|
Семейная консультация. Упражнение "Маленькие просьбы"Автор статьи: Марк Сухорученков
Терапевт: - Сейчас я попрошу вас выполнить одно упражнение. Пожалуйста, пусть каждый из вас придумает 3,4 маленьких просьбы к вашему партнеру и запишет их на бумажку. Это не то, что вы должны обязательно делать. Это то, что бы ваш партнер мог бы сделать, если бы он считал, что эта просьба маленькая. Когда вы придумаете и запишите, то вы будете говорить про эти просьбы, я буду просить вас, чтобы это было сформулировано в позитивном ключе, сформулировано конкретно, а дальше я спрошу вашего партнера, является ли она небольшой. Если ваш партнер считает, что эта просьба большая, значительная, то она не подойдет. Итак, вы готовы? Неважно кто из вас начнет? Николай: - Давайте, я. Я прошу, чтобы, когда, я прихожу с работы, ты выходила меня встречать. Терапевт. - Да, это конкретная, позитивно сформулированная и вроде бы, небольшая просьба. Так ведь, действительно, небольшая, Ирина? Ирина: - Действительно, небольшая. Николай: - Я прошу тебя не ругать меня сразу, за то, что я что-то, по твоему мнению, не сделал по дому. Терапевт: - Эта просьба сформулирована негативно: «не ругать». Как бы вы могли переформулировать так, чтобы было позитивно? Николай (после паузы): - Хорошо. Когда ты сердишься на меня, что я что-то не сделал, могла бы ты спокойно мне сказать о том, что ты хочешь, чтобы я сделал? Терапевт: - Так гораздо лучше. Является ли для вас, Ирина, это небольшой просьбой? Ирина: - Я уже много раз говорила, а ты не делаешь… Терапевт: - Извините, Ирина. Мы сейчас не обсуждаем, почему так происходит. Просто оцените, является ли для вас эта просьба незначительной? Ирина: - Нет, не является. Терапевт: - Эту просьбу вычеркиваем, дальше, Николай. Николай: - Могла бы ты иногда, говорить мне что, я молодец, что я что-то сделал хорошо и правильно? Терапевт: - Николай, это не очень конкретная просьба, хотя она и позитивно сформулированна. Когда именно и по поводу чего вы бы хотели, чтобы Ирина вам так говорила? Николай: - Мммм… Ну, раньше я за ужином рассказывал о том, что делал на работе. У меня довольно интересная, но трудная работа, мне бы нравилось, если бы ты меня хвалила. Терапевт: - Можно ли переформулировать вашу просьбу так: Когда после работы мы ужинаем, я прошу тебя выслушать про мои дела на работе и одобрить, поддержать меня, сказать, что я молодец, например, так? Николай: - Да, так. Ирина: - Мне нравилось, когда мы разговаривали за ужином, я готова это делать. Терапевт: - Скажите, Ирина, просьба обсуждать дела Николая за ужином и говорить ему, что он молодец, это действительно для вас незначительная просьба? Ирина: - Да, незначительная. Терапевт: - Хорошо, теперь Ирина, называйте свои просьбы. Ирина, зачитывает свои просьбы по одной. Терапевт, как и с Николаем, проверяет эти просьбы на конкретность, позитивную формулировку и на то, что Николай воспринимает эту просьбу, как действительно незначительную. Если просьба не соответствует, но ее можно легко скорректировать, то в результате обсуждения, рождается допустимая формулировка. Очень важно, чтобы не было спора. Если просьба считается Николаем значительной, то она просто не принимается. Очень часто не принимаются даже незначительные просьбы касающиеся привычки, даже если партнер считает просьбу об изменении привычки незначительной. Терапевт за этим внимательно следит. По завершении упражнения терапевт: - Спасибо вам большое. Вы Ирина и Вы Николай, блестяще справились с этим заданием, в итоге получились незначительные просьбы. Терапевт зачитывает окончательные формулировки просьб, принятые как незначительные Николая Ирине и Ириины Николаю, вручает супругам список. - Эти просьбы необязательны к исполнению. Вам совершенно не обязательно их делать, но вы теперь знаете, что бы хотелось вашему партнеру, что ему это может быть важно, и можете делать что-то из этого, совершенно добровольно, тем более, что просьба незначительна. Но если вы это не будете делать, ничего страшного. Только если по доброй воле, и если это вас не напрягает. Это упражнение очень полезно для усиления сотрудничества, позитивного взаимообмена и заботы друг о друге в паре. Эта техника особенно полезна, когда в паре случаются конфликты, и хотелось бы оживить взаимопонимание или заботу. Техника поведенческая, она учит пару новой, безконфликтной форме взаимодействия. Ее лучше впервый раз выполнять вместе с терапевтом, который внимательно следит за соблюдением правил и помогает паре. Затем она может даваться на дом в качестве домашнего задания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|