|
Программа самопомощи в когнитивно-поведенческой терапии ПТСРАвтор статьи: Дьяков Дмитрий Григорьевич
Уважаемые друзья и коллеги, сегодня хочется затронуть интересный аспект работы в КПТ: обучение самопомощи, которое, безусловно, является важным компонентом когнитивно-поведенческой терапии. Программы, направленные на освоение пациентом навыков самопомощи, не только снижают продолжительность встреч с КПТ-терапевтом и стоимость терапии, но и повышают ее эффективность, разумеется, при условии высокой мотивации пациента. Для некоторых расстройств, как известно, уже есть эмпирически верифицированные программы самопомощи. Хотелось бы поделиться с вами рекомендованной английскими коллегами программой такого рода в когнитивной терапии ПТСР. (Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это тяжелая стрессовая реакция на несчастные случаи, бедствия, физическое или сексуальное насилие). Совместно с Л. Пономарёвой и Е. Костюченко мы подготовили краткие тезисы статьи исследователей из Лондона Jennifer Wild и Anke Ehlers «Self-study assisted cognitive therapy for PTSD: A case study» [1]. Авторы разработали программу, состоящую из нескольких модулей, которые предлагаются пациенту для самостоятельного освоения вне терапевтических сессий, но с последующим анализом выполнения каждого блока. КПТ-терапия ПТСР в среднем состоит из 8-12 сессий, но ее продолжительность может варьироваться в зависимости от протокола. (в условиях коморбидности или множественной травмы - более 20 сессий) . Сессия травма-фокусированной КПТ – длиннее стандартной 50-минутной сессии, и обычно составляет около 90 минут. В рамках терапии ПТСР помимо классических индивидуальных сессий необходимо включить в работу вспомогательный метод самопомощи. Существующая программа, основанная на принципах травма-фокусированной КПТ (Ehlers и Clark), имеет продолжительность 12 еженедельных сессий. Ускоренная версия составляет 5-7 сессий. Модули самообучения включают такие задания, которые пациенты способны выполнить самостоятельно без участия терапевта. Это, прежде всего, сбор информации и получение нового опыта. Модули должны быть представлены пациенту простым, доступным для его понимания языком. Программой предусмотрены следующие модули (модуль может реализовываться в одной или нескольких сессиях):
При необходимости организуется ряд дополнительных модулей. Они могут быть сосредоточены на: - различных когнитивных темах (cognitive themes), таких как стыд, вина, гнев или сверхгенерализация опасности; - стратегиях поддержания болезненных переживаний – руминациях, употреблении психоактивных веществ и т.д.; - сопутствующих расстройствах или психологических проблемах, таких как пониженный фон настроения, трудности со сном или депрессия. Важно учесть, что при работе с использованием модулей самопомощи требуется, чтобы пациент записывал задания и последовательно фиксировал результаты их выполнения, что для некоторых может быть затруднительно, особенно в случае множественных травм или сопутствующих нарушений.
Литература: Wild J., Ehlers A. Self-study assisted cognitive therapy for PTSD: A case study / J. Wild, A. Ehlers // European Journal of Psychotraumatology; 2010. №1. pp. 1-11.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|