|
Особенности оказания психологической помощи приёмным детямАвтор статьи: Гуэдова Светлана Леонидовна
Как важно нужные слова, нам вовремя сказать, тому, чья кругом голова и кто не может спать…
Александр Шадура
Я работаю психологом в отделе социально-психологического сопровождения и вся моя работа связанна с оказанием именно психологической помощи замещающей семье, а в особенности приёмным и подопечным детям. Психологическая помощь детям имеет свои особенности оказания в зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации ребёнка, состояния здоровья, наличия или отсутствия определённого жизненного и социального опыта, такую помощь оказывает психолог или психотерапевт. Семья является важнейшим фактором социализации и развития ребёнка. Именно в ней ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей. Именно с такими детьми я сейчас работаю – это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Очень часто такие дети, лишившись семьи, испытывают сильный стресс, чувство страха, неопределённость. Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из них, несчастные случаи, эмоциональные травмы отношений, конфликты в кровной семье, асоциальное поведение родителей, которых потом лишают родительских прав. Важно понимать, что эта категория детей нуждается в психологической помощи и коррекции, так как последствия психологических травм очень большие (расстройство аппетита, нарушение сна, энурез, воровство, регрессивное, выраженное чувство вины, трудности сосредоточения и др.). Ребёнок, переживший психологическую боль, ведёт себя особенным образом. Также должна вестись работа со всей замещающей семьёй. Дети чрезвычайно быстро погружаются в психологические состояния окружающих его членов семьи. Если все вокруг находятся в подавленном состоянии, то это искусственно продлевает психологическую угнетённость у детей. Если вокруг ребёнка родные постоянно обсуждают то, как он себя ведёт или поступает, не так как они хотели бы. То положительного результата никогда не будет, а некоторые дети ещё и специально будут себя вести ещё хуже. Также это отмечает и К.Г. Юнг в своей книге «Конфликты детской души», он говорит о том, что иногда сами родители являются главным источником неврозов у своих детей. Душевный мир ребёнка тесно сопряжён с миром душевных переживаний родителей, и он оказывает на ребёнка воздействие, но не всегда благоприятное. Книга Экслайн Вирджинии «Игровая терапия в действии (Дибс в поиске себя)» произвела на меня очень сильное впечатление. Когда я её читала несколько лет назад, мне было просто интересно, но когда я её прочитала не так давно, то испытала восторг и у меня была буря эмоций. Как психолог в своей работе я сталкиваюсь с такими детьми как «Дибс» и понимаю, как осторожно и бережно необходимо работать с такими детками. И родители не всегда готовы слышать правду о себе и своих детях, даже самую горькую. В этой книге меня потрясло то, что родители искали причины такого плохого поведения и развития своего сына только в нём самом. Хотя сами оказались очень дистантными, холодными, они не были готовы к рождению ребёнка и к изменению собственного уклада жизни. Чем и спровоцировали такое поведение ребёнка по отношению к ним и обществу. Хорошо, что оказался рядом психолог, который помог мальчику обрести душевное равновесие, уверенность в себе и способность эффективно взаимодействовать с окружающими. Если рядом с ребёнком находится мама, которая все ещё «там» в прошлых пережитых событиях, то нужно подвести её к пониманию определённых действий для выведения ребёнка из ступора, что окажет позитивное воздействие и на неё. Если отцы, испытывая вину, пытаются задаривать ребёнка игрушками, то желательно обращать внимание отца на то, что ребёнку нужна не только такая забота, но и тактильная близость и доверительный разговор. Психолог, который работает с ребёнком, должен быть эмпатийным человеком. Также обязательно должен быть как физически, так и психологически вынослив, чтобы быть способным вовремя мобилизоваться и оказать психологическую поддержку и помощь. Способность к саморегуляции своих собственных физических и психических состояний для него чрезвычайно значима, иначе он не сможет оказывать помощь другим людям. Желание помогать детям и семье в целом должно быть одновременно осознанным и глубоким. Итак, сначала необходимо узнать клинический диагноз у родителей, установить контакт с ребёнком, настроить его на работу с психологом, диагностировать его состояние, и опираясь на это, выстраивать психокоррекционную работу. Во время работы с такими семьями, а особенно при первой консультации я слышу такие фразы от детей: «Я не нужен им, оставьте меня в покое», «Я не хочу жить с ними, они меня не понимают и не любят» и т.д. А впоследствии после продолжительной психокоррекционной работы с ребёнком и семьёй появляются такие слова: «Я хочу жить с ними, они меня любят…». Такие фразы всегда очень приятно слышать. В психологической работе с детьми всегда необходимо включать членов семьи, потому что их оценка поведения ребёнка является главным источником информации о ребёнке и о них самих. Например, детям не всегда легко говорить о случившихся событиях, а как показывает мой опыт очень трудно. Поэтому от психолога требуются определенные усилия и создание атмосферы для откровенного рассказа ребёнка о случившемся событии. Психологическая травма изменяет представления ребёнка о себе и о мире. Под угрозой оказываются ощущения безопасности и стабильности. Реакция детей на травмирующее событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, психологических особенностей, навыков умения справляться со сложными жизненными ситуациями. Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в процессе психологического сопровождения семей. Семьи, в которых воспитываются дети-сироты, живут под грузом многочисленных проблем. Это сложная внутрисемейная атмосфера, которая порой накаляется до предела и заканчивается фразой – «заберите его, я устала». Не каждый замещающий родитель оказывается способен принять ребёнка таким, какой он есть и адекватно реагировать на его особенности и проблемы, которые постоянно возникают в процессе их совместной адаптации к друг другу. Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребёнка, достигается не сразу и не всеми родителями. Одна из проблем – родители взяли ребёнка в замещающую семью и боятся сказать ему, что он не их кровный ребёнок. Они начинают придумывать всякие разные истории, вплоть до того, что «мы тебя потеряли в роддоме, поэтому у нас с тобой разные фамилии». Ребёнку или вообще ничего не говорят или вводят в заблуждение. А ребёнок чувствует, что что-то не так и не знает кто его настоящие родители, а иногда понимает и чувствует, что ему говорят неправду. И чему тогда учат родители своих детей – лгать и не говорить правду. Потом, когда ребёнок перенимает этот опыт и начинает сам говорить им неправду, то родители с обвинениями набрасываются на него. Бывают и такие случаи, когда дети знают всю правду о своих биологических родителях, но им приходится подыгрывать своей новой семье и играть в игры, создавая реальность того, что он ни о чём и не догадывается. О чём также пишет в своей книге Каролин Эльячефф «Затаённая боль». И здесь проявляется тонкое искусство оказания психологической помощи в первую очередь ребёнку, а потом и другим её членам. Основной целью в психокоррекционной работе с замещающими родителями является формирование у них позитивного взгляда на ребёнка. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребёнком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант адаптации ребёнка в семье. Своевременно оказанная психологическая помощь оптимизирует личностное развитие ребёнка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей. В результате психокоррекционной работы с замещающими семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребёнка, на значимость его особенностей, характера, мироощущения. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребёнку. Отношения родителей с ребёнком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учётом его психоэмоционального состояния. Таким образом, воспитывая ребёнка, они дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребёнка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребёнка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребёнка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребёнком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями и ребёнком. Такое взаимодействие позволяет создать необходимую почву для полноценного развития и воспитания ребёнка. Также одним из важных направлений психологического сопровождения семей остаётся психологическая профилактика. Важные моменты в процессе оказания психологической помощи детям: работа психолога с ребёнком должна сопровождаться присутствием и поддержкой семьи; раннее выявление проблемы позволяет избежать тяжёлых последствий; психологу необходима постоянная внутренняя готовность, сбалансированность, устойчивость.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|