Подводные камни раннего развития

Ключевые понятия: психологическая готовность к школе, адаптация первоклассников

Последовательность и гармония – одни из основных принципов правильного психологического развития ребенка. Как говорится, всему своё время. 
Еще 20 лет назад учителя начальной школы говорили родителям будущих первоклассников: «Главное, чтобы ребенок был здоров, а остальному научим». Иными словами, требование уметь читать, писать и считать к дошколятам не предъявлялось, хотя кто-то приходил в первый класс уже имея багаж первых знаний. В таком случае ребенок получал на уроке дополнительные задания и работал самостоятельно. Остальные активно осваивали первые школьные умения в течение полугода. 
И это совершенно верно.
До шести лет в развитии ребенка идет так называемый период игры. К шести годам он подходит к завершению и в психической деятельности ребенка появляется важное новообразование – мотив учения. Только при наличии этого мотива происходит осознанное учение ребенка. 
И, как правило, в шесть лет дети сами активно начинают изучать грамоту. Важно: они хотят этого, им интересно учиться и у них всё получается! Кто-то любит учиться дома с родителями, кому-то нравится ходить в развивающие группы — «как взрослые ученики». А кто-то удивительным образом начинает читать и писать, не прилагая к этому каких-либо усилий — бегая, прыгая, играя и казалось бы вообще не интересуясь этой грамотой.
Таким образом, начинать знакомство с грамотой в шесть лет нормально, детская психика к этому возрасту уже полностью созрела, сформировалась для подобной активности познавательных процессов.
Но бывает и так, что, едва заговорив, дети, под давлением родителей, начинают повторять буквы, складывать их в слоги. У них перед глазами игрушки с буквами, настенные азбуки, а рядом мама, которая предлагает им прочитать что-то. Мамы гордятся детьми, читающими в четыре-пять лет, решающими задачи. Однако мамы не видят, что в это же время мозговая активность у ребенка направлена на те умственные действия, которые на уровне психофизиологии ему еще не свойственны. И затрачиваемой на это активности мозга не хватает на формирование у ребенка способности и готовности организовывать ролевую игру со сверстниками, учиться управлять своими эмоциями, уметь подчинять свои желания тому, что важно и нужно сделать сейчас, подчиняться правилам, которые устанавливают взрослые и впитывать культурные ценности семьи и общества. То есть гармоничное развитие маленького человечка нарушается.
А всё потому, что ребенок видит и слышит как важны родителям его успешность в грамоте и старается вовсю. Самое главное для него – это похвала и одобрение родителей.
В итоге взрослые, желавшие идти в ногу со временем и принявшие концепцию раннего развития ребенка формируют у малыша так называемую психологическую неготовность к обучению.
Выражается она в следующем:

  • ребенок всё умеет, но ничего не хочет и не делает;
  • ребенок тревожится за успехи настолько, что при неуспехе устраивает истерики со слезами;
  • ребенок не умеет общаться со сверстниками и либо замыкается в себе, обижаясь на всех, либо дерется и воюет;
  • ребенок приходит в школу только для того, чтобы поиграть;
  • ребенок не умеет подчиняться правилам.

И у педагогов и родителей перед глазами оказывается семилетний ученик с поведением пятилетнего ребенка. Активностей у него очень много, да и возможностей сколько угодно:

  • можно во время урока поговорить сразу со всеми одноклассниками, они никуда не убегут;
  • ответ можно кричать громче всех;
  • если залезть под парту, то всем становится весело и все смеются;
  • можно погулять по классу во время урока, никто не толкается, а сколько интересного на соседних партах!
  • а если выйти в коридор, то там совсем пустынно, бегай – не хочу;
  • писать в тетрадках уже неинтересно и надоело;
  • дома можно взять планшет и поиграть, включить телевизор, а в ответ на запреты очень громко покричать и пореветь.


Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?
  • Что должен уметь ребенок от 2 лет
  • Что должен уметь ребенок 2-4 лет?
  • Что должен уметь ребенок в 6 лет.
  • Что должен уметь ребенок от 3 лет
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как развивать и воспитывать ребенка первых лет жизни. А главное, зачем?
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Ребенок идет в первый класс: что важно учесть
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь