для малыша будет стоять новая задача как для программирования и контроля своей деятельности, так и для дифференциации силы удара мяча о пол. Здесь у ребенка может быть такая ошибка, по причине которой у него не получается ловить мяч – бросает мяч далеко от себя. Тогда вам нужно объяснить, что целиться нужно прямо под ноги перед собой (можете дать какой-то ориентир в виде рисунка на паласе например).
3. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ЗАДАНИЕМ Теперь, когда ребенок научился бросать мяч партнеру, отбивать мяч от пола, эти два упражнения можно объединить: на счет 1,2 – отбивание мяча о пол, на счет 3 – бросание мяча партнеру. Вот теперь у ребенка есть прекрасная возможность для развития переключения с одного действия на другое. При выполнении этого упражнения, ребенок может совершать такую ошибку – отбивание мяча от пола происходит не 2 раза, а 3 и более – то есть когда ребенок не отошёл от старого стереотипа с выполнения прошлого действия и не переключился на новое. В этом случае вы поправляете ребенка и напоминаете ему об условиях игры. Почему важно уметь переключаться с одного действия на другое? Если у ребенка плохо работает эта функция, то на письме он совершает такие ошибки: пишет лишние элементы в буквах и словах по инерции, забывает писать первое слово в предложениях с большой буквы – всё это симптомы регуляторной дисграфии. Или учитель давала задание подчеркнуть главные члены предложения, а ученик по инерции подчеркнул и второстепенные тоже. Что избежать таких проблем в будущем и необходимо тренировать умение переключения серии действий.
4. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ДВУМЯ-ТРЕМЯ ЗАДАНИЯМИ Например, в предыдущее упражнение вы добавляете передачу мяча из руки в руку за спиной. Тогда на счет 1,2 – отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, на счет 5 – кидаем мяч партнеру. В этом упражнении важно, чтобы ребенок не сбивался со счета, считал себе сам, выполнял упражнение точно. После того, как ребенок научится выполнять бросок мяча друг другу с 2 заданиями, добавляйте третье – например, передача мяча из руки в руку над головой. Тогда упражнение может выглядеть так: на счет 1, 2– отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, 5,6 – передача мяча из руки в руку над головой, на счет 7 – кидаем мяч партнеру. Другим еще более сложным вариантом будет являться смена 2-3 серий упражнений: На счет 1,2 – отбиваем мяч от пола, 3 – кидаем партнеру. Следующая серия: 1,2 – передача мяча из руки в руку за спиной, 3 – бросание мяча партнеру. Третья серия: 1,2 – передача мяча вверху над головой из руки в руку, 3 – бросание мяча партнёру. Все три серии должны сменять друг друга и важно не ошибиться в последовательности. А еще лучше, давать эти задания ребенку на слух. Тут мы тренируем еще более высокий уровень контроля и удержания в памяти условий задания на слух. Все вспомнят, как учитель давала несколько заданий сразу: «Спишите пятое предложение из текста, подчеркните главные члены предложения, у имён существительных определите и подпишите падеж» - сразу 5 заданий и все их нужно в памяти удержать и выполнить. И вы наверняка вспомните, как кто-то из класса даже после двукратного прочтения инструкции учителем спрашивал: «А подчеркивать главные предложения нужно? А списывать пятое или первое предложение? А падежи надо подписывать?» Вот именно для этого и необходимо тренировать умение удерживать задания на слух.
5. БРОСАНИЕ МЯЧА ВВЕРХ На первый взгляд в этом упражнении нет ничего сложного, однако, как показала практика, детям намного труднее выполнить его. Самое сложное здесь – удержать равновесие, научиться следить глазами за мячом, который летит вверх, так как по большей части взгляд ребенка направлен прямо или вниз, а направление взгляда вверх требует новых непривычных ему усилий. Ребенок, к тому же, при взгляде прямо и вниз визуально опирается на статичные горизонтальные линии в окружающей обстановке, а когда смотрит вверх, эти линии теряются из обзора и привычная «картинка» начинает колебаться – и здесь первая задача – удержать равновесие. Также ребенку необходимо будет научиться бросать мяч вверх прямо, а не вбок или назад, как поначалу и происходит.
6. БРОСАНИЕ МЯЧА ВВЕРХ С ХЛОПКОМ Для выполнения этой задачи ребенку кроме всего того, что сказано выше, нужно рассчитать силу и высоту броска, чтобы успеть сделать хлопок. А также скорость выполнения самого хлопка. Дети, как правило, не успевают хлопнуть до того, как мяч окажется на уровне рук и мяч ударяется о пол. В этом случае можно сделать этот вариант промежуточным этапом для усвоения основного упражнения, хотя оно может выступать и как самостоятельное, тогда у ребенка еще лучше развиваются глазодвигательные функции, а также программирование и контроль деятельности. Здесь для лучшего самоконтроля и облегчения задачи можно ввести речевую формулу: «бросок-хлопок-упал(мяч)-поймал».
7. БРОСОК МЯЧА ВВЕРХ С ХЛОПКАМИ СЗАДИ И СПЕРЕДИ В подобных упражнениях мы тренируем у ребенка еще и скорость переработки информации. Отмечу, что сразу ребенку трудно будет его сделать, тогда мы вводим также промежуточное тренировочное упражнение: «бросок-хлопок сзади-хлопок спереди–упал (мяч)–поймал». То есть мяч ловим после того, как он упал на пол и отскочил. В этом случае у ребёнка есть возможность натренировать скорость совершения хлопков. Также при необходимости отдельно тренируются хлопок сзади и спереди. Скорость обработки информации и скорость ответной осмысленной реакции в школе да и не только ребенку пригодится ежеминутно.
8. ОТБИВАНИЕ МЯЧА О СТЕНУ С ПОВОРОТОМ ВОКРУГ СЕБЯ НА 360 ГРАДУСОВ В этом упражнении тренируются вестибулярные функции, скорость переработки информации и ответного действия, зрительно-моторные функции. Еще лучше, если у ребёнка здесь добавится задача бросать мяч в мишень на стене (это поставит задачу целиться именно в определенное место, организовывая действия ребенка).
Первое, второе и третье упражнения ребенку будут доступны с 2,5 лет, более сложные - с 3,5 - 5. Кроме всего вышеперечисленного, упражнения с мячом разовьют у вашего ребенка моторную ловкость, подвижность, уверенность в себе и своих силах, будут укреплять физическое здоровье, коммуникативные навыки, умение соотносить свое действие с действием партнёра и просто создадут хорошее настроение! Играйте!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.