Свободный перевод статьи Harvey Schwarz, MD, профессора психиатрии, тренинг-аналитика Института психоаналитического образования и психоаналитического центра Филадельфии.
Может быть полезной в первую очередь для пациентов, поскольку объясняет примерно, как работает психоанализ.
"Почему терапевт спрашивает о прошлом?"
«Я не хочу тратить время на копание в прошлом» - часто можно услышать от пациентов. В сущности, детский опыт как обогащает, так и ограничивает жизнь человека. Тепло материнской любви становится основой доброты и нежности во взрослой жизни. Холод и отстраненность родителей вызывают боль и затрудняют построение близких отношений. Насилие сказывается на самооценке и увеличивает склонность к хроническим заболеваниям. Задача терапии – не просто узнать о нашем прошлом, но и понять, как прошлое продолжает жить в настоящем, влияя на нас без нашего ведома.
Прелесть психоаналитической психотерапии в том, что она позволяет человеку обнаружить отголоски прошлого опыта в теперешней жизни. Достичь этого понимания помогает удивительное явление – перенос (трансфер). Перенос является переживанием, при котором пациент чувствует к терапевту то, что чувствовал к воспитателю (родителю или тому, кто заботился о ребенке в детском возрасте – прим. пер.), будучи ребенком. Иногда также можно наблюдать посредством переноса, что отношение к терапевту повторяет отношение к самому пациенту в детском возрасте, как он это чувствовал.
Энн
Начав интенсивную терапию с женщиной терапевтом, Энн была настроена воинственно. Она одевалась в соответствии с терапевтом, которая была несколько моложе, сравнивала достижения и ученые степени своего мужа с «простеньким», как ей казалось, мужем терапевта. Проблемой, в связи с которой Энн обратилась за помощью, были многочисленные романы, которые она постоянно заводила. Она чувствовала необходимость соблазнить любого мужчину, который еще не был сражен ею наповал. Никакого удовольствия от этих отношений она не получала, не считая чувства удовлетворения от очередной победы.
Выяснилось, что Энн воспитывалась матерью, которая воспринималась ею как холодная и отчужденная, отдававшая предпочтение игре в гольф вместо помощи дочери с домашним заданием. При этом Энн была любимицей своего успешного отца, который осыпал ее подарками, и, казалось, любил больше, чем ее более способную в учебе младшую сестру.
Можно предположить, что конкурирующая позиция пациентки по отношению к терапевту, возможно, является частью переноса. Это означает, что эмоционально она переживала терапевта как интеллектуалку-сестру, над которой ей необходимо было взять верх, чтобы оставаться любимой дочерью в глазах отца. Для нее это поведение было автоматическим и неосознанным. Также это отражалось в чувстве неловкости, которое она испытывала по поводу восхищения умственными способностями терапевта/сестры, поскольку свой интеллект, как оказалось, ей пришлось спрятать, чтобы оставаться в роли «милашки» для своего влиятельного мужа.
В ходе терапии начали проявляться более глубинные чувства. Очевидным это стало тогда, когда внезапно Энн почувствовала ревность к другой пациентке, которую она увидела выходящей из офиса терапевта перед ней. Она фантазировала, что эта пациентка – любимица терапевта, а она – на втором месте.
В переносе Энн почувствовала, что ее заменили. Таким образом, болезненное чувство того, что она нежеланна и не ценна для матери, проснулось в безопасных отношениях врач-пациент. Теперь Энн смогла распознать давние чувства, бессознательно влияющие на нынешнюю жизнь. Призрак отстраненной матери ожил в отношениях с терапевтом, но теперь пациентка смогла осознать свои болезненные переживания и оставить их в прошлом. Этот опыт позволил ей понять сценарий разыгрывания с соблазненными ею мужчинами, избегая таким образом холодного отстранения, которое она чувствовала от матери в детском возрасте. И поскольку сейчас переживание этого опыта стало доступным для ее сознания, пропала необходимость заводить романы для разыгрывания преодоления старой травмы. Она порвала с этим. Теперь Энн могла распознавать и выдерживать свои желания, а также более открыто просить мужа проявлять свою любовь к ней. Какое-то время им было трудно привыкнуть к изменениям в их отношениях, но в дальнейшем муж оценил ее искренность, и их отношения стали более близкими.
Прошлое Энн без ее ведома жило в настоящем. При помощи анализа переноса вместе с терапевтом она осознать бессознательные чувства. Это помогло оставить прошлое в прошлом.
Если вы видите, что определенные паттерны поведения не дают ни удовлетворения, ни углубления личных отношений, возможно вы действуете под влиянием бремени ранних сценариев. Психоаналитическое вскрытие бессознательного влияния прошлого посредством переноса способно освободить энергию для более продуктивного будущего.
Перевод: Королищук Надежда, врач-психолог, психотерапевт, психоаналитик.
Ссылка на саму статью:
https://www.psychologytoday.com/blog/psychoanalysis-unplugged/201801/why-does-your-therapist-ask-about-your-childhood