|
Невроз навязчивых состояний у детей.Автор статьи: Екатерина Докунова
Родители детей, нередко обращаются к психологу, неврологу или психотерапевту с жалобами на необычноые, навязчивые действия или страхи у ребенка.
Такое необычное и пугающее родителей поведение ребенка чаще всего и является проявлением невроза навязчивых состояний. Я нашла одно из определний неврозов, которое и попробую разобрать в статье. «Неврозы - это психогенные ( конфликтогенные) нервно-психические расстройства, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений». Что значит психогенные (конфликтогенные) расстройства. Это означает, что вышеупомянутые действия или страхи имеют психологическую причину. Это одно из двух видов событий. Макротравмирующие или микротравмирующие события с одной стороны и особенная личностная уязвимость и готовность с другой. К макротравмам или значимым психотравмирующим ситуациям относятся такие события в жизни ребенка как:
К микротравматическием событиям относятся ежедневные мелкие события, длительно (хронически) действующие стрессорные факторы, конфликтное напряжение от которых аккумулируется и истощает адаптационные возможности организма. К таким событиям могут быть отнесены:
В результате этих событий рождается внутренний конфликт, связанный с невозможностью удовлетворить базовые жизненно важные потребности ребенка (в любви и принятии, в безопасности). Однако, как и в воникновении других психологических трудностей и психических расстройств, микро и макрособытия являются только одним из факторов. Ведь все дети сталкиваются с такими событиями, однако не все реагируют на них формированием невроза. Чаще всего имеет значение сочетание нескольких факторов. Как было сказано выше, особенная готовность к формированию невроза в личностной организации также играет большую роль. Например: Эмоциональный интеллект. Чем старше ребенок и чем выше его способности понимать свои чувства, уметь их называть, связывать с внешними событиями, а также выражать их открыто, тем ниже вероятность отреагировать на стрессы и конфликты неврозом. Семейная культура, в которой родители собственным примером демонстрируют ценность различных переживаний, необходимость и возможность говорить открыто даже о трудных чувствах, плакать, расстраиваться, горевать, грустить, бояться, способствует развитию навыков эмоциональной компетенстности ребенка и расширяют круг его стратегий и инструментов совладания с травмирующими событиями. Тревожность и дефицит доверия – личность ребенка, формирующаяся в условиях дефицита доверия со стороны родителей (к нему самому, к жизни, к другим людям) также часто оказывается уязвимой для подобного рода расстройств Если родители сами воспринимают и видят мир полным опасностей, а ребенка, неспособным с этими опасностям справиться они транслируют ребенку собственное настороженное и тревожное отношение к миру ребенку.«Не ходи, упадешь», «Оденься, заболеешь», и.т.п Чтобы было понятно о чем идет речь, я приведу пару примеров из практики, описывающие механизм формирования подобных расстройств.
Около 4 месяцев назад в семье умерла бабушка, с которой девочка была очень близка. Родители решили не брать ребенка на церемонию похорон и вообще не слишком посвящать теме утраты время. Просто сказали, что бабушка умерла. Сами родители не имеют сформированного отношения к теме смерти, не умеют открыто говорить и размышлять о ней. Однажды девочка поинтересовалась умрет ли она, на что родители сообщили, что ей незачем об этом думать, это дурные мысли. Больше к теме утраты родиетели не возвращались, не выражали открыто собственные чувства по отношению к событию и не инициировали разговоров на тему переживаний ребенка. Конечно, чаще всего родители не видят связи между внешними событиями и симптомом ребенка, и воспринимают его как отедельно возникшее и существующее от жизни ребенка и семьи расстройство. Тем более, что нередко эта связь не такая очевидная, как в приведенных примерах. Поэтому первое, что необходимо сделать в процессе работы с семьей это совершить переход от симптома (реакции) к причине (конфликту). Кроме этого полезно понимать функции и смысл (или позитивный аспект сипмтома) навязчивых действий. Чаще всего функция такого поведения заключаются в попытках (например)
Обычно отвечая на вопрос о том, как быть и что делать с каким-либо расстройством, я начинаю с того, чего делать не стоит. Если вы заметили навязчивые страхи, мысли, действия ребенка не стоит его ругать, пугать, заставлять преодолевать свой страх и сделать то, чего он так боится. Не нужно его стыдить или высмеивать его действия. Ребенок не может влиять на это поведение усилием воли. Вообще заострять свое внимание на симптоме (навязчивом поведнии, страхах) не стоит. Важно понять, что стоит за этим симптомом, какова причина. Если есть возможность, я рекомендую семьям обратиться к специалисту.(психологу, психотерапевту, неврологу). Невроз навязчивых состояний чаще всего требует психотерапевтического наблюдения и сопровождения семьи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|