«Вера без дел мертва»,
«Что сделали вы одному из малых сих, то сделали Мне»,
«Человек оправдывается делами, а не верою только» – эти и многие другие Евангельские слова предписывают христианам жить в формате добрых дел.
Святые отцы наставляют, что не только дела нужны. При этом еще необходимо иметь добрые мысли, а в сердце – любовь к ближним. Но всегда ли получается совместить? Что если в какой-то момент жизни у человека наступает вдруг усталость от добрых дел, и когда просят о помощи, находишь в себе силы откликнуться, только «скрипя сердцем». Можно ли продолжать оказывать помощь, если при этом в душе царит раздражение? Когда в твоем сердце злость, нужны ли такие «добрые» дела? Почему вообще возникает это состояние?
Одной из важных примет нынешнего времени стало развитие волонтерского движения в Украине. Это потрясающее явление объединило людей в благородном порыве самопожертвования, взаимопомощи, борьбы за жизни наших соотечественников и за судьбу Родины. Это тот род деятельности, который заслуживает безусловного уважения и восхищения, а с другой стороны, внимания, изучения специалистами и планомерной государственной поддержки волонтерства и благотворительности в целом.
Добровольческий труд (волонтёрство) – один из самых ярких феноменов человеческой цивилизации. Помимо технического прогресса существует ещё и эволюция человеческого духа. Это деятельность, основанная на обслуживании гуманности человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Волонтёрам чужд меркантилизм. Конкретные действия добровольцев могут быть воплощены в самых разных формах: это могут быть действия, направленные на решение социальных конфликтов, оказание гуманитарной поддержки и укрепление мира. Волонтёрство не имеет религиозных, этнических, возрастных, политических и географических ограничений. Участвовать в добровольческих действиях может каждый человек. Есть все основания надеяться, что добровольчество становится неотъемлемой частью украинского социума. Ведь добровольческий труд – это то, чему стоит посвятить часть своей жизни. НО! …Но при этом каждый должен понимать свои возможности и оценивать риски.
Волонтерское движение в мире
Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло до наших времен. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощи со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер и выполняет функции нравственного воспитания, возрождение фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие важных христианские ценностей.
Продолжая изучать историю о добровольческой помощи людям, необходимо отметить такое явление, как зарождение института сестер милосердия в христианском мире и западноевропейской культурах, а именно сестер милосердия времен Крымской войны (1853-1856 гг.) и русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Первой православной общиной сестер милосердия принято считать Свято-Троицкую общину, созданную в 1844 г. по примеру католических общин по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской.
Важно вспомнить историю создания Общества Красного Креста. 24 июня 1859 г. возле селения Сольферино разразилась битва, в которой столкнулись солдаты французской, итальянской, австрийской и сардинской армией. 6 тыс. его участников пали на поле битвы, 42 тыс. - ранены. Санитарные службы воюющих сторон не справлялись, раненые были обречены на страшные мучения. Свидетелем этой ужасающей картины стал молодой швейцарец-предприниматель Анри Дюнан. Он был поражен страданиями людей и обратился к жителям близлежащих селений с призывом помочь раненым, невзирая на то, какой те национальности, в какой армии воевали, на каком языке говорят. Призыв Дюнана был услышан, и местные жители принялись оказывать помощь раненым, повторяя вслед за Дюнаном "Все люди братья". В 1862 г. была издана книга Анри Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино", где он описывает не подвиги солдат на войне, а их страдания. Книгу он разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. В своей книге Анри Дюнан высказал идеи о создании в европейских странах добровольных обществ для оказания помощи раненым и необходимости принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение.
В 1863 г. пять жителей Женевы сформировали Международный комитет помощи раненым. В состав комитета вошли: генерал Гийом Анри Дюфура, одержавший победу над Зундербун-дом, почитаемый во всей Европе стратег; Анри Дюнан - самый молодой из присутствовавших; Гюстав Муанье, «профессиональный» филантроп, председатель женевского Общества поощрения общественного блага и множества других благотворительных комитетов; врач Луис Аппиа, увлеченный военной хирургией и врач Теодор Монуар, замечательный хирург.
17 февраля 1863г. состоялось его первое заседание, на котором генерал Дюфур был избран его президентом, а Дюнан - секретарем. Эта дата - день рождения Международного Комитета помощи раненым (с 1880 г. - Международный Комитет Красного Креста - МККК). В октябре 1863 г. в Женеве состоялась Международная конференция, в которой участвовали представители 14 стран и 4 благотворительных организаций. Она приняла ряд решений и рекомендаций, среди которых - создать в каждой стране добровольные комитеты по оказанию помощи раненым, предоставить статус нейтральности медицинскому и санитарному персоналу, действующему на официальной и добровольной основе.
В 1896 году Анри Дюнан напишет председателю Главного управления Российского Общества Красного Креста М.П.Кауфману, что существованию Красного Креста «мы обязаны благородному примеру России в деле оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны».
А всемирно известный врач Н.И. Пирогов дал высокую оценку деятельности сестер милосердия во время русско-турецкой войны: «Е.П. Карцева на театре военных действий в Болгарии и Е.М. Бакунина, действовавшая в эту войну в Азиатской Турции, могут служить для нас идеалом старших сестер».
Хотелось бы также отметить, что в 1850 году в Одессе была организована богадельня сердобольных сестер. Община ставила главной целью уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи. В роли управителя Богадельни выступило Императорское человеколюбивое общество. Поначалу в Богадельню, состоявшую из больницы на 24 кровати и сердобольного отделения, поступило лишь 3 сестры и 16 больных женщин. Принимались девушки и вдовы православной веры в возрасте от 20 до 40. На пожертвования доброхотов Богадельня расширяла свою деятельность и благоустраивалась.
В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов. С образованием Российского общества Красного Креста (РОКК) большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий, в том числе на театре военных действий.
В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.
В Западной Европе, во Франции добровольческое движение продолжило активно развиваться в 20-х годах XX века с международных волонтерских лагерей. Идея разнеслась по всей планете. В 60-х возникают десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-х. В 1998 г. было осуществлено около 2000 проектов в 84 странах мира. Идея «навалиться всем миром» на решение какой-либо проблемы находит многочисленных сторонников и энтузиастов и работает очень эффективно. Особенно популярна она в таких благополучных странах, как США, Англия, Германия, Испания, Франция, Финляндия, Швейцария и др. В волонтерском движении участвуют студенты, преподаватели вузов, люди самых разных профессий - вполне благополучные и респектабельные, но предпочитающие проводить своё свободное время или отпуск в активном созидании.
В США при президенте Клинтоне, начиная с 1993 года, волонтерское движение достигло самых больших размеров. В Германии работает огромное число некоммерческих организаций – около 70 тысяч. На добровольных началах в них занято свыше 2 миллионов человек. В Германии распространённой является система Центров добровольцев. Они существуют практически в каждом городе и призваны соединять организации и волонтёров, гармонизировать отношения между ними. Интересна статистика Центров: три четверти всех потенциальных волонтеров - женщины, около 15 процентов - пенсионеры. Работающие составляют менее 20 процентов, а школьники и студенты - чуть больше 5 процентов. Более половины добровольцев - безработные. Отмечено, что одним из мотивов добровольцев является поиск новых возможностей для дальнейшего трудоустройства, переориентация на рынке труда. Мотивы, которыми руководствуются, приходящие в Центр волонтёры: признание, обретение уверенности в собственной значимости и полезности, радость от совместного труда и добрых дел. Новые знания и опыт. Меньше изоляции и больше контактов. Многие добровольцы хотят помогать другим, так как сами столкнулись с подобной бедой. Другие недовольны ходом общественного развития и стремятся как-то его улучшить. В любом случае, добровольчество позволяет человеку расширить горизонты своей жизни за профессиональные или семейные рамки, помогает ему открыть в себе новые возможности - и расти, расти, расти.
Википедия даёт следующее определение слову «Волонтёр» (от лат. voluntarius — добровольный) — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. В словаре лингвиста, лексикографа, доктор филологических наук, профессора С.И.Ожегова, «волонтерство» трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. По мнению доктора исторических и философских наук профессора Холостовой Е.И., волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.
По мнению П. Джордан, волонтерство стремится к достижению нескольких результатов, отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны – дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу). Согласно данным М. Олчмана и П. Джордана, волонтеры не только хотят помогать нуждающимся (61%), но и
научиться чему-то новому (46%),
познакомиться с новыми людьми (29%),
хотят ответить людям за добро добром (11%),
настроены на борьбу с определенной проблемой (7%), которую считают особенно важной,
или просто обладают свободным временем, которое хотели бы провести с пользой (4%).
В свою очередь, во Всемирной декларации добровольцев сказано, что они имеют право посвящать свой талант, время, энергию индивидуальным и коллективным акциям, не ожидая за это вознаграждения.
Подводя итог изучению такого социального явления как волонтерство, хотелось бы подчеркнуть, что оно является составной частью развитого гражданского общества каждого из существующих в мире государств. Ведь оно призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан, а неправительственные организации выполняют именно роль связующего звена. Поэтому в каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается большое количество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами отдельных групп людей. Это организации и фонды благотворительного характера, объединения, ассоциации, союзы, гражданские движения, которые зачастую вырастают до общегосударственных масштабов. Таким образом, главная причина, делающая необходимым возникновение и развитие гражданского общества, - это исключительное многообразие интересов, защита прав определенных категорий граждан. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.
Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. Организация Объединенных Наций постоянно призывает государства принимать меры в целях повышения осведомленности о важном вкладе службы добровольцев, и тем самым побуждать еще больше людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев, как на родине, так и за рубежом, признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий.
В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (International Volunteer Day for Economic and Social Development) или коротко и понятно — Международный день добровольцев (International Volunteer Day). Общество, несомненно, нуждается в результативном труде волонтеров. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ и решении общественных проблем.
Феномен волонтерства в Украине
Признаки волонтерского движение в независимой Украине в том виде, в котором оно существовало до 2014 года, зародилось в середине 90-х годов. Начиналось с небольших групп добровольцев, которые проявляя собственную инициативу, брали шефство над детскими домами, домами престарелых, беспризорными детьми и животными, некоторыми отделениями государственных больниц, занимались поиском доноров крови и ее компонентов, становились защитниками природы. К сожалению, – предельно низкий уровень жизни в Украине на протяжении многих лет стал следствием медленного развития гражданского общества и не способствовал формированию активной гражданской позиции личности. Поэтому немногие из людей, желающих заниматься благотворительностью, готовы работать безвозмездно, они все свободное время вынуждены зарабатывать себе на жизнь.
Начиная с конца 2013 года сложившаяся в Украине ситуация начинает резко меняться. Социально-политические процессы, гражданское противостояние в стране и, к сожалению, военные действия на Донбассе не оставили равнодушными большую часть населения. Трудно сейчас делать анализ психологического состояния людей, которые ПРОСТО НЕ МОГЛИ ПРИНЯТЬ ТУ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ НЕОЖИДАННО ВСЕ ОКАЗАЛИСЬ.
Анализируя состояния многих людей, можно констатировать факт о тяжело перенесенной травме всего населения. И вот, на этой волне, простые граждане, до этого совершенно равнодушные к происходящим ранее в стране процессам и проблемам других, порой и рядом находящихся, нуждающихся в поддержке людей, стали «пробуждаться» от былой пассивности и начали проявлять активную гражданскую позицию. Это относится ко всем возрастным категориям людей – от детей и молодёжи до жителей преклонного возраста. ЭТИ ЛЮДИ приняли на себя все тяготы и проблемы, также неподготовленного к таким события правительства, но оказались более инертными, способными к быстрой самоорганизации и действиям.
В этих условиях общественные организации и благотворительные фонды стали объединяться, к ним стали обращаться люди, желающие участвовать в тех или иных движениях. К сожалению, государственная машина не смогла быстро сориентироваться даже в оказании планомерной первой помощи. Поэтому волонтерство в тот момент и до настоящего времени стало одной из движущих сил гражданского общества, подталкивающей государство к принятию тех или иных необходимых решений и конкретных действий.
Однако хочется поговорить о том, какое влияние эта деятельность оказывает на самих волонтеров и тех «подводных камнях», на которые мы натолкнулись.
Психологические риски волонтерской деятельности
Проблема психологических рисков в социальной деятельности волонтеров актуальна и мало изученная. В процессе непосредственной работы в условиях сложного взаимодействия с разными категориями людей, часто возникают негативные впечатления и стрессовые ситуации, в которые они попадают. Постоянное проникновение в суть социальных проблем человека, личная незащищенность негативно влияют на здоровье волонтера, который является своего рода эмоциональным донором.
К сожалению, на сегодня не разработана единая модель работы волонтеров, которая включала бы подготовку, организацию работы и поддержку. Это также обусловливает большую склонность к стрессу, большую уязвимость его психического здоровья. Серьезной проблемой остается психологическая реабилитация волонтеров в тех случаях, когда ни они, ни их команды, ни социальные службы не в состоянии ничего изменить в судьбе конкретного человека или в системе социальных отношений и социальной политики.
Большинство волонтёров постоянно находится в состоянии напряжения через нагромождение в организме стрессовых гормонов, которые вызывают не только внутреннее, но и мускульное напряжение и, кроме того, спазм и сужение сосудов.
Системность таких ситуаций может привести к тому, что принято называть «эмоциональным выгоранием» (Х.Дж. Френдербергер) или «эмоциональным истощением». Термин «выгорание» принято применять к профессиями, которые связаны с предоставлением помощи. Кроме волонтёров, «выгорание» часто может происходить у социальных работников, у медицинских сестер, врачей, учителей, психологов и представителей других профессий, в работе которых личная ответственность превосходит внешний контроль. Характерной для деятельности этих профессионалов является асимметрия ответственности за характер и результат взаимодействия работника и клиента: ответственность всегда в большей степени лежит на работнике.
Д.Миллер приводит принципиальные субъективные и объективные диагностические критерии выгорания.
Субъективно показатели выгорания сопровождаются снижением самооценки, которое связано с ощущением профессиональной некомпетентности и недовольством работой, а также множественными физическими и психическими признаками дистресса при отсутствии соматических и психических болезней: боль разной локализации, желудочно-кишечные расстройства, кожные проявления, слабость, бессонница, тревога, снижение настроения, проблемы сосредоточения, раздражительность, негативизм.
«Синдром» выгорания формируется в течение относительно длительного периода, но возникает остро. Заметными становятся пренебрежение рабочими обязанностями, погрешности, снижения дисциплины, негативизм, цинизм, фатализм.
Доброволец встречается с чужим страданием и даже смертью. Кроме этого, у начинающего волонтера меняется привычный режим жизни. Не остается времени на восстановление сил или увлечения. Нагрузка и степень эмоционального переживания увеличиваются, а ресурсов для восстановления сил становится все меньше. Волонтер может "выгореть", если неправильно распределит нагрузку. Например, станет уделять отдыху слишком мало времени или слишком много времени проводит с подопечными.
Факторы, которые приводят к исчерпанию личностных ресурсов и могут повлечь выгорание:
- недостаточная профессиональная подготовка;
- нехватка практического опыта;
- неопределенность профессиональных ожиданий (относительно результатов работы или критериев успеваемости);
̶ неопределённость профессиональных ролей и пределов (особенно избыточная идентификация с клиентами);
- ограниченность ресурсов;
- недостаточный уровень эмоциональной и социальной поддержки со стороны коллег, руководителей и подчиненных;
- недостаточность супервизий;
- несовершенство организационных структур и процесса работы (особенно нехватка времени и избыточная нагрузка);
- нехватка поощрения, признания успехов;
- недостаточное участие в принятии решений и ответственность без полномочий;
- негативное влияние работы на семейную жизнь;
- личностные качества (например, стыдливость, неуверенность в себе, трудности в управлении другими) и возраст;
- специфические факторы, например, этические дилеммы, необходимость сталкиваться со смертью, горем, опасными ситуациями.
Множественность стрессо-образующих факторов делает проблему предупреждения, преодоления стресса и «выгорания» у волонтеров достаточно актуальной.
Процесс, который в результате стрессов ведет к нервному истощению волонтера, имеет свои стадии:
̶ ЭНТУЗИАЗМ – стремление быть слишком полезным, идентифицироваться с клиентом и иметь нереалистичные ожидания от работы;
̶ СТАГНАЦИЯ – снижение ожиданий к нормальным пропорциям и выход личного недовольства на поверхность (работа не компенсирует потраченного в жизни);
̶ ФРУСТРАЦИЯ – увеличение трудностей, появление неуверенности в собственной компетентности, снижение толерантности и сочувствие, начало избегания отношений как механизм защиты;
̶ АПАТИЯ – безразличие или депрессия как защита против хронической фрустрации.
Если для волонтера характерно психологическое напряжение, то, как следствие, у него повышается конфликтность. Психологи рассматривают конфликт как особенный вид мук, когда ум разрывается между двумя противоположностями. Когда индивид вынужден сделать выбор между несовместимыми потребностями, желаниями, мотивами и (или) внешними требованиями, он оказывается втянутым в конфликт.
Реакция на фрустрацию в конфликтной ситуации возникает, когда путь к цели заслоняет какое-то препятствие, и может быть следующим:
̶ настойчивость – стремление продолжать свою линию;
̶ усиление – стараться еще сильнее;
̶ обход – идти к цели обходным путем;
̶ агрессия – добиваться своего с помощью насилия;
̶ обвинение – искать ошибку или виновных;
̶ отход – отойти от проблемы;
̶ выход – отойти от всего.
Возможности человека - вещь относительная. Их нельзя измерить, нельзя назначить, их нельзя заставить быть. Человек обладает силами, желаниями, дарами и способностями в меру, которую он сам не выбирает. Осознание их меры – есть трезвость и смирение. Это дело только самого человека. Только сам человек может осознать, сколько сил и какие способности он имеет сегодня. Только сам человек может осознанно принять решение, как употребить свои силы и способности, как распорядиться своим временем и силами сегодня. Это ответственность самого человека, это личная ответственность каждого. Переложить такую ответственность на кого бы то ни было - неадекватное решение, пример неадекватной ответственности.
Важнейшее в работе волонтера, конечно же, – это осознание необходимости собственной деятельности и наличие желания работать. Главное преимущество волонтеров заключается в том, что они выполняют работу, которая им нравится, и получают удовольствие, когда видят результаты. Но люди чувствуют себя так, когда знают, что они ценятся и признаются.
Важнейшими аспектами индивидуального менеджмента волонтеров по Л. Конвей является учеба, супервизии, поддержка и признание/ поощрение. Таким образом, основными элементами и этапами менеджмента является привлечение и отбор волонтеров, их учеба и супервизии, поддержка и поощрение. Очевидна роль индивидуального менеджмента в предупреждении выгорания. Важной является также подготовка к распознаванию и управлению стрессом и умением «сохранить себя». Важно научиться помогать «правильно», с самого начала деятельности определить все риски и уделить внимание профилактике «эмоционального выгорания у волонтеров».
Забота о других должна начинаться с заботе о себе и с любви к себе. Этот основной принцип и будет определять те методы и способы восстановления сил и энергии, которые помогут научиться справляться с синдромом ПТСР и избежать СЭВ. Каждому из нас требуется установить тот уровень напряжения, который необходим для благополучного существования и ВЫБОР ЗА НАМИ!
Анжелика Жукова, координатор
Общественного Штаба помощи переселенцам «Содружество»,
Мастер НЛП, член НСЖУ.
Использованная литература:
- Ведущий популярной киевской «молодёжки», духовный наставник православных волонтёров, насельник Киевского Троицкого Ионинского монастыря, архимандрит Иоасаф (Перетятько) [Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества]
- Священник Андрей Лоргус «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ И ВЛОНТЁРОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛЖВ».
- Елена Панкратова, психолог, волонтер психологической кризисной службы. Автор Елена Леонидовна Панкратова.
- Медицинская газета № 43 – 8 июня 2005 г. Синдром эмоционального выгорания.
- Л.А. Китаев-Смык ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 943 с. — (Технологии психологии).
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
+Другие интернет-источники.