Психологические особенности лиц без определенного места жительства и занятий

Вопросы, связанные с профилактикой бродяжничества, имеют актуальное звучание в рамках оказания социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи населению России. Причины такого явления как бездомность, имеют несколько оснований. Прежде всего, к ним относятся:  несовершенство системы социальной защиты населения, неблагоприятные экономические условия, нарушения социальной адаптации и, как следствие, социальная эксклюзия. В данной работе  обратим внимание на психологические особенности личности бездомного, поскольку способность преодолевать трудные жизненные ситуации в той или иной мере зависит от них. Краткий обзор, представленный в данной статье, опирается на материалы аналитических бесед и диагностических интервью, в которых приняло участие 60 человек, имеющих статус гражданина без определенного места жительства и занятий, являющихся клиентами «Социального приюта г.Таганрога для лиц без определенного места жительства и занятий». Исследование проводилось на основе диагностических критериев операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) с применением диагностических мотивов метода символдрамы («луг», «цветок»).

В ходе диагностического интервью было выяснено, что более 80% опрошенных считают, что воспитывались любящими родителями, 60% воспитывались в полных семьях, подавляющее большинство имеют опыт пребывания в пионерских лагерях, группах продленного дня в школах. Основными своими занятиями в детстве испытуемые отмечают помощь родителям по дому и по хозяйству, занятия спортом. 95% опрошенных имеют среднее специальное и среднетехническое образование. 5% - высшее, неоконченное высшее. 2 человека (≈3%) находятся в группе диспансерного динамического наблюдении врача-психиатра (в дальнейшем исследовании они не будут учтены в качества испытуемых). Возраст испытуемых от 45 до 74 лет. Из них 13 человек – женщины, 47 человек – мужчины.

К психологическим особенностям лиц без определенного места жительства, участников исследования, следует отнести низкий уровень интеграции психики, экстернальный локус контроля, импульсивность, что выражается в следующих характеристиках:

- как правило, испытуемые мало заинтересованы в том, чтобы принимать ответственность за то, в какой ситуации они оказались. Но даже если на словах такая тема звучит, то в реальной жизни практически никто не предпринимает попыток трудоустройства, расширения кругозора, повышения квалификации (в Приюте созданы условия для он-лайн обучения);

- в эмоциональном опыте испытуемых преобладают негативные эмоции: недоверие, гнев, обида, чувство собственной беспомощности. Часто проявляются такие аффекты как злость, паника;

-  все испытуемые переживают кризис идентичности;

- преобладающие психологические защиты: уход мир фантазий, проекция, проективная идентификация, отрицание, идеализация-обесценивание, отказ от реализации намерений;

- для испытуемых свойственно полярное миропонимание, противопоставление добра и зла, «своих» и «чужих»;

- в силу диффузной идентичности, они склонны либо избегать привязанности, либо строить зависимые отношения;

- импульсивность проявляется в неспособности переносить отсрочку удовлетворения потребности, что приводит к следующим нарушениям (злоупотребление ПАВ, ненормативное поведение, склонность к бродяжничеству, неразборчивость в половых связях);

- обладают хрупким чувством самоценности. Чувствуют себя униженными, неспособными самостоятельно изменить ситуацию. По отношению к себе чувствуют стыд и отвращение, что может через высокомерное поведение, намеренное обесценивание ценности общения и оказываемой таким клиентам помощи и эмоциональной поддержки;

- отношения с другими воспринимаются испытуемыми как потенциально опасные;

- в силу наличия травматических переживаний и незрелости эмоциональной сферы, у таких клиентов практически отсутствует способность к эмпатии. Общение носит, как правило, манипулятивный характер;

- плохо справляются со стрессом. В опыте практически отсутствуют эффективные копинг – стратегии поведения.

В связи с вышеизложенным, терапевтические воздействие в процессе оказания первичной психологической поддержки должно, прежде всего, носить эмоционально-поддерживающий характер для создания аффективных и когнитивных предпосылок для дальнейшей работы.

Список литературы:

  1. Альтшулер В.Б., Кашин А.В., Кравченко С.Л. Клинико-психологические особенности бездомных лиц больных алкоголизмом // Вопросы наркологии. 2010. № 3.
  2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // СОЦиС. М.: Наука, 2003. № 9.
  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб., Речь, 2000.


Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Смена места жительства, или как оставить все ненужное за бортом
  • Психологические рецидивоопасные ситуации у лиц с алкогольной зависимостью как критерий качества ремиссии
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Смена места жительства или психология переезда
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Адаптация при смене места жительства
  • Как и для чего преодолевать психологические защиты ребёнка?
  • Особенности эмоциональной сферы и самоактуализации у лиц с алекситимией
  • Психологические особенности лиц с расстройствами аутистического спектра
  • Судебная психологическая экспертиза по делам об определении места жительства ребенка.
  • Места для поцелуев: куда приложиться губами энергетически мощно, но «без глупостей»
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Психологические защиты: что они говорят о нас и о других
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • О группах психологической помощи для бездомных людей
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Основные черты диагностических критериев для оппозиционно-демонстративного расстройства
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Особенности оказания психологической помощи приёмным детям
  • Особенности оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся с ОВЗ
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Психологические особенности детей, воспитывающихся без отца.
  • Самоубеждение для создания места силы
  • Особенности оказания психологической помощи при ликвидации химических аварий на ОПО
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь