Играющий терапевт

Автор статьи: Елена Бартош

Спасибо моей бабушке, которая научила меня, что всё можно придумать и  устроить.

 Когда я училась на психолога, а потом на гештальт-терапевта, то стороной обходила всякие мастерские про творческое безумие, игровые формы терапии, использование в терапии пуговиц, камней  и так далее. Меня, как и многих, учили в основном разговорному жанру, я хотела быть глубоким, серьёзным и основательным психотерапевтом, в этот образ хорошо вписывались мудрый взгляд, борода и трубка, а вот всякие игрушки, тряпки и камешки - нет.

 Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Практика моя развивалась так, что с детьми мне пришлось работать не меньше, чем со взрослыми. Детям же мой мудрый взгляд и морщины на челе были совершенно неинтересны, а борода у меня так и не выросла. С детьми нужно играть, но приводят их ко мне на терапию. Взрослые хотят результата, дети хотят, чтоб было интересно, а я хочу, чтоб моя работа была полезной.

 Готовые наборы игрушек и настольные игры для терапии с детьми мало подходили - ведь никогда не знаешь, как будет развиваться игра, о чём она будет с этим ребёнком. У меня в кабинете были куклы и машинки, но такие же куклы и машинки есть у каждого ребёнка дома, эка невидаль.

 И я подумала - если в моём детстве диванные валики легко превращались в корабли, из газет возводились мосты, тапки становились акулами и дельфинами, а карандаши - универсальным оружием, то, может, это  волшебство сработает и сейчас? Сработало. Подушки стали космическими кораблями, фломастеры - лазерными пушками, по журналам можно было пройти над пропастью, а пластмассовыми буквами утолить голод (если, конечно, удастся их поймать, они очень вёрткие).

 Но самое главное, что я поняла - важна лёгкость и спонтанность. Взрослый клиент не потерпит фальши в беседе, если терапевт начнёт вымучивать вопросы, вспоминая, чему его учили на семинарах, дети же не терпят притворства и скованности. Высшая похвала, которую я получаю от детей: "А ты любишь играть!"

 Стулья и плед становятся домиком, кубики - грибами и ягодами, и вот мы сидим в норке, а снаружи метёт вьюга, воют волки, ухает сова. Мы маленькие существа, но мы в домике, нам безопасно. Здесь можно говорить о страхах, можно бояться и прятаться под шалью, можно долго-долго, несколько сессий повторять эту игру, набираясь ощущения безопасности, а когда наступит момент, выбежать на минутку за грибами, а потом на две - в лес  на разведку, а потом ещё раз - подразнить волка, и быстренько вернуться в домик, и придумать, как от него избавиться, и в следующий раз победить его, почувствовать свою силу и храбрость, и повторить это много раз, а потом пойти с мамой к доктору и почти не бояться, и чувствовать себя смелым в школе, ведь этот опыт - храбрости, уверенности, - уже есть, а если будет недостаточно, то дома можно тоже построить домик и посидеть в нём с фонариком.

 Дальше - больше. Если подходит ребёнку, то подходит и взрослому, и семье. Песочница - отличное средство и  для диагностики, и для терапии. О ней я подробно  расскажу в отдельной статье, здесь хочу только пояснить, что работаю с песочницей как гештальт-терапевт, для меня это такая же возможность диалога (разговора) с клиентом, как и беседа, и игра. И использую песочницу я тоже по-разному, в зависимости от обстоятельств, от истории клиента. Можно строить из песка замки и крепости, можно на его поверхности разыгрывать истории с игрушками, можно в нём прятать и находить сокровища. Каждая игра уникальна, индивидуальна, у каждой терапии свой язык.

Кстати, о сокровищах. Блестящие пуговицы, стеклянные шарики, старые брошки, бусины, брелки - очень ценные вещи. Их хотят похитить пираты, их дарят волшебники, их охраняют драконы.  Зарытые или спрятанные, они могут быть фигурой умолчания, найденные - послужить началом рассказа, подаренные - стать благодарностью.

 Я по-прежнему осталась серьёзным и глубоким терапевтом с морщинами на лбу и (хочется верить) мудростью во взгляде. Я много работаю с серьёзными проблемами, тяжёлыми, болезненными темами. Взрослых клиентов у меня больше, чем детей, но теперь я не боюсь предложить им поиграть с мелкими игрушками, обнять мягкого бегемота, помять резиновую гусеницу или поперебирать стеклянные шарики. Мы можем выстроить  галактику из карандашей или море из книг, и искать свой остров, свою планету, своё решение.

Любой предмет способен ожить  под внимательным и заинтересованным взглядом, рассказать свою историю, стать участником нашей. Не бойтесь смотреть, не стесняйтесь видеть. Даже в самом маленьком и простом кабинете вас окружает множество помощников, стоит только оглядеться вокруг себя и протянуть руку.



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • И опять трагедия с детьми, которую можно было избежать
  • Изменить свою жизнь можно в любой момент
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Почему покупка квартиры — это самая худшая инвестиция (которую только можно придумать)
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Можно ли стать целостной личностью, даже несмотря на свою многоликость?
  • Можно всё… если знаешь последствия
  • Сексуальное воспитание. Когда и как можно начинать говорить с детьми о сексе.
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Я разочаровался в отношениях, как можно доверять, ведь хочется уверенности...
  • Какие мужчины не хотят детей и можно ли их «перевоспитать»
  • Можно ли быть счастливой, если муж намного моложе
  • Как можно полюбить меня, с моими-то недостатками!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что можно получить от терапии?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Что можно, а чего нельзя получить в терапии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь