|
Психологические особенности лиц без определенного места жительства и занятийАвтор статьи: Пивнева Наталья Сергеевна
Вопросы, связанные с профилактикой бродяжничества, имеют актуальное звучание в рамках оказания социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи населению России. Причины такого явления как бездомность, имеют несколько оснований. Прежде всего, к ним относятся: несовершенство системы социальной защиты населения, неблагоприятные экономические условия, нарушения социальной адаптации и, как следствие, социальная эксклюзия. В данной работе обратим внимание на психологические особенности личности бездомного, поскольку способность преодолевать трудные жизненные ситуации в той или иной мере зависит от них. Краткий обзор, представленный в данной статье, опирается на материалы аналитических бесед и диагностических интервью, в которых приняло участие 60 человек, имеющих статус гражданина без определенного места жительства и занятий, являющихся клиентами «Социального приюта г.Таганрога для лиц без определенного места жительства и занятий». Исследование проводилось на основе диагностических критериев операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) с применением диагностических мотивов метода символдрамы («луг», «цветок»). В ходе диагностического интервью было выяснено, что более 80% опрошенных считают, что воспитывались любящими родителями, 60% воспитывались в полных семьях, подавляющее большинство имеют опыт пребывания в пионерских лагерях, группах продленного дня в школах. Основными своими занятиями в детстве испытуемые отмечают помощь родителям по дому и по хозяйству, занятия спортом. 95% опрошенных имеют среднее специальное и среднетехническое образование. 5% - высшее, неоконченное высшее. 2 человека (≈3%) находятся в группе диспансерного динамического наблюдении врача-психиатра (в дальнейшем исследовании они не будут учтены в качества испытуемых). Возраст испытуемых от 45 до 74 лет. Из них 13 человек – женщины, 47 человек – мужчины. К психологическим особенностям лиц без определенного места жительства, участников исследования, следует отнести низкий уровень интеграции психики, экстернальный локус контроля, импульсивность, что выражается в следующих характеристиках: - как правило, испытуемые мало заинтересованы в том, чтобы принимать ответственность за то, в какой ситуации они оказались. Но даже если на словах такая тема звучит, то в реальной жизни практически никто не предпринимает попыток трудоустройства, расширения кругозора, повышения квалификации (в Приюте созданы условия для он-лайн обучения); - в эмоциональном опыте испытуемых преобладают негативные эмоции: недоверие, гнев, обида, чувство собственной беспомощности. Часто проявляются такие аффекты как злость, паника; - все испытуемые переживают кризис идентичности; - преобладающие психологические защиты: уход мир фантазий, проекция, проективная идентификация, отрицание, идеализация-обесценивание, отказ от реализации намерений; - для испытуемых свойственно полярное миропонимание, противопоставление добра и зла, «своих» и «чужих»; - в силу диффузной идентичности, они склонны либо избегать привязанности, либо строить зависимые отношения; - импульсивность проявляется в неспособности переносить отсрочку удовлетворения потребности, что приводит к следующим нарушениям (злоупотребление ПАВ, ненормативное поведение, склонность к бродяжничеству, неразборчивость в половых связях); - обладают хрупким чувством самоценности. Чувствуют себя униженными, неспособными самостоятельно изменить ситуацию. По отношению к себе чувствуют стыд и отвращение, что может через высокомерное поведение, намеренное обесценивание ценности общения и оказываемой таким клиентам помощи и эмоциональной поддержки; - отношения с другими воспринимаются испытуемыми как потенциально опасные; - в силу наличия травматических переживаний и незрелости эмоциональной сферы, у таких клиентов практически отсутствует способность к эмпатии. Общение носит, как правило, манипулятивный характер; - плохо справляются со стрессом. В опыте практически отсутствуют эффективные копинг – стратегии поведения. В связи с вышеизложенным, терапевтические воздействие в процессе оказания первичной психологической поддержки должно, прежде всего, носить эмоционально-поддерживающий характер для создания аффективных и когнитивных предпосылок для дальнейшей работы. Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|