Особенности симптомов ПТСР и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста, переживших военные действия
В современном мире возрастает возможность любого человека попасть в травматическую ситуацию и это ставит перед специалистами разного профиля задачи разработки методов диагностики и лечения возникающих патологических последствий.
В последние десятилетия возросло количество по большей части эмпирических исследований, посвященных изучению психологических последствий пребывания человека в травматической ситуации (Ю. Александровский, М. Джишкариани, Н. Тарабрина, А. Михайлова, Е. Морозова, Е. Столярова и др.).Изучение данного вопроса имеет большую актуальность в связи с военными событиями на Донбассе, начавшимися в 2014г. В данной статье затрагивается актуальная тема, связанная с методиками диагностики ПТСР и с особенностями проявления ПТСР у детей младшего школьного возраста находящихся в зоне военных действий.
Категория посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) появилось в 80-х годах прошлого века ПТСР (post-traumaticstressdisorder -PTSD), оно было включено в качестве самостоятельной нозологической единицы в американский классификатор психических расстройств. В середине 90-х годов ПТСР вошло в Международную классификацию психических и поведенческих расстройств - (МКБ-10). Это вызвало повышенный интерес и исследовательские работы в клинических, психологических, социально-психологических, культурологических направлениях, проводимых в рамках нового научно-практического направления - «травматический стресс».
Тема ПТСР детей является важной, ведь стрессовые факторы в младшем школьном возрасте оказывают последствия на всю последующую жизнь ребенка (исследования Е. Каган, Н. Тарабрина, Е. Черепанова и др.).
Часто ошибочно считают, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые «второй и третий круги пострадавших». Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те, кто жил или работал в обстреливаемых городах, те, кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс, об этом пишет израильский психолог Д. Ходорковская-Сигал.
Одной из проблем, по наблюдениям практикующих психологов ДНР и ЛНР, является то, что многие родители считают, что «у моего ребенка все пролетает мимо ушей» и они с ним не обсуждают происходящее. А так же вводит в заблуждение некоторых родителей высокий интеллектуальный уровень детей, рассуждения, восприятие и осведомленность относительно ситуации. Но это не значит, что он взрослый и понимает о чем говорит. За этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Дети в эмоциональном плане еще не зрелы и у них стрессовые ситуации, развиваются в ПТСР в любом возрасте.
Как пишет Тарабрина, "установлено, что существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением ПТСР у детей. У девочек ПТСР возникает чаще, и его признаки более выражены, чем у мальчиков".
Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из них; смерть братьев или сестер; оперативные вмешательства; экстренная госпитализация с болезненными медицинскими процедурами; угроза жизни родителям и собственной; несчастные случаи: эмоциональные травмы отношений. Сейчас добавляют такое событие, как боевые действия.
Механизм возникновения психической травмы заключается в ситуации опасности через анализаторы: (зрение, слух, обоняние, осязание) - информация поступает в ЦНС. Там происходит оценка - является ли ситуация опасной для жизни. Если она опасна, то запускается программа, направленная на сохранение жизни. Мобилизуется огромное количество психической энергии для основных реакций – «бей», «беги», «замри». За счет гормонов кортизола и адреналина. Если организм реализует весь медиаторный, гормональный и энергетический «выброс», то психическая травма не угрожает. Если не получается среагировать соответствующим образом, то реакции видоизменяются:
- в место «бей» проявляется агрессия или истерика;
- «беги» - выражается в страхе, ужасе и панике;
- замри - проявляется через ступор, беспомощность и апатию.
У детей ПТСР проявляется в таких признаках как:
компульсивные (повторяющиеся) действия, часто наблюдаемые в игре или в жизни;
гиперактивность;
раздражительность;
внезапные приступы ярости;
чрезмерная пугливость, повторяющиеся ночные кошмары;
нарушения сна;
появление различных страхов;
неспособность сконцентрироваться;
рассеянное внимание;
трудности в общении со сверстниками;
снижение успеваемости в школе.
У детей младшего школьного возраста часто случаются:
потеря ранее приобретённых навыков;
регресс наиболее ранний уровень развития;
появление стереотипных движений и тиков.
Также забывчивость, тревожность, появление излишней привязанности;
соматические жалобы, связанны с болью в животе;
повышением температуры тела;
появлением ночного и дневного энуреза;
головными болями;
поведенческими проблемами;
понижением общего жизненного тонуса;
чувством апатии; снижением успеваемости;
появлением отчужденности в семье.
Так же надо обратить внимание на такие симптомы ПТСР как навязчивое воспроизведение травматической ситуации;
избегание мест, связанных с событием;
повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования.
Анализ современного диагностического инструментария показал, что для диагностики проявлений и оценки эффективности психологической помощи при ПТСР используются различные опросники и шкалы для измерения признаков и уровня ПТСР:
Структурированное клиническое интервью – СКИД (SCID: StructuredClinicalInterviewfor DSM-III-R);
«Полуструктурированное интервью (ПИВППСД) для выделения признаков ПТСР у детей» (разработанА. Шепиной, А. Макарчук);
«Опросник субъективного дистресса» (ОСД) (М.Хоровиц в адаптации С.Лебедевой) для измерения постстрессовой реакции и типа её протекания;
«Диагностика острой реакции на стресс» (ОРС), проводится в соответствии с МКБ-10;
«Методика экспресс диагностики посттравматического состояния качества психоэмоциональной жизни» (адаптация А.Н.Михайлова);
Проективная диагностика «рисунок человека» (К.Маховер);
«Индекс шкалы синдрома ПТСР» (С.А.Хусейн, В.Р.Холкомб).
«Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций» (МШ) для оценки выраженности посттравматических стрессовых реакций.
Очень важно чтобы в терапевтическую работу были включены игровые упражнения имитирующие дрожь, плачь, крик, не надо этого бояться, это самый эффективный способ снятия травматического состояния. Дети любого возраста охотно участвуют в игре. Эффективны упражнения и игры телесно ориентированной терапии, поддерживающие и активизирующие инстинктивные защитные реакции бегства и борьбы. Можно толкаться, стоя на одной ножке, играть в догонялки или пусть фантазирует сам ребенок. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребёнка, к его желаниям, его состоянию, его потребностям. Если ребёнок отказывается играть, не надо его заставлять, это может активизировать травму. В случае сопротивления надо понять, что хочет сам ребёнок. Возможно, лучшей игрой для него будет поиграть в песочнице (песочная терапия), порисовать пальчиком, карандашами, полепить из пластилина.
Для работы с ПТСР используют такие методы как:
символдрама,
арт-терапия,
метафорические ассоциативные карты,
сказкотерапия,
песочная терапия,
телесная терапия,
логотерапия и т.д.
Все техники и методы подбираются индивидуально под потребности и особенности самого ребенка.
Литература
1. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М: Академия, 1997. 7 с.
2. Диана Ходорковская-Сигал. Психологическая поддержка детей в период военных действий. Израиль: 2014г.
3. Морозова Е.В., Столярова Е.В.ст. Психодиагностические и психокоррекционные подходы в реабилитации детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Издание «Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями» №2, Москва, 2010 г.
4. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. – М.,«Когито-Центр». 2007г. 25 с.
Данная статья была напечатана в Сборнике "Актуальные проблемы психологической теории и практики" Материалы 3 международной научно-практической конференции.