Методика раннего развития М. Монтессори

Автор статьи: 404

Мария Монтессори - врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук.

Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению М. Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность-главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

  1. От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.
  2. От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

 

По мнению М. монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

- правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

- развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

  • предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.)
  • Каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди)
  • Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными

Зоны образовательного пространства:

  • Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

  • Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятый период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

  1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им.  Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

  • Сенсорное развитие (0-5,5 лет)
  • Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

  • Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)
  • Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

  • Развитие движения и действия
  • Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

  • Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)
  • В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

  • Развитие речи (0-6 лет)
  • До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

    Это основные сензитивные периоды по М. Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.



    Просмотров: 485
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Развитие волевых процессов в среде Монтессори. Умение делать выбор и ждать
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь