В субботу закончился второй семинар с Долорес Москуэра «Лечение пограничных расстройств личности». Долорес - психолог, психотерапевт, директор Института Изучения Травмы и Расстройств Личности (Institute for the Study of Trauma and Personality Disorders, INTRA-TP) в А-Корунья, Испания. Так же является Консультантом EMDR Europe и фасилитатором Института EMDR. Автор книг и статей на темы расстройств личности, комплексной травмы и диссоциации.
Второй семинар за десять дней, потрясающе интересные. Я давно не получала такое удовольствие от учебы. Много полезного материала, с конкретными примерами из практики, видео, с сопровождением объяснения каждой работы. Стало многое понятно. Как много упускаешь, когда углубляешься в изучение одного направления. Возможно, мне как травматику этот материал близок, хорошо ложится, так как EMDR мне помог, как ни одно направление не помогло. Я работала со своей травмой около 4-х лет, результаты были, но постоянный фон отсутствия смысла в жизни все равно присутствовал. А тут, за какие-то три месяца такой прорыв! Наладился сон. Появилась работоспособность. Нашла для себя новый смыл жизни. Захотелось свои мечты воплотить в жизнь. Занялась реализацией проекта «Хочу ребенка». Сейчас пишу книгу по вопросам психологического бесплодия. В ближайших планах такая загрузка, надеюсь, что на все будет хватать времени, так как еще хочется успевать плавать и бегать.
Что я полезного почерпнула на семинаре.
Хочу с вами поделиться психологическими защитами, которые используют люди с пограничными расстройствами личности:
• Дихотомическое мышление. Люди с ПРР думают обо всем в черно-белых тонах. У них существует только два полюса: белый и черный. Они скачат от «ВСЕ» до «НИЧЕГО» когда они наталкиваются на триггер травмы.
Когда нет триггера, они могут видеть мир и в серых тонах. У них есть способность видеть тонкие серые оттенки. Они хорошо чувствуют других людей, быстро схватывают, они видят людей насквозь. Но проблема в том. Что они все принимают на свой счет. Если человек устал, они считаю, что он устал от них.
• Идеализация – обесценивание. Люди с ПРР идеализируют людей, так же себя, поднимают их на пьедестал, а если что-то происходит или настроение меняется, обесценивают, скидывают человека в «самую яму»;
• Избегание;
• Проективная идентификация – то, что чувствуют, переносят на других людей.
• Избирательные перемены настроения – стараются обращать на себя внимание манипуляцией.
• Желание угодить другим – стараются делать больше чем могут.
• Магическое мышление – магические решения, например я уеду жить туда где всегда тепло.
• Отрицание – отрицают реальность.
• Минимизация.
• Рационализация – стараются всему дать объяснение, убедить себя и других, много говорят, все объясняют.
• Прокрастинация – нечем не занимаются.
• Не осознавание – не реализация. Ничего не делают, не стремятся ни к чему, не работают.
• Диссоциация – улетают, мечтают, думают о чем-то.
Если этих людей что-то делает уязвимыми, слабыми, они по щелчку заводятся, злятся и кричат.
Я люблю свою работу. Увлечена изучением причин, мешающих людям жить полноценной жизнью; с большим удовольствием учусь, изучаю, развиваюсь в вопросах психологической помощи. Невозможно работать психотерапевтом-психологом без любви к своей профессии, к своему делу. В работе сталкиваешься с леденящими душу историями людей, с травмами, которые сломали или изменили жизнь человека. Волосы встают дыбом, когда тебе рассказывают об убийстве, насилии, изнасиловании, каких-то катастрофах.
Сегодня я думала о том, что меня побудило выбрать такую профессию. Основная мотивация заключалась в том, чтобы помогать людям выходить на новый, возможно для них еще неизвестный, уровень жизни. Помогать выходить из травмы, менять свою жизнь, строить, стремиться, хотеть, получать удовольствие.
На предыдущих выходных была на семинаре «Лечение диссоциативных расстройств с помощью EMDR» с Долорес. Долорес настолько понятно и доступно объясняла, как работать с людьми, которые пережили травму, как постепенно их собирать и интегрировать, чтобы они были способны жить в социуме в безопасности для себя и окружающих. Приводя клинические примеры из своей практики, она показала, как можно больного, развалившегося на части человека, превратить в нормальную, адекватную, приближенную к здоровой позиции личность.
Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой работы и в большом восторге от метода. Поражена до глубины души тем, как после сильнейшего потрясения, за достаточно короткий срок, учитывая, что в течение 20 лет другие специалисты не смогли ему помочь, человек выбрался из замкнутого круга травмы. Человек, переживший в 17 лет травму изнасилования, проведя 20 лет в больницах, совершив несколько попыток суицида, после работы в подходе EMDR наконец смог начать вести нормальный образ жизни, интересоваться чем-то, заниматься делами, изучать языки. Долорес показала, как мягко и бережно можно работать с человеком, получившим травму и страдающим от диссоциативного расстройства.
«В самом начале лечения у больного нет интереса становиться целостной личностью. Между частями существует дистанция, иногда фобии, страх, гнев, стыд, отвращение и отвержение». На этом семинаре на свой вопрос «Почему клиент уходит из терапии?» я получила ответ, который я искала на протяжении всей моей практики. Человек уходит из терапии, потому что у него нет интереса к выздоровлению. Немного людей способны двигаться, несмотря ни на что. Может быть, они имеют стойкое желание, может, их ведет интуиция, а может, даже чувство самосохранения.
Человек, получивший сильнейшую травму, подвергнувшийся изнасилованию, насилию, переживший катастрофу, длительное игнорирование, постоянно хочет выйти из травмы любым способом, так как жизнь в рамках и под давлением травмы слишком изматывающая. Если пострадавший не работал со специалистом, который может помочь проработать травму, он будет продолжать жить в травме. И тогда может происходить все, что угодно: от притягивания к себе повторяющихся событий до нанесения себе вреда различными способами. «Человек наносит себе вред из-за низкой умственной продуктивности. Когда человек "в травме" - отсутствует ментальная энергия, всем управляют чувства».
Четыре дня учебы с открытым ртом! Это настолько интересно. Я думаю о том, насколько эффективнее теперь смогу помогать обратившимся ко мне людям. И уже успела применить в своей практике.
Происходят какие-то стечения обстоятельств, и я всегда попадаю туда, куда мне необходимо попасть. Выбор следующего обучения всегда вытекает из потребности восполнить пробел или недостаток имеющихся знаний. Слушая, как можно выстраивать работу с травмой, частями и пограничным расстройством личности, я понимала, как можно использовать эти навыки в работе с женщинами, которые не могут забеременеть и родить ребёнка.