Case-study: АВА-тепапия при работе с детьми с задержкой речи и аутистическими чертами

Предлагаю вашему вниманию пример из моей практики в детском АВА центре города Москвы.

Девочка 2,6 лет

Запрос: развитие навыка вербальной просьбы и работа с нежелательным поведением (НП), которое выражается в физическом уходе от неприятной деятельности и продолжительном плаче на полу с громкими криками. 

Case study АВА тепапия при работе с детьми с задержкой речи и аутистическими чертами

Наблюдения: в результате ведения протокола АВС был выявлен запускающий фактор для НП: любая инструкция, предполагающая выполнение нового действия или речевого акта, запускала физическое отстранение в сторону мамы. Если мама не пыталась успокоить дочь и не брать ее на руки, поведение становилось еще более тяжелым: Алина пряталась под стулом и громко плакала. НП заканчивалось намного позже, после удаления всех требований на руках у матери. 

Процедура: терапевтической командой было принято решение о первоочередной работе по установлению руководящего контроля и удалению НП, так как оно мешало процессу обучения просьбам и другому вербальному поведению. Было решено: 
* ввести систему жетонов с безусловным вознаграждением выполнения каждой инструкции, вне зависимости от правильности реакции. Мы предположили, что ребенок привыкнет получать поощрение, в виде избавления от требований, после выполнения определенного количества заданий. Это снизит тревогу и создаст устойчивый контакт с ребенком.
* незамедлительное эксклюзивное поощрение любой спонтанной вокальной реакции;
* в качестве мотивации использовать игру с мамой за пределами кабинета психолога; 
* использовать таймер во время перемены, учитывая склонность ребенка к постоянству и предсказуемому ходу событий.
* провести тренинг навыка просьбы в процессе игры ребенка с мамой в естественной среде. Ко всем просьбам подключить жесты.

Итог работы: 
+ спустя 3 занятия руководящий контроль был установлен. Ожидаемая реакция взрыва в ответ на вмешательство и ввод жетонов была успешно погашена на 1-м занятии. Последующие 2 занятия происходило окончательное обусловление и увеличение количества жетонов в комплекте (от 5 до 10). 
+ Алина занимается с психологом без НП и охотно возвращается в кабинет после перерыва на игру (по таймеру). 
+ Спустя 6 занятий удалось расширить мотивационную сферу ребенка. Сейчас Алина в середине занятия в качестве поощрения выбирает игру в поезд, пузыри или машинки в кабинете психолога, вместо совместной игры с мамой. 
+ Также Алина расширила активный запас лексики через совместную игру “Лото" со сверстниками, которая подразумевает имитацию речи сверстника и спонтанное произнесение слов. Cама по себе игра является достаточным подкреплением для вокальных реакций.
+ Тренинг просьбы также дал свои результаты: появилось поскладовое произнесение просьбы с первыми или последними буквами слова.
+ В результате занятий на развитие мелкой моторики (пальчики) и фонематического слуха, занятий артикуляционной гимнастикой и развитием имитации движений и звуков-слогов увеличились спонтанные вокализации, отсрочено появились новые слова в активном употреблении. 

Необходимо продолжать работать:
- над коррекцией НП и сокращением его времени вплоть до исчезновения. Несмотря на успешное преодоление НП, у Алины оно все еще спонтанно восстанавливается время от времени. Это скорее всего связано с не соблюдением процедуральной целостности.
- над навыком просьбы делая его регулярным дома. Переход от вербальной-жестовой подсказки только к жестовой.



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вместо ожиданий и требований - просьбы с правом на отказ
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Как Алина «наелась» любовью…История из практики психолога
  • Если ребенок игнорирует просьбы
  • Правила просьбы: 3 спасительные формулы для женщин
  • Путь к сердцу ребенка лежит через игру
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Как ясно выражать просьбы
  • Просьбы, манипуляции и прочие блефы
  • Почему мужчина игнорирует мои просьбы?
  • Подросток не выполняет просьбы. Меняем ситуацию.
  • Муж игнорирует мои просьбы и потребности!
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Семейная консультация. Упражнение "Маленькие просьбы"
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • «Я – Алина Кабаева» и другие шалости «территории «Можно».
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Будь моей мамой, или Психологические ролевые игры в паре
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Психологические особенности лиц без определенного места жительства и занятий
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Дошкольный возраст: обучение через игру.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь