Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста

Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста

Особенности симптомов ПТСР и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста, переживших военные действия

В современном мире возрастает возможность любого человека попасть в травматическую ситуацию и это ставит перед специалистами разного профиля задачи разработки методов диагностики и лечения возникающих патологических последствий. 
В последние десятилетия возросло количество по большей части эмпирических исследований, посвященных изучению психологических последствий пребывания человека в травматической ситуации (Ю. Александровский, М. Джишкариани, Н. Тарабрина, А. Михайлова, Е. Морозова, Е. Столярова и др.).Изучение данного вопроса имеет большую актуальность в связи с военными событиями на Донбассе, начавшимися в 2014г. В данной статье затрагивается актуальная тема, связанная с методиками диагностики ПТСР и с особенностями проявления ПТСР у детей младшего школьного возраста находящихся в зоне военных действий. 
Категория посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) появилось в 80-х годах прошлого века ПТСР (post-traumaticstressdisorder -PTSD), оно было включено в качестве самостоятельной нозологической единицы в американский классификатор психических расстройств. В середине 90-х годов ПТСР вошло в Международную классификацию психических и поведенческих расстройств - (МКБ-10). Это вызвало повышенный интерес и исследовательские работы в клинических, психологических, социально-психологических, культурологических направлениях, проводимых в рамках нового научно-практического направления - «травматический стресс». 
 Тема ПТСР детей является важной, ведь стрессовые факторы в младшем школьном возрасте оказывают последствия на всю последующую жизнь ребенка (исследования Е. Каган, Н. Тарабрина, Е. Черепанова и др.). 
Часто ошибочно считают, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые «второй и третий круги пострадавших». Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те, кто жил или работал в обстреливаемых городах, те, кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс, об этом пишет израильский психолог Д. Ходорковская-Сигал. 
 Одной из проблем, по наблюдениям практикующих психологов ДНР и ЛНР, является то, что многие родители считают, что «у моего ребенка все пролетает мимо ушей» и они с ним не обсуждают происходящее. А так же вводит в заблуждение некоторых родителей высокий интеллектуальный уровень детей, рассуждения, восприятие и осведомленность относительно ситуации. Но это не значит, что он взрослый и понимает о чем говорит. За этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Дети в эмоциональном плане еще не зрелы и у них стрессовые ситуации, развиваются в ПТСР в любом возрасте. 
Как пишет Тарабрина, "установлено, что существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением ПТСР у детей. У девочек ПТСР возникает чаще, и его признаки более выражены, чем у мальчиков". 
 Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из них; смерть братьев или сестер; оперативные вмешательства; экстренная госпитализация с болезненными медицинскими процедурами; угроза жизни родителям и собственной; несчастные случаи: эмоциональные травмы отношений. Сейчас добавляют такое событие, как боевые действия. 
 Механизм возникновения психической травмы заключается в ситуации опасности через анализаторы: (зрение, слух, обоняние, осязание) - информация поступает в ЦНС. Там происходит оценка - является ли ситуация опасной для жизни. Если она опасна, то запускается программа, направленная на сохранение жизни. Мобилизуется огромное количество психической энергии для основных реакций – «бей», «беги», «замри». За счет гормонов кортизола и адреналина. Если организм реализует весь медиаторный, гормональный и энергетический «выброс», то психическая травма не угрожает. Если не получается среагировать соответствующим образом, то реакции видоизменяются: 
- в место «бей» проявляется агрессия или истерика; 
- «беги» - выражается в страхе, ужасе и панике; 
- замри - проявляется через ступор, беспомощность и апатию. 
У детей ПТСР проявляется в таких признаках как: 
компульсивные (повторяющиеся) действия, часто наблюдаемые в игре или в жизни; 
гиперактивность; 
раздражительность; 
внезапные приступы ярости; 
чрезмерная пугливость, повторяющиеся ночные кошмары; 
нарушения сна; 
появление различных страхов; 
неспособность сконцентрироваться; 
рассеянное внимание; 
трудности в общении со сверстниками; 
снижение успеваемости в школе. 


У детей младшего школьного возраста часто случаются: 
потеря ранее приобретённых навыков; 
регресс наиболее ранний уровень развития; 
появление стереотипных движений и тиков. 
Также забывчивость, тревожность, появление излишней привязанности; 
соматические жалобы, связанны с болью в животе; 
повышением температуры тела; 
появлением ночного и дневного энуреза; 
головными болями; 
поведенческими проблемами; 
понижением общего жизненного тонуса; 
чувством апатии; снижением успеваемости; 
появлением отчужденности в семье. 
Так же надо обратить внимание на такие симптомы ПТСР как навязчивое воспроизведение травматической ситуации; 
избегание мест, связанных с событием; 
повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования. 

 Анализ современного диагностического инструментария показал, что для диагностики проявлений и оценки эффективности психологической помощи при ПТСР используются различные опросники и шкалы для измерения признаков и уровня ПТСР: 
Структурированное клиническое интервью – СКИД (SCID: StructuredClinicalInterviewfor DSM-III-R); 
«Полуструктурированное интервью (ПИВППСД) для выделения признаков ПТСР у детей» (разработанА. Шепиной, А. Макарчук); 
«Опросник субъективного дистресса» (ОСД) (М.Хоровиц в адаптации С.Лебедевой) для измерения постстрессовой реакции и типа её протекания; 
«Диагностика острой реакции на стресс» (ОРС), проводится в соответствии с МКБ-10; 
«Методика экспресс диагностики посттравматического состояния качества психоэмоциональной жизни» (адаптация А.Н.Михайлова); 
Проективная диагностика «рисунок человека» (К.Маховер); 
«Индекс шкалы синдрома ПТСР» (С.А.Хусейн, В.Р.Холкомб). 
«Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций» (МШ) для оценки выраженности посттравматических стрессовых реакций. 

 Очень важно чтобы в терапевтическую работу были включены игровые упражнения имитирующие дрожь, плачь, крик, не надо этого бояться, это самый эффективный способ снятия травматического состояния. Дети любого возраста охотно участвуют в игре. Эффективны упражнения и игры телесно ориентированной терапии, поддерживающие и активизирующие инстинктивные защитные реакции бегства и борьбы. Можно толкаться, стоя на одной ножке, играть в догонялки или пусть фантазирует сам ребенок. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребёнка, к его желаниям, его состоянию, его потребностям. Если ребёнок отказывается играть, не надо его заставлять, это может активизировать травму. В случае сопротивления надо понять, что хочет сам ребёнок. Возможно, лучшей игрой для него будет поиграть в песочнице (песочная терапия), порисовать пальчиком, карандашами, полепить из пластилина. 

Для работы с ПТСР используют такие методы как: 
символдрама, 
арт-терапия, 
метафорические ассоциативные карты, 
сказкотерапия, 
песочная терапия, 
телесная терапия, 
логотерапия и т.д. 
Все техники и методы подбираются индивидуально под потребности и особенности самого ребенка.

Литература

1. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М: Академия, 1997. 7 с. 

2. Диана Ходорковская-Сигал. Психологическая поддержка детей в период военных действий. Израиль: 2014г. 

3. Морозова Е.В., Столярова Е.В.ст. Психодиагностические и психокоррекционные подходы в реабилитации детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Издание «Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями» №2, Москва, 2010 г. 

4. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. – М.,«Когито-Центр». 2007г. 25 с.

Данная статья была напечатана в Сборнике "Актуальные проблемы психологической теории и практики" Материалы 3 международной научно-практической конференции.

 



Просмотров: 814
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Модифицированная методика «Безопасное место» для работы с травмой, горем, ПТСР
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • ПТСР: механизм появления посттравматического расстройства
  • Основное, что надо знать о психологической травме, ПТСР и психосоматике
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • Психическая травма: сложное посттравматическое стрессовое расстройство (С-ПТСР)
  • Пример ПТСР - посттравматического стрессового расстройства
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • ПТСР как опыт жизни
  • Эмоциональный стресс, ПТСР
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): признаки и фазы прохождения
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Психотерапия ПТСР — о лечении стрессовых расстройств
  • ПТСР: Как узнать в толпе человека с травмой?
  • Каково это страдать от ПТСР?
  • ПТСР после жизни с психопатом
  • Некоторые рассуждения на тему факторов развития ОСР и ПТСР
  • Физические упражнения полезны при ПТСР. часть 1
  • Физические упражнения полезны при ПТСР. часть 2
  • Что нужно знать о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР)
  • Как работает Диссоциация, ПТСР и травма
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Психическая травма: психодинамическое понимание (ПТСР, ОСР)
  • Как работает ПТСР
  • Новое о работе с психологической травмой и ПТСР
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • вернулся с войны. птср



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь