Всегда ли полезно принципиально подходить к воспитанию ребёнка?

Всегда ли полезно принципиально подходить к воспитанию ребёнка?

            У разных родителей взгляды на воспитание могут быть абсолютно противоположными: от вседозволенности и попустительства, до строгого контроля и предписаний. В этой небольшой статье я бы хотела  поговорить об опасности излишней принципиальности и навязывания своего мнения детям, которая  делает процесс воспитания скорее похожим на дрессировку или муштру.

           Принципы - это определенные правила, установки и убеждения, на основании которых мы выстраиваем свое взаимоотношение с окружающим миром. Хорошо когда у родителя есть определённые правила, которыми он систематически и последовательно пользуется в воспитании детей. Именно эта стабильность в отношениях дает возможность чувствовать ребенку себя спокойно и уверенно.  

           Иногда родитель, руководствуясь благими намерениями, хочет, чтобы ребенок исполнил его указание любой ценой, не пытаясь разобраться, в чем причина детских протестов и капризов. Даже не допуская, что протест ребенка может быть вполне обоснован и вызван определенными причинами.

            Желание противостоять родителям обостряется во время детских кризисов, это наиболее характерно для кризиса 3-х лет и подросткового. Ребенок в этот период  учится говорить «Нет». Для следующего витка в развитии психики необходимо научится отказывать. Во время протестов ребёнок как бы пробует свои возможности и силы, насколько он может своими действиями повлиять на окружающий мир, исследует, сколько у него возможностей и прав. И конечно, свои эксперименты ему комфортней ставить на самых близких людях, на тех, кому он доверяет с кем у него наибольшая эмоциональная близость. Как правило,  такими людьми являются мама, папа или бабушка. Но родители вместо того, чтобы использовать потенциал этого конфликта – входят в какое-то соревнование и стараются подавить волю ребенка, и любой ценой одержать победу в этой борьбе.  Иногда противостояние достигает уровня военных действий, и тут уже не родитель и ребенок. А два противника или врага, а впоследствии побежденный и победитель.  Какие выводы в результате таких «педагогических интервенций» может сделать для себя ребенок?

            Если ребенок является проигравшей стороной, то он может, сделать соответствующие выводы, а именно: что его мнение никому не интересно, что он не может ни на что повлиять в своей жизни или может ощутить свою беспомощность и бесполезность. Став взрослым человеком, такой ребенок не сможет говорить «Нет», не сможет смело отстаивать свое мнение, у него могут быть проблемы с самоуважением или страх сопротивляться. Возможно, ребенок сделает неправильный вывод, что если ты кому-то говоришь, нет -  к тебе перестают  хорошо относиться, или отношениям в этом месте настает конец.  Но самый страшный вывод, который может сделать ребенок, это что его не любят или он не достоин любви.

            Родителю легко подавить ребенка интеллектуально или физически, но ребенок может ответить в другой плоскости и это могут быть болезни, какие-то травмы или неприятности в детском садике, в школе или с друзьями.

            Если родители сами постоянно навязывают свое мнение – то чаще всего у них вырастают дети, которые всегда и во всем пытаются отстоять свою волю, там, где надо и не надо, растрачивая всю свою энергию на бесконечную войну на работе,  дома, в транспорте, или везде сразу.

            Некоторые родители считают, что уступив ребенку, прислушавшись к его мнению, они его разбалуют, вырастят «морального урода». Принципиальные родители имеют благие намерения и пытаются заложить нравственность в своих детях. Но такая модель воспитания имеет много слабых мест. Наиболее слабое ее место это то, что ребенок, вырастая, не имеет достаточно внутренней свободы, целостности, своего мнения и творческих ресурсов для раскрытия собственного потенциала. Чрезмерное давление родителей не способствует формированию добрых эмоционально насыщенных отношений. Зачастую детям хочется поскорее вырасти и подальше удалиться от родителей.

             Ограничения и инструкции действительно очень важны в жизни любого человека. Ограничивая ребенка в его поступках, мы учим не нарушать личные границы, соблюдать правила общения и общественные нормы, но запретов не должно быть очень много. Они должны быть обязательно в том, что касается безопасности ребенка и окружающих, общепринятых норм поведения.

            Всегда, прежде чем настаивать на своем, подумайте, действительно ли это так полезно вашему ребенку, послужит ли это его развитию. Сделает ли это его личность сильней. И самое главное не забудьте проверить, с какой позиции вы сейчас говорите с ребенком. С позиции «ребенок - мое продолжение» и должен хотеть тоже, что и я? Или вы действительно любите своего ребенка и разрешаете ему быть отличным от вас? Ведь, если вы всегда точно знаете что лучше для вашего ребенка и что ему нужно делать, вы приучаете его к ощущению что он объект манипуляций. И в будущем он, возможно, сам станет манипулятором. Гораздо разумнее ограничивать ребенка в том, что действительно не полезно для здоровья и развития. Когда ребенок чувствует, что ему доверяют, и  родители видят и верят в его потенциал, он становится активным творцом своей жизни.  Давайте своим детям проявлять свою индивидуальность, разрешайте детям говорить «Нет», ведь умение  говорить «НЕТ» очень важно во взрослой жизни, прислушивайтесь к мнению своих детей, если хотите вырастить из них по-настоящему сильных личностей. Учите детей уступать своим личным примером, ведь иногда уступить, не значить быть слабым.

            Чтобы избегать острых конфликтных ситуаций и формировать у ребёнка чувство ответственности, самостоятельности  - можно использовать метод «выбора без выбора», это не значит, что вы поставите ребенка  в тупик. Предоставьте ребенку приемлемый для вас список вариантов ответа (к примеру, список курсов или времени посещения). Для ребенка это будет ценным опытом и необходимой свободой, однако для вас это не несет никаких рисков и не ухудшит ваши отношения в дальнейшем. Если избежать «острых» углов не удается – попытайтесь помочь ребенку обосновать свою позицию и говорите с ним как с взрослым человеком. В таких ситуациях не нужно считать конфликт чем-то «плохим». Для ребёнка истерики могут быть способом привлечь ваше внимание, выразить свои негативные эмоции. Нет ничего зазорного в том, что ребёнок пытается привлечь ваше внимание, так что старайтесь не обострять конфликты, а рассмотреть причину происходящего с позиции «родитель – ребенок», поддерживая и направляя его.

           

Желаю вам счастливых и радостных отношений с вашими детьми! 

 



Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Говорить или нет, что ребенок усыновлен.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь