Предлагаю вашему вниманию пример из моей практики в детском АВА центре города Москвы.
Девочка 2,6 лет
Запрос: развитие навыка вербальной просьбы и работа с нежелательным поведением (НП), которое выражается в физическом уходе от неприятной деятельности и продолжительном плаче на полу с громкими криками.
Наблюдения: в результате ведения протокола АВС был выявлен запускающий фактор для НП: любая инструкция, предполагающая выполнение нового действия или речевого акта, запускала физическое отстранение в сторону мамы. Если мама не пыталась успокоить дочь и не брать ее на руки, поведение становилось еще более тяжелым: Алина пряталась под стулом и громко плакала. НП заканчивалось намного позже, после удаления всех требований на руках у матери.
Процедура: терапевтической командой было принято решение о первоочередной работе по установлению руководящего контроля и удалению НП, так как оно мешало процессу обучения просьбам и другому вербальному поведению. Было решено:
* ввести систему жетонов с безусловным вознаграждением выполнения каждой инструкции, вне зависимости от правильности реакции. Мы предположили, что ребенок привыкнет получать поощрение, в виде избавления от требований, после выполнения определенного количества заданий. Это снизит тревогу и создаст устойчивый контакт с ребенком.
* незамедлительное эксклюзивное поощрение любой спонтанной вокальной реакции;
* в качестве мотивации использовать игру с мамой за пределами кабинета психолога;
* использовать таймер во время перемены, учитывая склонность ребенка к постоянству и предсказуемому ходу событий.
* провести тренинг навыка просьбы в процессе игры ребенка с мамой в естественной среде. Ко всем просьбам подключить жесты.
Итог работы:
+ спустя 3 занятия руководящий контроль был установлен. Ожидаемая реакция взрыва в ответ на вмешательство и ввод жетонов была успешно погашена на 1-м занятии. Последующие 2 занятия происходило окончательное обусловление и увеличение количества жетонов в комплекте (от 5 до 10).
+ Алина занимается с психологом без НП и охотно возвращается в кабинет после перерыва на игру (по таймеру).
+ Спустя 6 занятий удалось расширить мотивационную сферу ребенка. Сейчас Алина в середине занятия в качестве поощрения выбирает игру в поезд, пузыри или машинки в кабинете психолога, вместо совместной игры с мамой.
+ Также Алина расширила активный запас лексики через совместную игру “Лото" со сверстниками, которая подразумевает имитацию речи сверстника и спонтанное произнесение слов. Cама по себе игра является достаточным подкреплением для вокальных реакций.
+ Тренинг просьбы также дал свои результаты: появилось поскладовое произнесение просьбы с первыми или последними буквами слова.
+ В результате занятий на развитие мелкой моторики (пальчики) и фонематического слуха, занятий артикуляционной гимнастикой и развитием имитации движений и звуков-слогов увеличились спонтанные вокализации, отсрочено появились новые слова в активном употреблении.
Необходимо продолжать работать:
- над коррекцией НП и сокращением его времени вплоть до исчезновения. Несмотря на успешное преодоление НП, у Алины оно все еще спонтанно восстанавливается время от времени. Это скорее всего связано с не соблюдением процедуральной целостности.
- над навыком просьбы делая его регулярным дома. Переход от вербальной-жестовой подсказки только к жестовой.