Неконгруэнтный терапевт

Есть мнение, что гештальт-терапия работает в пространстве между фено-
меном и словом (Е. Калитеевская). Это определение очень точно описывает
фокус работы гештальт-терапевта, поскольку невроз характеризуется застре-
ванием в полюсе определений и потере связи между ними и порождающим
их опытом. Сложность клиента в том, что он пытается повлиять из зоны
consciousness на зону awareness.

Он говорит буквально следующее: я все понимаю, но ничего не могу с этим
сделать. Сам по себе запрос «что-то с этим сделать» является невозможным,
поскольку движение из (A) в (C) является односторонним. Клиент огорчен
результатом, но теряет доступ к процессу. Задача гештальт-терапии, таким об-
разом, очень проста – она исследует то, что происходит в этом зазоре между
феноменологией и интерпретацией. Или точнее – как происходит расширение
этого зазора и, таким образом, потеря целостности?

Ниже мы попытаемся рассмотреть ситуации, при которых представление о
происходящем отрывается от собственно происходящего, становится ригид-
ным и неспособным к активным модификациям.

Зазор между (А) и (С) можно описывать в разных моделях и терминах.
Например, как потерю «творческого предразличия», при которой мое текущее
знание о ситуации сильно ограничивает возможность быть открытым к чему-
то новому, и тогда Self как процесс контактирования деформируется функцией
Personality, снижая чувствительность к феноменам поля. В зоне (C) преоблада-
ет каузальное мышление, при котором события детерминированы однозначно.
Отсюда и возникают вопросы – что мне сделать для того, чтобы произошло
или перестало происходить то-то и то-то.

(А) открыто для системно-полевой парадигмы. Ей свойственно рассматри-
вать происходящее как результат совместного действия многих сил, который
невозможно контролировать. Отсюда вытекает принятие того факта, что луч-
шей поддержкой для развития является опора на свою подлинность.

Что расширяет зазор между этими процессами и делает (С) изолированным
от (А)? Зазор между (A) и (С) хорошо иллюстрируют такие психические защи-
ты как интроекция и проекция. И в том и в другом случае материал, которым я
насыщаюсь или которым я раскрашиваю реальность, не относится к ситуации
контакта «здесь-и-теперь», он вырван из контекста своего возникновения и бло-
кирует возможность для ассимиляции нового. Можно сказать, что эти защиты –
результат «преждевременной индивидуации», когда еще ничего не произошло,
а я уже все понял. Тогда этот готовый символ перестает быть фигурой контакта,оставаясь на уровне аутистического бытия, при котором Другой не нужен.

Отличие символа от знака заключается в том, что если второй напрямую
указывает на связанный с ним объект, первый требует тщательной процедуры
декодирования, в результате которой исследуется ситуация порождения связи
между объектом и его обозначением в виде символа. Здесь также невозможен
прямой детерминизм, поскольку мы вступаем в зону неопределенности и по-
ливалентности ситуации. Это пространство индивидуального творчества, за-
полняющее зазор между «сейчас» и «потом», требует для своего исследования
смены парадигмы: от «Ты» как участника события к «Я» как к самому собы-
тию, то есть его переживанию. (С) как обозначение ситуации «Ты» таким об-
разом является разбиением непрерывной жизненной истории на дискретные
модели идентичности, тогда как (А) выступает за возвращение процессуаль-
ного характера осознавания.

Зазор расширяется в том месте, в котором происходит прерывание кон-
такта. Возможно, даже не прерывание, а чрезмерно быстрое его завершение.
Потому что в этом случае появляется слишком много искажений, и опыт на-
чинает кодироваться не только на основании собственных переживаний, но
и под действием сигналов из чужеродных конструктов. В месте прерывания
я как будто теряю что-то свое и загрязняю территорию подлинности тем, что
моим не является.

Ощущение трудности или проблемы, с которой необходимо что-либо сде-
лать, возникает из-за того, что в один не очень прекрасный момент человек
теряет доступ к содержанию своих переживаний. Эта ситуация хорошо иллю-
стрируется на примере семейных конфликтов, во время которых участники не-
доразумения перестают видеть друг друга как отдельных личностей. Вместо
этого на месте Другого возникает носитель рентных установок и ожиданий.
Точно такая же «слепота» возникает и в индивидуальной перспективе, когда я
перестаю нуждаться в себе, заменяя эту опору стремлением к умозрительным
долженствованиям.

В буддизме есть предупреждение о том, как можно испортить идею стремле-
ния к просветлению. Если стремиться к просветлению потому, что так поступатьправильно и конвенционально, тогда эта история становится не про приближение к своей истинной природе, а наоборот, про удаление от нее. Поскольку важ-о делать не то, что нужно, а то, что подходит нам в эту самую минуту.

Мамардашвили в «Картезианских размышлениях» описывает очень инте-
ресное моральное качество, которое он называет великодушием. Великодушие,
буквально, – это свобода и власть распоряжаться собой, поскольку только это
человеку подвластно и только …

Полный текст читайте:  Неконгруэнтный терапевт / / Гештальт-обзор 2014 № 5 Сборник материалов Украинского филиала Московского Гештальт Института.



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Опрос о том , что является ключевым в выборе психолога
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Портал в зазеркалье. Как я здесь оказалась и как найти любовь в том, что делаешь.
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Гештальт-терапия: Что происходит во время работы?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь