Холодный психоаналитик (терапевт)

Автор статьи: Юлия Семина

Холодный психоаналитик терапевт

Среди клиентов порой бытует мнение, что психоаналитики довольно холодны и в психоанализе (психоаналитической терапии) клиенту приходится переживать больше фрустрации, чем в других направлениях. И это мнение не лишено смысла, ведь отец-основатель направления Зигмунд Фрейд в далеком 1919 году определил позицию аналитика в терминах нейтральности и абстиненции, согласно которым аналитик не должен давать пациенту какое-либо инстинктивное удовлетворение. Во многом это определялось идеей Фрейда о том, что предметом анализа являются подавленные и вытесненные инстинктивные влечения. Отказ в их удовлетворении будет способствовать их привнесению в сознание и в анализ, что даст возможность отказа от них или сублимации. В тоже время Фрейд признавал, что его работа преимущественно относилась к эдипальному периоду развития, а более ранние периоды развития человека оказались в значительной степени обделены его вниманием.

Пост-фрейдовский период был ознаменован расцветом исследований в области доэдипального развития ребенка и влияния дефицитов этого периода на дальнейшее развитие человека. И фокус внимания аналитиков сместился с инстинктивных влечений в сторону дефицитов раннего периода жизни, приводящих к прерыванию процессов естественного психического развития человека. Ранее существовавший полюс с идеей о пользе фрустрации (в том числе в анализе/терапии), т.к. ее преодоление, по мнению Фрейда, способствуют развитию эго, получил оппонента в лице Хайнца Кохута и сформировал иной полюс идей, основанных на том, что не фрустрация способствует развитию эго, а эмпатический отклик заботящегося окружения в ситуации фрустрации (страдания, боли) дают человеку надежду на восстановление и переработку болезненного опыта. Если же растущий человечек переживает дефицит эмпатического отклика, сонастройки, отражения его чувств и состояний, то неотраженные чувства переживаются им как ненормальные и происходит отчуждение от собственных чувств, потеря чувства себя, состояние пустоты и безвременья, «я» расщепляется, фрагментируется… разрушается.

Когда человек с дефицитами раннего периода развития приходит в терапию, то позиция абстинентности по сути повторяет ранний опыт такого клиента, создавая ситуацию, когда его ранние глубинные переживания оживают, и вновь не находят того, кто распознает и отразит их, того кто откликнется. Поэтому многие современные аналитики отказались от принципа абстиненции в пользу непрерывного эмпатического исследования, присоединения с раннему опыту клиента, отражению чувств и состояний клиента и поддержки.

О том, как работает принцип абстиненции наглядно видно в коротком ролике ниже:)

На видео мама вначале активно откликается на малыша, а затем застывает с каменным лицом (аки абстинентный аналитик:) и можно наблюдать, что происходит с ребёнком...



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 1 - физиология внутриутробного периода
  • О психоанализе и ситуация развития психоаналитического направления в Тверской области
  • Возрастные периоды развития человека по Эриксону
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Баланс поддержки и фрустрации в терапии
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • Стратегия развития психоаналитической терапии в Санкт-Петербурге.
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Проективная идентификация и ранние условия развития (взгляд Томаса Г. Огдена)
  • Про вред раннего развития
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Гимнастика как инструмент для раннего развития.
  • Подводные камни раннего развития
  • В чем суть методики раннего развития Г.Домана?
  • Страх посещения Центра Раннего Развития
  • Этапы развития человека
  • Декларация развития Человека
  • Развивающее общение вместо раннего развития и обучения.
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Психологическая периодизация развития человека
  • Последствия травм раннего развития как повод обратиться к психологу
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • О причинах увлечения родителей методиками раннего (опережающего) развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь